Обратите внимание, кисть не стоит оставлять в воде кончиком вниз на длительное время, так как это может привести к её деформации. В конце работы важно тщательно вымыть кисточку с добавлением капли моющего средства для посуды и просушить её, расположив кончик вверх.
Роспись по ткани для начинающих
Роспись по ткани, или батик, представляет собой интересное занятие, результат которого позволяет вам выразить вашу индивидуальность и творческие способности. В этом процессе нет ничего особенно сложного, однако ключевыми являются аккуратность, использование качественных материалов и соблюдение некоторых базовых принципов.
Для работы вам понадобятся: удобное рабочее место, сама ткань, краски, кисточки, ёмкость с водой и небольшие хлопчатобумажные тряпочки для очищения инструментов.
Какие ткани подойдут для батика
Роспись можно делать как на готовых изделиях, так и на отрезах ткани. При выборе материала для батика важно учитывать как его визуальные характеристики, так и физические свойства — такие как плотность, гладкость и переплетение волокон. Эти факторы влияют на то, как будет вести себя краска, её растекание и впитываемость. Наиболее подходящими являются однотонные, струящиеся ткани с гладкой поверхностью и стандартным полотняным переплетением.
Существует два основных направления классической росписи по ткани — холодный и горячий батик. Горячий батик включает процесс кипячения, поэтому для него необходимо использовать материалы, которые не деформируются при высокой температуре, такие как хлопчатобумажные ткани, вискоза или лен. Холодный батик, с другой стороны, допускает использование шерсти и натурального шелка. Хотя существуют рисунки на синтетических тканях, таких как полиэстер, этот материал является непредсказуемым, и начинающим художникам лучше избегать его использования, чтобы не рисковать.
Что это такое?
Батик — это общее название для различных методов ручного рисования на ткани. Основой этой техники является принцип резервирования. Говоря простым языком, на поверхность ткани наносится изображение, контур которого покрывается специальным раствором, препятствующим растеканию краски по поверхности. Это позволяет мастерам создавать узоры любой сложности.
В качестве разделителя границ используется специальный состав, известный в художественных кругах как резерв. Основные элементы, входящие в его состав, включают бензин, парафин и водную основу.
Техника исполнения батика строится на том, что компоненты резерва, такие как парафин, резиновый клей и различные смолы, не позволяют красящим веществам пройти через них. Для создания произведений искусства в качестве рабочего полотна используются хлопковые, шелковые, шерстяные и синтетические ткани. Чаще всего художники стремятся изменить свою одежду, например, украшать футболки или джинсы.
Ручная роспись по ткани также незаменима для обновления старых предметов гардероба, кухонных полотенец и тряпочных аксессуаров, и в батике существуют различные методы выполнения, позволяющие работать с различными типами ткани и красок.
Создавая свои шедевры, художники выкладываются на полную катушку. Готовые изделия получаются необычными, яркими и абсолютно уникальными. Стоит отметить, что множество художников, специализирующихся на росписи по ткани, смогли создать собственную коллекцию одежды, которую трудно повторить.
История возникновения
Местом происхождения ручной росписи по ткани считается остров Ява. Сам термин «батик» переводится как «восковые капли». Этот метод известен индонезийскому народу с давних времён, и до сих пор многие из них украшают свою одежду, костюмы и предметы быта уникальными принтами.
В целом, человечество на протяжении долгого времени занимается созданием изображений на тканевых полотнах. Различные способы нанесения краски на текстиль знали и использовали в Шумере, Японии и Перу, уделяя отдельное внимание этому искусству на Шри-Ланке и в некоторых районах Африки.
Несмотря на то что различные народы пользовались технологиями по нанесению изображений на ткань, именно индонезийские мастера первыми сумели понять тонкости этой техники и достичь небывалых высот в работе с окрашиванием материи. В течение короткого времени они превратили обыденное ремесло в целое искусство.
Для создания одного полотна художники могли тратить от нескольких месяцев до нескольких лет. Это не связано с ленью мастера — скорее, всё дело в многоступенчатом процессе подготовки основной ткани. В первую очередь, её необходимо было вымочить, затем прокипятить. Белоснежные ткани, используемые для создания шедевров, часто требовали отбеливания. После этого на ткань наносился контурный эскиз, по которому происходила обработка восковым составом.
После высыхания художник приступал к созданию красочных произведений. Финальным этапом работы была сушка полотна. Из-за длительного и трудоёмкого процесса создания рисунков росписью по ткани первоначально занимались только аристократы и представители высших слоев общества.
