В русский язык слово триптих пришло из древнегреческого. Она трактуется как трехсторонняя, тройная, сложенная в три раза, с тремя сторонами, состоящая из трех досок, то есть число «три» появляется неизбежно, предполагая, что присутствие этого числа не случайно.
Триптих как оригинальная форма визуального повествования
Триптих состоит из набора из трех досок. Порядок расположения экранов определяется их положением в визуальном повествовании. Обычно самая большая панель находится в центре триптиха, а две меньшие панели — по бокам. В классической традиции полотна состояли в основном из деревянных панелей, соединенных металлическими петлями. Современные художники несколько отступили от этого правила и используют различные виды ткани и бумаги.
Особенности и предназначение триптиха
На первый взгляд, триптих мало чем отличается от обычной картины на одном холсте. Это лоскутное полотно из трех работ, соединенных в строгой последовательности. По своему содержанию триптих значительно отличается от других видов искусства. Дело в том, что при работе над одним полотном художнику приходится использовать сложные композиционные приемы и прилагать больше усилий для развития динамики сюжета. Первоначальное разделение арт-пространства на три зоны упрощает работу. Четкие физические границы холстов помогают зрителю увидеть все микроистории и определить порядок повествования. Согласно правилам нашего языка, мы читаем тексты слева направо, поэтому мы интуитивно применяем тот же порядок к другим сериям символов и изображений. Эта особенность нашего восприятия позволяет нам построить художественное повествование с помощью простых композиционных приемов. Кроме того, пространственное разделение полотен позволяет представить временную смену объектов без противоречий в сюжете в пределах одного и того же пространства. У формата триптиха есть и другие преимущества. Такие произведения искусства можно складывать, например, для транспортировки, при этом надежно защищая окрашенную поверхность от повреждений. Триптихи также прекрасно вписываются в интерьер церквей: Горизонтальная ориентация этой работы повторяет контуры иконостаса и религиозной архитектуры. Неудивительно, что триптихи впервые появились в традиции христианского искусства и лишь позднее стали использоваться светскими художниками. В качестве художественных материалов традиционно использовались деревянные панели, темперные и масляные краски. Позже художники начали нарушать эти негласные правила, активно экспериментируя с бумагой, холстом и всевозможными красками.
Триптих: картины, повлиявшие на историю мирового искусства
- Благовещение (1333). Триптих Симоне Мартини и Липпо Мемми, созданный для Сиенского собора в Италии. Работа имела огромное значение для традиции готической живописи. Триптих расписан темперой и золотом. Использование драгоценного металла позволило создать эффект свечения фонового пространства, придающего образам евангельского повествования большую выразительность. Одежды, цветы и другие предметы, изображенные на холсте, имеют традиционное для христианского искусства смысловое наполнение.
- Алтарь Портинари (1475). Триптих кисти итальянского мастера Гуго ван дер Гуса. Традиционный евангельский сюжет здесь получает новую эстетическую интерпретацию благодаря применению новаторских для своего времени средств выразительности. Работа оказала заметное влияние на представителей итальянского Раннего Возрождения. На картинах можно увидеть множество символов и образов, заимствованных из христианского предания.
- Сад земных наслаждений (1500-1510). Одна из самых неоднозначных и интересных работ Иеронима Босха. Сегодня существует множество интерпретаций сюжета, но ни одна из них не считается единоверной. Общая канва произведения – печальный финал жизни человека, поддающегося плотским искушениям. На центральном холсте автор изобразил всевозможные соблазны, принимающие подчас гротескные и метафорические формы. В произведении прослеживается характерная для таких работ временная направленность: мы видим, как на панелях разворачивается строгая последовательность событий.
- Три наброска к портрету Люсьена Фрейда (1969). Работа Френсиса Бэкона, поставившая ценовой рекорд для триптихов. В 2013 году на аукционе Кристис она была продана за рекордные 142,2 млн долларов. Триптих посвящен сердечному другу художника, с которым его связывали общие взгляды на искусство в течение десятилетий. Общая гамма этого произведения несколько ярче, чем обычно. К тому же, сами образы на холстах куда приятней, тех антропоморфных фигур, которыми увлекался Бекон.
