Сколько живут шпалы

Перед укладкой шпал и брусьев в путь их укрепляют одним из следующих способов для защиты от растрескивания:
использование металлических или деревянных винтов; металлических болтов или шпилек; проволоки диаметром от 3 до 7 мм; либо торцевых металлических пластин.

Деревянные пропитанные шпалы тип 1, 2: срок службы, вес, размеры по ГОСТ

шпалы деревянные

Железнодорожные шпалы представляют собой важный компонент путевой инфраструктуры, обеспечивающий необходимую устойчивость рельсов и равномерное распределение нагрузки от движущихся поездов. В этой статье мы подробно рассмотрим деревянные шпалы, пропитанные специальными составами, названные типами 1 и 2, их характеристики и применения в различных областях.

  • Сосна
  • Ель
  • Пихта
  • Лиственница

Реже для изготовления шпал применяется берёза. Выбор той или иной древесины определяется её прочностью, доступностью, а также способностью эффективно впитывать защитные вещества. Для увеличения срока службы шпал их обрабатывают специальными антисептиками. Пропитка предотвращает воздействие влаги, гниение и нападение вредителей. Процесс пропитки регламентируется стандартом ГОСТ 20022, который устанавливает требования для защитных составов и методов их использования.

Размеры по ГОСТ 78-2004:

Тип 1:
— Длина: 2750 ± 20 мм
— Ширина: 250-255 мм (нижняя плоскость)
— Высота: 180 мм
Тип 2:
— Длина: 2750 ± 20 мм
— Ширина: 230-235 мм (нижняя плоскость)
— Высота: 160 мм

Следует отметить, что вес железнодорожной шпалы может варьироваться незначительно от указанных норм, что обусловлено разновидностью древесины и уровнем пропитки. Тем не менее, эти отклонения обычно несущественные и не влияют на эксплуатационные качества шпал. Размеры шпал тщательно подбираются для обеспечения оптимальной устойчивости рельсового пути и его нагрузки.

Новости предприятия

БШПЗ в социальных сетях.

Выборы депутатов в единый день голосования

  • Главная /
  • Без категории /
  • Рекомендации по эксплуатации и продлению срока службы деревянных шпал и брусьев.

Рекомендации по эксплуатации и продлению срока службы деревянных шпал и брусьев.

  1. Правила транспортирования, погрузки, выгрузки и хранения деревянных шпал, переводных и мостовых брусьев.

Отгрузка пропитанных деревянных шпал, переводных и мостовых брусьев осуществляется в соответствии с нормами ГОСТ 78, ГОСТ 8816 и ГОСТ 28450.
Транспортировка этих изделий производится в полувагонах с соблюдением предписанных технических условий погрузки и крепления грузов, а также автотранспортом, при этом необходимо учесть, что должна быть предусмотрена механизированная выгрузка.
Выгрузка деревянных шпал, переводных и мостовых брусьев должна производиться с использованием кранов и специализированных механизмов.
В процессе погрузки, транспортирования и выгрузки деревянных шпал должны быть приняты меры для предотвращения повреждения пропитанной древесины.
Хранение шпал, переводных и мостовых брусьев должно осуществляться в штабелях. Площадка под штабеля и территория в радиусе не менее 3 метров должны быть очищены от легковоспламеняющихся материалов, растительности и мусора. Кроме того, необходимо обеспечить наличие системы водоотведения, которая предотвратит накопление поверхностных вод на территории хранения. Штабеля должны быть уложены на подштабельные основания из пропитанной древесины или на непригодные железобетонные шпалы. Расстояние между соседними подштабельными основаниями должно составлять не менее 1,5 метра.
Ленточные штабеля деревянных шпал, переводных и мостовых брусьев должны укладываться параллельно железнодорожному пути на расстоянии не менее 30 метров от построек и на расстоянии не ближе 6 метров от рельсов, а на звеносборочных базах — не ближе 3 метров от ближайшего рельса. Они также не должны находиться под проводами электропередачи, связи и автоблокировки. Складирование штабелей деревянных шпал менее чем в 6 метрах от кабельных трасс, связанных с устройствами СЦБ, связи, ДИСК ЖТСМ, строго запрещено.