Мастера Явы стремились сохранить технику рисования по ткани даже спустя длительное время. Они передавали секреты этого ремёсла следующим поколениям. Творческие яванцы также проводили эксперименты в попытке воспроизвести одинаковые рисунки на идентичных типах тканей, но всё же ничего не получилось. Готовые работы, хоть и имели схожие черты, всё-таки отличались друг от друга, что было особенно заметно.
В те далекие времена начинающие мастера батика в основном использовали растительные двуцветные орнаменты, которые не требовали особых усилий в исполнении. Научившись основам, художники усложняли задачу, переходили к росписи с геометрическими узорами, а затем начинали изображать сюжетные линии из мифологических историй.
После изучения историками возникновения техники батик стало ясно, что по изображениям на одежде человека можно было понять, к какому классу он принадлежит. К тому же, переноса королевских орнаментов было строго запрещено.
В приданое невесты непременно должна была входить хотя бы одна вещь, украшенная техникой батик. Это могли быть занавески, панно или элементы гардероба. Этот обычай сохраняется и по сей день.
На сегодняшний день в Индонезии особой популярностью пользуются вещи с ручной росписью. Из-за растущего спроса такие предметы начали производиться с целью реализации для получения прибыли. В XVII веке батик начал экспортироваться с Явы в Европу, и европейцы по достоинству оценили эту технику росписи. Для упрощения работы мастеров был изобретён специальный агрегат — батик-штифт, который помогал поддерживать воск в жидком состоянии длительное время.
Этапы работы
- Выложите ткань на непромокаемую основу.
- Нанесите рисунок. Каждому слою и цвету краски дайте полностью высохнуть. Для предотвращения смешивания цветов можно закрепить отдельные части рисунка, прогладив их утюгом через слой хлопчатобумажной ткани.
- Готовый рисунок оставьте сохнуть не менее чем на 24 часа. После этого окончательно закрепите его при помощи утюга.
- Рисунок готов! Вы можете стирать готовое изделие в деликатном режиме при температуре до 40 градусов.
Фантазируйте, создавайте новшества и оставайтесь уникальными!
Комментарии
Я думала, что процесс нанесения рисунка сложнее. Вроде всё получится, даже без особых навыков. Если я решусь раскрасить свою одежду, то начну с джинсовой сумки. Сшила сумку из джинсовой рубашки, она большая и без вышивок или узоров, как раз для рисунка подходит.
ПС: было бы здорово, если бы вы ещё приложили простенькие схемы рисунков — это было бы просто замечательно!
Если получится и понравится результат, я разрисую всю свою скучную одежку, включая себя и дочек.
Я увлеклась этой деятельностью ещё 6 лет назад и могу с гордостью сказать, что на сегодняшний день я достигла значительных успехов в этом деле. Это невероятно успокаивает, как медитация. Рекомендую всем женщинам заниматься таким видом рукоделия. Что касается готовых изделий, то футболка, которую я украсила белыми цветами на черном фоне, до сих пор выглядит великолепно, краска не трескается и не вымывается.
Спасибо за урок. Давно хочу научиться рисовать на ткани, но пока не хватает смелости. Я слышала, что в батике нужны какие-то контуры, а согласно вашей статье, с акриловыми красками работать проще. Единственное, мне хотелось бы, чтобы вы конкретно пояснили, какие кисти нужны для росписи по ткани: такие, как для акварели, или потверже?
Кому: Елена,
#5982009
> Единственное, мне хотелось бы, чтобы вы чётче написали, какие кисти нужны для рисования по ткани. Такие, как для акварели, или потолще?
Для создания линий с четкими краями и плотным слоем краски лучше всего подойдут плотно набитые мягкие кисти с ровным срезом ворса. Мягкие кисти (неподжатые) с лёгким набивом прекрасно подходят для рисования сложных узоров и извивающихся линий. Тонкие кисти помогут раскрасить мелкие детали, в то время как плоские веерные будут хороши для равномерного нанесения краски на большие поверхности сразу.
Кому: Ольга, #5984609
А ещё было бы здорово, если бы вы записали видео, где пошагово всё показано.
Кому: Виктория, #5985409
В следующий раз, когда буду рисовать акриловыми красками, обязательно сделаю это 😀
Добрый день! Может, подскажете, в чём моя проблема? Я, к сожалению, пока не волшебник, а только учусь. И всех пытаюсь разузнать, в чём причина своей неудачи (пока безуспешно). У меня отлично прошло рисование на ткани, но вот беда, он почему-то не высыхает до конца и ужасно липнет. Причём даже после стирки. Так что, умоляю, помогите с ответом.