- Вавилонская башня (1996). Потрясающая работа польского художника Яцека Йерки, выполненная в уникальном стиле реалистического сюрреализма. Триптих содержит прямые отсылки к «Вавилонской башне» Питера Брейгеля Старшего, написанной в 1563 году. В центре повествования оказывается классический для европейской цивилизации богоборческий мотив. Вавилонская башня – это метафора человеческих попыток бросить вызов божественному началу и достичь небес, опираясь только на свои собственные силы. Традиционный сюжет Йерка дополняет актуальной для современности экологической тематикой. На левом холсте изображен мир природы, из которого человек начал свой путь к цивилизации, а справа – уже омертвевшее пространство, заполненное заводами. Смысловые акценты художнику помогают расставить характерные для его творчества образы «зверомашин» и других фантастических созданий.
Число «три»
И действительно, в концепции триады триптих играет важную роль во многих философских учениях и верованиях. В праздник Святой Троицы давайте вспомним сошествие Святого Духа на апостолов, которые явили Троичность Бога: Бог Отец, Бог Сын и Бог Святой Дух. Поэтому число «три» имеет сакральное значение в христианстве: три распятия на Голгофе, воскресение Христа на третий день, три волхва, приветствовавшие рождение младенца Иисуса, три добродетели — вера, надежда, любовь и т. д.
В фольклоре, быту, пословицах, суевериях и литературе число «3» часто используется в особом, иногда магическом смысле: три раза плюнуть через левое плечо, чтобы избежать сглаза, «Бог любит троицу», три поцелуя, три щеки, «три девицы ворочаются под окном поздно ночью» и т.д.
Что можно сказать о значении числа три в науке: три измерения пространства, три состояния материи, три фазы луны и многое другое.
Давайте вернемся к анализу того, что такое триптих, и более внимательно рассмотрим некоторые области, в которых используется этот термин.
Триптихи для алтарей и иконы-складни
Форма триптиха активно использовалась в Средние века для украшения храмов. Он был наиболее популярен в христианском искусстве Западной Европы в XIV-XVI веках. Триптихи с религиозной тематикой изготавливались для храмов и размещались на алтарях. Это могут быть графические, трехчастные полотна, вырезанные из дерева, или большие композиции из витражного стекла.
В меньшем масштабе трехчастная форма изображения использовалась для изготовления складных икон. Боковые рамки с поясняющими дополнительными изображениями закрывают среднюю часть с основным изображением. Такой символ называется модульным символом.
Святая Троица. Воскресение Христово со святым Иоанном Крестителем и святым Николаем в складках. Складная икона, Россия, 17 век.
Триптих в изобразительном искусстве
Триптих пришел из религиозной живописи в изобразительное искусство. Это может быть композиция из трех произведений разных жанров искусства: Картины, скульптуры, рельефы, рисунки и т.д., которые дополняют друг друга и образуют единое целое с общей идеей, темой, предметом или фигурами. Центральный раздел часто является наиболее важной частью и характеризуется своим масштабом и важностью содержания.
Картина Иеронима Босха «Стог сена» является примером трех картин, связанных одной темой осени. На центральной картине аллегорически изображен род человеческий, погрязший в грехе, а справа — колесница, запряженная демонами. Он представляет собой ад. А на левой стороне — начало грехопадения с изображениями Адама и Евы.
Иероним Бош. Груда соломы, 1500-1516 гг.
Три части триптиха Михаила Нестерова «Воскресение Христово», написанного для Марфо-Мариинской обители, связаны между собой разной темой: событиями в утро Воскресения Господня. Каждая отдельная картина продолжает повествование, начатое в предыдущем эпизоде. В результате получилась связная история: слева — удивленная Мария Магдалина, которая пришла на могилу своего учителя и не находит его в гробнице. В центре ангел приглашает нас посмотреть на камень, на котором накануне лежало тело Христа. Правая часть триптиха завершает историю встречей Марии с воскресшим Христом.
Михаил Нестеров. Воскресение Христово (Утро воскресения). Триптих. 1910-1911.
Три картины Фрэнсиса Бэкона образуют триптих, изображающий одного и того же человека, британского художника Люсьена Фрейда, в различных позах сидящего на стуле.
Три эскиза Фрэнсиса Бэкона к портрету Люсьена Фрейда, 1969 год.
Британский скульптор Джон Эдгар создал группу из трех терракотовых портретов. В триптих на тему окружающей среды вошли ученый и эколог Джеймс Лавлок, философ Мэри Мидгли и писатель Ричард Мейби. Общим для этих людей является их попытка повлиять на экологическое поведение человека по отношению к природе. Джон Эдгар: Окружающая среда.