Основная цель использования кислотного грунта для автомобиля заключается в обеспечении защиты металлической поверхности кузова от коррозии. У этого состава есть ряд характерных особенностей.
На что нужен кислотный грунт при покраске автомобиля?
Во время подготовки автомобиля к покраске, особенно если необходимо удалить участки с ржавчиной, открываются участки голого металла. Эти участки необходимо защитить, нанеся слой первичного грунта, также известного как праймер.
К первичным грунтам относятся как кислотные, так и эпоксидные. Каждый из этих типов имеет свои уникальные характеристики: например, эпоксидные грунты служат для изоляции поверхности, в то время как кислотные грунты выполняют функцию преобразования ржавчины, протравливают металл и повышают качество сцепления.
Что такое кислотный грунт для автомобилей?
Кислотный грунт, также именуемый протравливающим, фосфатирующим или реактивным, представляет собой состав с сложным химическим составом. Процесс его нанесения запускает химическую реакцию.
Этот тип грунта относится к первичным, предназначенным для нанесения на открытые участки металла. Его применение оправдано исключительно на чистом металле.
Кислотные грунты доступны в следующих вариантах:
- однокомпонентные (реализуются в баллончиках или для применения краскопультом);
- двухкомпонентные (требуют добавления активатора).
Состав кислотного грунта может изменяться в зависимости от производителя. Однако в его основном составе находятся такие компоненты, как поливинилбутираль, хроматы или фосфаты цинка, ортофосфорная кислота (которая преобразует ржавчину), спирт и вода.
Кислотный грунт — общий обзор
Кислотный грунт, наряду с эпоксидным, представляет собой один из базовых типов грунтовок, используемых для первичной обработки металла во время кузовного ремонта. Другие часто встречающиеся названия для кислого грунта включают фосфатирующий, травящий и реактивный. Ключевой особенностью кислотного грунта является наличие в его составе производных фосфорной кислоты. Хотя формулы этих грунтов могут отличаться, все они функционируют по схожему принципу. На упаковках таких продуктов часто присутствует надпись Wash primer. Применение травящего грунта целесообразно на открытых металлических участках и в местах, подверженных ржавчине. Кислотный праймер демонстрирует высокий уровень антикоррозионной защиты и адгезии. Он может быть нанесен на алюминий, сварочные швы, нержавеющую сталь, гальванизированные, оцинкованные и хромированные стальные поверхности. Важно отметить, что реактивный грунт не является самостоятельным материалом, а выполняет роль базового слоя, который наносится на детали перед окрашиванием финишными эмалями. Таким образом, он создает надежную основу для всех последующих этапов ремонта, значительно повышая эффективность процесса покраски. Загрунтованная поверхность обеспечивает прочное сцепление каждого следующего слоя с предыдущим.
Автомобильные кислотные грунты имеют многокомпонентный состав, который включает поливинилбутираль, ортофосфорную кислоту, оксиды цинка, спирт, воду и другие добавки, которые усиливают антикоррозионные свойства смеси. Обычно в жидком виде этот состав прозрачный и может иметь желто-зеленый, бежевый или серый цвет. В отличие от эпоксидного грунта, который создает водонепроницаемый слой после полимеризации, кислотный праймер вступает в химическую реакцию с металлом, работая по другому принципу. Процесс нанесения состоит в распылении состава по подготовленной поверхности, что создает тонкий слой. Фосфорная кислота в данном случае выполняет роль активатора, который способствует запуску процесса отверждения и увеличивает адгезию. Осажденный цинк подтягивает антикоррозионную защиту, а поливинилбутираль образует пленку, которая обеспечивает надежное сцепление с другими материалами. После применения праймера на обработанной детали образуется базовое тонкое покрытие с антикоррозионными и адгезионными свойствами. Затем можно переходить к следующему этапу малярных работ, о которых мы поговорим чуть позже.
Обеспечивает ли кислотный грунт нейтрализацию ржавчины?
