- 7 видов цветовых контрастов с примерами
- 2. Контраст светлого и темного
- 1. Контраст по цвету или хроматический
- 2. Светлотный контраст
- Для чего используется контраст в современном дизайне
- Виды контраста
- Контраст холодного и тёплого
- Контраст дополнительных цветов
- Цветовой круг по Иоханнесу Иттену
- Как пользоваться цветовым кругом
- 1. Дуэт противоположных цветов круга
Слово «симультанный» означает «одновременный». Это эффект восприятия, когда серый цвет на фоне обширной площади яркого цвета начинает восприниматься по-другому, обретая характер дополнительного цвета. Например, серый цвет на оранжевом фоне может казаться голубоватым, а на зеленом фоне он выглядит более розовым.
7 видов цветовых контрастов с примерами
Мы начинаем обсуждение темы, которая вплотную связана с живописью и взаимодействием цветовых сочетаний. Умение различать цветовые контрасты, а также понимать каждый из них в отдельности, представляет собой важный аспект теории цвета. Однако редко можно встретить произведение искусства, в котором задействован исключительно один цветовой контраст — чаще всего художник применяет несколько видов контратстов одновременно. Для простоты я использовал примеры с собачками, стараясь показать только один контраст в каждом из них, чтобы продемонстрировать их различия. Также я рекомендую уделить внимание еще одной ключевой области теории цвета — видам цветовых гармоний.
Самый простой из всех контрастов заключается в сопоставлении чистых, неразбавленных цветов. При этом допускается использование первичных, вторичных и третичных цветов. Для достижения более яркого эффекта можно добавить черный или белый цвет. Если разделить отдельные цвета черными линиями, это создаст более выраженный контраст (так, например, можно вспомнить работы Пита Мондриана). Напротив, если разделительные линии будут белыми, контраст может уменьшиться. В целом, такой тип контраста создает ощущение силы и уверенности.
2. Контраст светлого и темного
Этот тип контраста основуется на взаимодействии цветов с различной тональностью. Чтобы добиться контраста между светлыми и темными цветами, можно: а) непосредственно сопоставить цвета разной светлоты, например, желтый — один из наиболее светлых цветов, а фиолетовый — наибольший из темных; б) осветить какой-либо цвет, добавив к нему белый, либо затемнить его, добавив черный.
Наиболее эффективный способ распознать контраст светлого и темного — это прищурить глаза. В таком случае цветность снижается, и становится легче различать оттенки серого цвета!
1. Контраст по цвету или хроматический
Хроматический контраст представляет собой самый простой и яркий контраст. В этом случае каждый цвет берется в полной насыщенности и яркости. И всё.
В первом примере третий цвет склонен к синему, а во втором — к зеленому.
Дмитрий Горелышев
Хроматический контраст сразу же создает мощное визуальное впечатление — такую композицию сложно не заметить, однако долгое наблюдение за ней может быть утомительным.
Александр Родченко
2. Светлотный контраст
В данном случае один цвет максимально осветляется, в то время как другой — максимально затемняется. Третий цвет занимает промежуточное положение между ними по светлоте. При взгляде на такую композицию мы прежде всего замечаем контраст между темным и светлым, в то время как изначальные цвета, например, были оранжевым и синим.
Смотрим на композицию и отмечаем, что здесь мы в первую очередь видим отличия в светлоте, а не именно оранжевом и синем.
Дмитрий Горелышев
Эффект светлотного контраста: при первом взгляде на изображение мы замечаем только светлый элемент на темном фоне. Все тени собраны по цвету и максимально затемнены: стены в тени не бежевые, а синеватые; стул не красный, а фиолетовый. Пятна света, наоборот, оказались высветленными.
Холлис Данлэп
Для чего используется контраст в современном дизайне
В современном графическом дизайне контраст применяется даже более активно, чем когда-либо в живописи. Это обусловлено тем, что он способствует привлечению внимания и помогает направлять взгляд зрителя к необходимым элементам, что является неоценимым для рекламной индустрии. Раскроим несколько основных функций контраста в современном дизайне.
Создание сильной визуальной иерархии. Контраст позволяет выделить элементы дизайна по степени важности. Например, контраст по размеру может выделять заголовки, логотипы, кнопки или иконки. Контраст по цвету можно использовать для обозначения активных и неактивных элементов интерфейса, ссылок или уведомлений. Контраст по форме часто используется для отделения разных типов информации, например, текста и изображений.