Читать еще:  Чем обшить деревянный дом снаружи: лучшие виды материалов и технологии их монтажа. Чем обшить деревянный дом снаружи?

На производственных площадках расстояние от штабелей деревянных шпал до ближайшего рельса фиксируется в зависимости от возможностей выгрузочных кранов.

Штабеля деревянных шпал укладываются плотно, по 100 штук в каждую клетку. Верхнему ряду следует придавать наклон, чтобы обеспечить отвод воды.

Штабеля размещаются вплотную друг к другу, с перерывом не менее 1 метра через каждые четыре штабеля.

Переводные и мостовые брусья должны укладываться в штабелях по комплектам или по размерам. При укладке переводных брусьев комплектами брусья большей длины должны быть размещены в нижних рядах штабеля.

Для защиты от действия солнечных лучей следует обеспечить затенение штабелей шпал и брусьев, чтобы предотвратить их растрескивание в процессе хранения.

  1. Предохранение шпал и брусьев перед укладкой в путь.

Обязательно нужно предотвратить повреждение пропитанного пакета древесины шпал и брусьев при выгрузке и в ходе работы.
Перед тем, как уложить шпалы и брусья в путь, в них должны быть
обязательно просверлены отверстия перпендикулярно к верхней постели для установки костылей и шурупов. Запрещается устанавливать костыли и шурупы в шпалы и брусья без предварительного сверления отверстий в древесине.

Диаметр просверливаемого отверстия различается в зависимости от породы древесины. В шпалах и брусьях из мягких пород отверстия под костыли следует высверливать сверлом диаметром 12,7–13,0 мм, а в твердых породах — 14 мм. Отверстия под шурупы нужно делать с использованием сверла диаметром 16 мм. Чтобы уменьшить вероятность растрескивания древесины и облегчить процесс установки шурупов, насыщенную частью отверстия на глубину 20 мм от верхней постели рекомендуется рассверливать сверлом диаметром 21 мм. Глубина высверливания отверстий должна составлять: для костылей — 130 мм, для шурупов — 155 мм.

Деревянные шпалы

  1. По методу распила:
  • обрезные – обрезка проводится с четырех сторон;
  • полуобрезные – обрезка осуществляется с трех сторон;
  • необрезные – обрезаются с двух сторон.
  1. По назначению:
  • материал 1 типа, с пропиткой. Используется для основного железнодорожного пути;
  • материал 2 типа, с пропиткой. Применяется для укладки подъездного и станционного пути;
  • материал 3 типа. Используется на предприятиях промышленности с малой нагрузкой.
Читать еще:  Чем сделать отделку потолка в деревянном доме – обзор материалов и способов отделки. Чем обшить потолок в деревянном доме внутри дешево и красиво?

Шпалы обычно подвергаются обработке несколькими видами антисептических веществ, как водорастворимыми, так и на основе масел. Водорастворимые антисептики представляют собой твердые соединения, которые необходимо разбавлять жидкостью до достижения нужной консистенции. Антисептики на масляной основе — это продукт, получаемый при сухой перегонке древесины и каменного угля. Такие антисептики могут использоваться в своем первозданном виде или разбавляться другими маслянистыми жидкостями.

К преимуществам деревянных шпал можно отнести:

  • быструю самоокупаемость, их стоимость значительно ниже по сравнению с железобетонными шпалами;
  • относительно легкий вес (около 80 кг);
  • возможность гибкой настройки ширины колеи железнодорожного пути;
  • устойчивость к перепадам температур;
  • диэлектрические свойства древесины;
  • хорошее сцепление с подложкой;
  • упругость.

С недостатками можно отметить, что срок службы таких шпал может варьироваться от 3 до 40 лет. При неправильной обработке антисептическими составами (или отсутствии таковой) шпалы становятся подвержены гниению.

Каждый из типов шпал — деревянные и железобетонные — имеет свои преимущества и недостатки. Выбор между ними определяется конкретными условиями эксплуатации. В некоторых случаях целесообразно использовать исключительно деревянные опоры, а в других — железобетонные. При этом главным критерием при выборе деревянных шпал является качество обработки древесины.