Кислотные грунты обладают множеством преимуществ. Они обеспечивают прочное сцепление с основой, быстро сохнут и защищают открытые металлические поверхности от окисления, не требуют шлифовки, а также устойчивы к воздействию солей и влаги, обеспечивая сопротивление химическим, механическим и атмосферным факторам. Тем не менее, они не являются универсальными средствами. Прежде всего, недопустимо наносить полиэфирную шпатлевку непосредственно на кислый грунт из-за его фосфорной кислоты. Также следует помнить, что кислотный грунт не является полноценным нейтрализатором ржавчины. Это распространенное заблуждение: многие люди ошибочно полагают, что этот продукт способен разрушать ржавчину. На самом деле, реактивные грунтовки не предназначены для борьбы с явной коррозией; они могут лишь преобразовывать незначительные точечные окислы (похожи на те, которые остаются после прокола иглой), которые могут остаться после шлифовки. Наносить кислотный грунт следует только на очищенный голый металл, свободный от старых покрасочных покрытий и явных признаков коррозии. Чем меньше на кузове автомобиля будет следов ржавчины, тем эффективнее сработает этот грунт. Хотя кислотные праймеры обладают способностью к травлению, их незначительное содержание производных ортофосфорной кислоты, как правило, не может уничтожить уже существующую явно выраженную ржавчину или сдержать её развитие под слоями краски. Суть применения кислотного состава – создание защитного барьера на очищенной поверхности, который затормаживает процесс коррозии. В качестве профилактической меры можно обрабатывать новые детали перед окрашиванием. Например, если в процессе эксплуатации на автомобиле возникает скол или царапина на лакокрасочном покрытии, обнаженное железо, обработанное кислотной грунтовкой, перестанет быстро ржаветь благодаря защитной пленке. В случае, если обрабатываемый кузов имеет сильное заражение ржавчиной, рекомендуется приобрести специальный грунт-преобразователь ржавчины, например, PRESTO с усиленной формулой. Это средство преобразует ржавчину в однородное металлорганическое соединение и создает идеальную основу для последующей покраски.
Однокомпонентные составы поступают в продажу в баллончиках и сразу готовы к применению. Как правило, вся группа кислотных грунтов улучшает адгезию на черных и цветных металлах, защищая открытые поверхности от коррозии в процессе ремонта автомобилей. Эти грунты позволяют обеспечить надежное сцепление и восстановить обанкротившиеся заводские антикоррозионные покрытия благодаря использованию комбинации пленкообразующих смол, антикоррозионных цинковых пигментов и кислоты. Все, что нужно, это подготовить деталь к процессу грунтования, тщательно взболтать баллон и можно приступать к распылению. Современные однокомпонентные грунты, предлагаемые в аэрозольных баллончиках таких известных марок, как JETA PRO, Body 960, Motip, Chamaeleon, успешно справляются с возложенными на них задачами и имеют ряд преимуществ:
- готовы к применению в любой момент;
- для нанесения не требуется краскопульт;
- тонкое распыление снижает расход материала и уменьшает потери;
- удобно наносить как в горизонтальном, так и в вертикальном положении;
- по завершении работ не требуется очистка оборудования.
Такой формат особенно будет удобен для начинающих автовладельцев без малярного опыта. В данном случае не нужно дополнительно использовать оборудование, а также смешивать компоненты или рассчитывать пропорции. Однокомпонентные кислотные грунты в аэрозолях прекрасно подходят для косметического локального ремонта в гаражных условиях. Для создания базового слоя обычно бывает достаточно одного тонкого равномерного нанесения, после чего, после высыхания, можно переходить к нанесению акрилового грунта-наполнителя.
Использование кислотной грунтовки для автомобилей: значение и правила
Ключевой особенностью праймера является то, что он должен быть нанесен до начального этапа покраски. Вторая важная деталь заключается в том, что состав необходимо наносить тонким и равномерным слоем. Следует помнить, что основная задача использования кислого состава – это преобразование ржавчины, а не коррекция мелких дефектов на кузове.
Когда используется кислотная грунтовка для восстановления автомобиля, строго запрещено наносить на неё краску сразу же после высыхания. Необходимо оставить время для высыхания, после чего следует нанести второй слой акрилового грунта (либо шпатлевать, а затем грунтовать), а только потом начинается покраска.
Кислотная грунтовка по ржавчине отлично ложится на оцинкованные, хромированные и алюминиевые поверхности, а также на чистый металл, сварочные швы и прочие материалы. Однако данный состав категорически нельзя применять на покрытиях, созданных на основе полиэфиров. Игнорирование этого правила может привести к повреждению защитного слоя и серьезным последствиям.
Соблюдение техники безопасности
Кислотный грунт является горючим и токсичным материалом. При взаимодействии с ним крайне важно соблюдать основные правила безопасности: работа вблизи открытого огня и неисправных электрических приборов, а также обогревательных систем нежелательна.