Улучшение читабельности и юзабилити. Контраст способствует обеспечению хорошей видимости и понятности элементов дизайна, особенно текста. Например, контраст светлого и темного позволяет создать достаточный разрыв между текстом и фоном, что облегчает чтение и восприятие информации. Контраст по насыщенности создает ясное различие между передним и задним планом, что уменьшает зрительный шум и не отвлекает пользователя от основных элементов.
Добавление оригинальности. Контраст может использоваться для создания уникального и привлекательного визуального стиля, который отражает индивидуальность бренда или продукта. Например, контраст по цвету может применяться для создания ярких и насыщенных сочетаний, вызывающих определенные эмоции и ассоциации. Контраст по форме способствует созданию необычных и запоминающихся композиций, которые привлекают внимание и стимулируют воображение.
Дизайн-волна — это ваше быстрое погружение в сферу дизайна. Участвуйте в эфирах с экспертами, выполняйте простые практические задания и получайте подарки.
Виды контраста
Контраст в изображении может быть тоновым и цветовым.
Тоновый (или тональный) контраст представляет собой разницу между светлыми и темными тонами изображения. Тон определяется тем, насколько предмет кажется темным или светлым при различных условиях освещения. Чем больше разница между светом и тенью, тем сильнее выражается тональный контраст. Он помогает создавать объем, глубину, рельеф и выразительность форм, а также акцентирует внимание на главном объекте изображения.
Цветовой контраст — это различие между цветами изображения. Он зависит от расположения цветов на цветовом круге, их насыщенности, светлоты и температуры. Цветовой контраст помогает создавать настроение, эмоции, атмосферу и символику изображения, а также выделяет конкретные объекты или их планы.
Цветовой контраст разделяется на подвиды в зависимости от критериев сопоставления.
- Контраст по цвету — это разница между цветами спектра в их предельной насыщенности, то есть между цветами, находящимися на противоположных сторонах цветового круга. Это наиболее яркое и впечатляющее проявление цветового контраста.
- Контраст светлого и темного — разница в светлоте цветов относительно друг друга. Например, можно упомянуть сочетания белого и черного, желтого и синего, розового и коричневого. Данный вид контраста часто пересекается с тональным контрастом, но это не всегда так.
- Контраст холодного и теплого — основан на различии температур цвета и его оттенков, что достигается за счет визуального восприятия. Например, синий и красный, зеленый и оранжевый, фиолетовый и желтый. Этот вид контраста помогает создавать ощущения пространства, тепла или холода, близости или удаленности.
- Контраст дополнительных цветов — разница между цветами, располагающимися напротив друг друга на цветном круге. Например, красный и зеленый, синий и оранжевый, желтый и фиолетовый. Это наиболее мощный вид цветового контраста, создающий наибольшее визуальное напряжение и динамику.
- Симультанный контраст — это разница в восприятии оттенков нашим сознанием, когда мозг дорисовывает дополнительные цвета в тех местах, где их нет. Например, один и тот же серый цвет может выглядеть более теплым на синем фоне, более холодным на красном и заметно синеющим на желтом.
Контраст холодного и тёплого
Типы цветового контраста касаются не только визуального восприятия, но также затрагивают и физическое восприятие температуры. Например, где вам будет комфортнее: в комнате, оформленной в желтом цвете, или в комнате зеленого оттенка? Действительно, зрительное восприятие и физическое ощущение температуры тесно связаны между собой. Чтобы подтвердить это, можно обратить внимание на проводимые научные эксперименты. Участников, находящихся в помещениях красно-оранжевого и сине-зеленого цветов, спрашивали о самочувствии. Выяснилось, что в сине-зеленом пространстве люди жаловались на холод при температуре 15 градусов Цельсия, в то время как в красно-орнажевом они ощущали холод лишь при температуре около 11 градусов Цельсия. Подобные исследования также касаются животных: известно, что красный цвет активизирует кровообращение, в то время как синий способствует его замедлению. Например, лошади, находящиеся в синих конюшнях, успокаивались быстрее после скачек, чем те, которые на время находились в красной конюшне.
Какой же цвет считается самым тёплым? Красно-оранжевый, известный также как сурик. Посмотрите на него: он напоминает огненные оттенки, стремящиеся согреть взгляд. Когда печатные машины воспроизводят сурик на бумаге, кажется, что при прикосновении к этому цвету мы почувствуем тепло.
В то же время, самым холодным цветом признан сине-зеленый (содержащий оксид марганца). У многих при воспоминании о нем незамедлительно возникают образы глубины моря или свежести воздуха. Вместе эти два оттенка создают максимально выраженный контраст теплого и холодного.