Скрепления для железобетонных шпал

Дорожное полотно состоит из земляного полотна, подрельсового основания (блоков и шпал), рельсов и скреплений. Последние представляют собой элементы, соединяющие рельсы со шпалами или между собой. Скрепления для железобетонных шпал играют ключевую роль в обеспечении прочности, надежности и пространственной жесткости колеи. Использование современных высокотехнологичных скреплений нового поколения значительно снижает уровень вибраций подвижного состава.

Сравнение железобетонных и деревянных шпал

Еще одной важной деталью российских железных дорог, которая постепенно уходит в прошлое, являются деревянные шпалы. Они обеспечивали надежную опору железнодорожного полотна на протяжении более 180 лет. Деревянные шпалы обеспечивают упругость опоры, простоту крепления рельсов, защиту от статического электричества, их легко обрабатывать. Они обеспечивают хорошее сцепление со щебнем, устойчи­вы к вибрациям и ударам, а также выдерживают колебания температур.

Минусы деревянных шпал заключаются в их склонности к гниению, даже несмотря на наличие защитных пропиток, и подверженности биологическим воздействиям, таким как разрушения от насекомых.

Читать еще:  Реле давления воды для насоса: устройство, регулировка, схемы подключения. Как правильно подключить гидроаккумулятор для водоснабжения с реле давления к насосу?

Железобетонные шпалы не нуждаются в регулярной обработке защитными составами, часто с характерным запахом креозота, так как они не подвержены гниению, ржавению или рассыханию. Их долговечность, надежность и устойчивость к статическим и динамическим нагрузкам значительно превосходят таковые у деревянных. Кроме того, ж/б шпалы проще устанавливать и не требуют сложного обслуживания в процессе эксплуатации.

Минус железобетонных изделий заключается в необходимости использования специализированного оборудования для укладки железнодорожного полотна, а также в их большом весе.

  • КБ — клеммно-болтовое, к которому относятся подтипы Ш-1 (раздельное) с углами наклона 55о (Ш-1-1) и 72о (Ш-1-2), а также Ш-2 с нераздельной фиксацией;
  • ЖБР — предназначено для железобетонных шпал, обладающее повышенной упругостью, а также легкостью установки и обслуживания;
  • АРС — бесподкладочное упругое анкерное скрепление, применяемое на высокоскоростных и грузонапряженных линиях;
  • ДФ (Ш-5)— шурупно-дюбельное скрепление.

Раздельные типы скреплений сначала прикрепляются к рельсу, а затем — с использованием подкладки к опоре. Нераздельные конструкции для фиксации рельса постепенно теряют свою значимость, и на смену им приходят раздельные или комбинированные скрепления.

Стальные шпалы

Стальные шпалы всё чаще используются из-за их прочности по сравнению с деревянными и экономичности относительно бетонных. Они способны выдерживать большие нагрузки и могут разрабатываться в соответствии с разными спецификациями железнодорожных путей. Эти шпалы отлично подходят для глубоких трасс с высокими скоростями и большим транспортным потоком. При равном весе с древесиной стальные шпалы могут успешно заменять деревянные шпалы на балластированных мостах, обеспечивая более прочное и долговечное решение без увеличения нагрузки на мост. Стальные шпалы легко транспортировать и устанавливать, а также их можно перерабатывать, и они устойчивы к зажиганию. Срок службы стальных шпал составляет примерно 30 лет.

Чугунные шпалы широко применяются на индийских железных дорогах. Существуют два типа чугунных шпал: горшечного и пластинчатого типов. Горшечные шпалы не подходят для радиусов с изгибом более 4°. Чугунные шпалы могут служить длительное время, до 60 лет, и их легко производить — даже на месте, что сокращает транспортные расходы.

Композитные шпалы

Композитные шпалы — это современные изделия, производимые из отходов пластика и резины. Их также нередко называют пластиковыми шпалами. К их достоинствам относятся экологичность, высокая прочность и небольшой вес. Композитные шпалы подлежат вторичной переработке; срок их службы составляет около 50 лет. Эти шпалы могут использоваться для любых типов рельс.

Опубликовано 14 апреля 2023 года в 15:18 (GMT+3). Последнее обновление было 24 июля 2023 года в 17:54 (GMT+3). Свяжитесь с редакцией для получения дополнительной информации.

Оцените статью