Кроме того, в помещениях, где производится работа с этим составом, обязательно должно быть предусмотрено наличие полноценной системы вытяжной вентиляции. Во время работы рекомендуется использовать специальную одежду, защитные очки и респиратор.
Однокомпонентный кислотный грунт
Однокомпонентный кислотный грунт не требует добавления активатора. Этот грунт существует как в формах для нанесения с помощью краскопульта, так и в баллончиках.
Кислотный грунт не содержит наполнителей и при высыхании образует очень тонкий слой.
Для эффективного результата достаточно всего одного тонкого слоя. Нанесение толстого слоя или нескольких тонких слоев однокомпонентного кислотного грунта не увеличивает его эффективность.
Следует помнить, что любой однокомпонентный продукт остается в нестабильном (не затвердевшем) состоянии и может влиять на последующие слои покрытия. Сразу после высыхания кислотный грунт должен быть покрыт двухкомпонентным (с активатором) акриловым наполнителем.
Двухкомпонентный кислотный грунт
Двухкомпонентный кислотный грунт необходимо смешать с активатором перед применением.
Грунт с активатором наносится в один слой. Данный грунт не является самостоятельным и полноценным покрытием. Второй слой (акриловый грунт) должен быть нанесен в течение 15–20 минут после высыхания первого слоя.
Из опыта можно отметить, что двухкомпонентные кислотные грунты более эффективно справляются с остатками ржавчины, которые остаются после предварительной очистки, обеспечивая лучшее сопротивление коррозии.
Выбор защитной грунтовки
Поверхность автомобиля подвержена высокому риску повреждения. Даже минимальные царапины, сколы или другие дефекты кузова могут привести к быстрому разрушению металла из-за коррозии. Грунтовка в малярных работах является важным этапом, который служит промежуточным звеном между окончательным слоем краски и кузовом. Можно утверждать, что грунт является своеобразным фундаментом, от которого зависит качество лакокрасочного покрытия. Экономить на грунтовках определенно не стоит.
Необходимым условием для качественного нанесения грунта является предварительная подготовка кузова автомобиля, который может быть выполнен из алюминия или стали. Причем последняя может быть как оцинкованной, нержавеющей, так и чистой или хромированной.
Если грунтовка выбрана неправильно (например, хозяин машины попытается сэкономить), это может привести к тому, что краска со временем начнет отслаиваться, а на поверхности появятся неэстетичные блики и следы от наждака.
Каждый автомобильный грунт обеспечивает отличное сцепление с кузовом. Стандартная толщина нанесения составляет от 15 до 20 мкм. Грунтовки делятся на:
- Однокомпонентные;
- Двухкомпонентные;
- Спиртовые.
Наиболее распространенная авто-грунтовка, эффективно защищающая металл, состоит из двух компонентов. Они могут быть как мягкими, так и жесткими; последний вариант является наиболее качественным, так как обеспечивает прочное и надежное покрытие с долговечным сроком службы.
Методы нанесения кислотного грунта
Грунтовка для алюминия или других металлических оснований может наноситься разными способами:
- С использованием кисти;
- Распыление – аэрозоль;
- Металл помещается в рабочий раствор;
- Электроосаждение;
- Распыление с помощью электрического устройства.
Метод погружения в грунтовку в основном применяется в заводских условиях, где есть соответствующие емкости и оптимальные условия для работы. Остальные методы широко используются при кузовном ремонте автомобилей. Аэрозоль обеспечивает более ровное покрытие, чем это можно сделать с помощью кисти.
Нанесение кислотного грунта на металл автомобиля должно производиться только после тщательной очистки и обезжиривания рабочей поверхности.
Обратите внимание: работа с протравливающими грунтами требует внимательности, чтобы избежать отравления их компонентами.
Второй слой грунта можно наносить, а можно и пропустить. При этом сам состав может предполагает шлифовку или нет. Аэрозоль обеспечивает более ровное покрытие и может быть использован в одном этапе, так как он скрывает все неровности и дефекты.
Если на кузове автомобиля есть незначительные недостатки, грунтовка может быть нанесена без шлифовки. После защиты от коррозии металл может быть покрыт любым нешлифующим составом. Внешний вид кузова машины после ремонта зависит от мастера, выполнившего все работы.