Подскажите, пожалуйста, в чём может быть проблема. Я учусь рисовать на ткани акрилом. Пока всё хорошо, но после высыхания на рисунке проявляются проплешины. Я рисовала с подложкой (белый акрил), а затем наносила второй слой цвета.
Кому: Dasha, #5660609
Скажите, какими красками вы пользуетесь? Я использовала специальные краски для ткани, закрепляла их температурой, но все равно цвет выстирывается и становится бледным.
Набойка
Перед тем как наносить оттиск на ткань, лучше сначала сделать его на бумаге, чтобы удалить лишнюю краску со штампа. Набойка выполняется с использованием штампов, и работу лучше производить на столе с ровной поверхностью. Можно воспользоваться чертежной доской, обтянутой байковым одеялом.
Раму с натянутой тканью положите на стол. Опустите штамп в приготовленную печатную краску, сделайте пробный оттиск на бумаге, удалив при этом лишнюю краску. После этого сделайте оттиск на ткани. Повторите эту операцию несколько раз. По окончании работы не забудьте промыть и просушить штампы.
Свободная роспись
При работе в технике свободной росписи рекомендуется пропитать ткань водой для улучшения растекаемости краски. На ткань наносится краска в произвольном порядке толстой кистью. Этот метод свободной росписи сильно отличается от контурной или узелковой техник, как в способе выполнения, так и в визуальном результате. Он близок к акварельной живописи, позволяя добиться мягких, живописных переходов без резких очертаний. Роспись отражает уникальность авторского стиля и придаёт изделиям индивидуальность, присущую ручной работе.
Натяните ткань на раму. Подберите цветовую палитру в соответствии с задумкой. Обработайте ткань красками в непринуждённой живописной манере, не используя конкретные изобразительные мотивы, а опираясь на ассоциативные образы: осенний, зимний или весенний пейзаж, раннее утро, сумерки, туман и так далее. В соответствии с вашим замыслом выберите и цветовую гамму. Рисунок наносится на ткань свободными, интуитивными мазками, а финальная отделка иногда выполняется при помощи холодного резервирующего состава.
Как рисовать на ткани
Соавторы: Джой Чо. Джой Чо — основатель и креативный директор студии дизайна и лайфстиля Oh Joy!, основанной в 2005 году и расположенной в Лос-Анджелесе, штат Калифорния. Она является автором трех книг и консультирует креативные компании по всему миру. Два года подряд её называли одним из 30 самых влиятельных людей в интернете по версии журнала Time. Её аккаунт на Pinterest имеет наибольшее количество подписчиков — свыше 13 миллионов.
Количество просмотров этой статьи: 110 947.
Рисование на ткани — это отличный способ оживить старую однотонную футболку, скучную обивку или любую другую ткань, которая нуждается в обновлении. Мастерство рисования на ткани поможет вам создавать собственную моду или украшать свой дом, приводя свои идеи в жизнь на текстильных изделиях. Познакомьтесь с тем, как придумывать рисунки, наносить их на любые ткани и раскрашивать их, следуя нижеприведенным шагам.
Подготовка ткани
Выберите ткань. Для рисования на ткани лучше всего подойдут натуральные материалы, которые можно стирать, или ткани из натуральных смесей, такие как 50/50 хлопок/полиэстер.
Обязательно постирайте ткань, чтобы обеспечить её притирку к размеру после рисования. Используйте обычные стиральные порошки и избегайте применения кондиционеров во время сушки.
Используйте барьер между передней и задней стороной ткани. Можно использовать большую доску, мягкий картон или вощеную бумагу, положив её между слоями ткани, чтобы предотвратить проникновение краски на обратную сторону.
Закрепите ткань на месте, используя булавки. Проколите по булавке в каждом углу, чтобы ткань не собиралась и сохраняла своё положение.
Выбирая материалы
Выберите краску для ткани в бутылках, чтобы достигать точности линий. Держите бутылку так, как если бы это был карандаш, и надавливайте на неё, чтобы выпустить краску. Убедитесь, что кончик бутылки касается ткани, чтобы избежать расплывания краски.
В качестве альтернативы — приобретите краску для ткани, которую можно наносить кисточками. Этот вид краски позволяет вам смешивать цвета перед их переносом на ткань.
- Теневые кисти имеют тонкий край, обеспечивая чистые линии и возможность закрашивания больших участков.
- Линейные кисти имеют длинную или короткую коническую щетину, что делает их идеальными для длинных штрихов.
- Ретушные кисти имеют тонкую щетину и отлично подходят для смешивания цветов и выполнения коротких резких движений.