Помимо этого, с школьных времен известна простая классификация цветов: красный, желтый, оранжевый и красно-фиолетовый относятся к теплым цветам, тогда как синий, зеленый, сине-зеленый, фиолетовый и желто-зеленый считаются холодными. Черный, белый и серый остаются нейтральными. Но при выборе цветовой температуры для своей рекламы не забывайте, что и здесь всё достаточно относительное. Красный, безусловно, теплый цвет, но в восприятии он может ассоциироваться с пожаром. Поэтому, если вам нужно создать мягкое и теплое ощущение, внимательно выбирайте палитру и прислушивайтесь к своим чувствам. Здесь все зависит от контекста. Как показывает опыт работы в типографии, грамотно подобранный контраст позволяет добиться гармонии и понимания передачи нужного послания для зрителя.
Кроме того, художники-импрессионисты продемонстрировали, что холодный цвет неба в течение всего дня контрастирует с теплыми оттенками солнечного света. Французский живописец Клод Моне работал не в закрытых помещениях, а на открытом воздухе, чтобы запечатлеть особое мерцание света в воздухе и испарениях земли, игру света и теней в вихре листвы деревьев. В своих произведениях Моне использовал контраст теплого и холодного, концентрируясь на плавном соединении этих оттенков, в отличие от акцентов светлых и темных, что было характерно для предшествующей живописи.
Вдохновляйтесь природой, она уже всё продумала за вас.
Контраст дополнительных цветов
Представьте себе яркое желтое пятно, а рядом с ним точно такое же насыщенное фиолетовое. Эти два цвета дополнительно усиливают восприятие друг друга до максимальной яркости, но если их смешать, получится серо-черное пятно, которое лишится яркости. Это явление и есть суть контраста дополнительных цветов. Давайте вспомним уроки рисования и посмотрим, какие еще цвета образуют пары дополнительных друг с другом. Получаются следующие сочетания:
— Оранжевый и синий
— Красно-оранжевый и сине-зеленый
— Красный и зеленый
Каждая пара, будучи смешанной, образует несуразный, грязноватый цвет. Замечательно, что в каждой такой паре есть три основных цвета — синий, красный и желтый. Так, оранжевый цвет получается из красного и желтого, а синий становится в паре с ним желтым и красным. Красный цвет в паре с зеленым — это сочетание желтого и синего.
Теперь давайте перейдем к практике. Дополнительные цвета, если они правильно соотносятся, создают устойчивую основу для цветового воздействия. Даже в паре они сохраняют неизменную интенсивность. Красный и зеленый, оранжевый и синий образуют активные сочетания, которые отлично подходят для рекламы фитнес-центров, например.
Если достигнут баланс, ваши глаза не испугаются контраста. Наоборот, создается ощущение полного визуального равновесия.
Хотите увидеть, как природа демонстрирует такое сочетание цветов? Посмотрите на стебли и листья молодых кустов красных роз, которые еще не распустились. Здесь красный цвет будущих цветов приятно контрастирует с зелеными оттенками стеблей и листьев, создавая удивительные серо-зеленые и серо-красные оттенки.
Цветовой круг по Иоханнесу Иттену
Как же правильно подобрать гармоничные цветовые сочетания или ввести контрастные оттенки в интерьер? Самый простой и распространенный прием — использовать цветовой круг, предложенный швейцарским художником, теоретиком искусства и педагогом Иоханнесом Иттеном, автором культовой книги «Искусство цвета».
В центре круга расположен треугольник, сформированный первичными цветами: желтым, синим и красным. Следующие три цвета (вторичные) завершают треугольник до шестиугольника: смешение синего с желтым дает зеленый, красного с желтым — оранжевый, красного с синим — фиолетовый. Вершины шестиугольника упираются в первичные и вторичные цвета, в то время как между ними, расположенные по окружности, находятся третичные оттенки: желто-оранжевый, красно-оранжевый, красно-фиолетовый, сине-фиолетовый, сине-зеленый и желто-зеленый.
Как пользоваться цветовым кругом
Как цветовой круг может помочь в подборе контрастных сочетаний, и как им правильно пользоваться? Существует множество подходов, однако мы предложим наиболее простые и распространенные из них.
1. Дуэт противоположных цветов круга
Цвета, располагающиеся на цветном круге друг напротив друга, называют комплементарными, взаимодополняющими или контрастными.
Красный и зеленый, синий и оранжевый, желтый и фиолетовый, сине-зеленый и красно-оранжевый — такие сочетания выглядят как идеальные пары с точки зрения контраста.