- Настенные композиции создаются вручную, что делает дизайн каждого помещения уникальным и оригинальным.
- Эта техника позволяет создавать рисунки любой сложности — от простых растительных орнаментов до детально проработанных пейзажей и сложных сцен.
- Правильно выбранная тема для фрески может идеально вписаться в любой интерьер, подчеркивая его стиль и атмосферу.
Живопись по сырой штукатурке
Фреска (от итальянского слова fresco, что переводится как «свежий») представляет собой живопись, выполненную на сырой штукатурке. В наши дни, произведения в данной технике становятся все более редкими, поскольку чаще всего художники работают на сухих поверхностях. Поэтому в разговорной речи слово «фреска» или «фрески» нередко употребляется для обозначения любой стенописи. У нас работают художники, владеющие различными техниками, включая те, которые позволяют имитировать настоящие фрески, создавая эффект глубины и текстуры.
Приглашаем вас ознакомиться с нашими творениями, выполненными по технологии фрески на стенах. Часто в таких работах используются методы искусственного состаривания живописной поверхности, что добавляет им особый шарм и своевременность.
Роспись, созданная в технике, имитирующей настоящую фреску, выполненная художником Светланой Керн.
Живопись по сырой штукатурке водяными красками
Как было упомянуто ранее, живопись по сырой штукатурке водяными красками называется фреской. В то время как живопись с использованием водяных красок, но выполненная на сухой поверхности, носит название секко (от итальянского al secco — «по сухому»). Секко — это настенная живопись, которая выполняется, в отличие от фрески, по высохшей штукатурке, которую дополнительно увлажняют. Эта техника дает преимущество в скорости выполнения, позволяя расписывать более крупные площади за один рабочий день по сравнению с фресковым методом. Несмотря на это, термин «секко» используется лишь узким кругом художников и искусствоведов, поэтому данный вид живописи чаще всего по-прежнему принято называть «фресковой живописью».
Роспись на стене кухни, выполненная по сухой штукатурке. Автор Светлана Керн, 2012 год.
Сущность метода
Фресковая живопись имеет долгую историю. Она была популярна еще в античность, и мы можем увидеть множество сохранившихся примеров росписей стен и потолков в жилых домах и храмах той эпохи. В христианском мире искусство фрески продолжало развиваться и достигло своего расцвета в эпоху Возрождения, когда техника была доведена до высшего уровня мастерства.
Изначально сама техника фрески подразумевает живопись на сырой штукатурке. Суть термина fresco в итальянском языке и заключается в значении «свежий». Именно этот аспект является ключевым для данной техники: по мере высыхания извести, содержащейся в штукатурке, на поверхности образуется тонко защищающий слой, который предохраняет рисунок от разрушения.
Возможна также комбинированная роспись, где фреска выполняется с использованием других методов. Например, смешанная техника может включать в себя применение темперно-клеевых красок. Однако независимо от используемых техник, крайне важно провести качественную подготовку стен, так как долговечность отделки зависит от основы: если штукатурный слой был выполнен с ошибками, это может значительно снизить срок службы изображения.
Плюсы и минусы метода
Роспись стен имеет свои достоинства:
- Настенные композиции создаются вручную, что делает дизайн помещения уникальным и неповторимым.
- С помощью этой техники можно создать рисунок любой сложности, вплоть до детально проработанных пейзажей и сложных сюжетов.
- Правильный выбор темы фрески позволяет гармонично вписать ее в любой интерьер, подчеркивая его стиль и характер.
Однако у росписи по штукатурке есть и недостатки:
- Исполнитель должен обладать высоким уровнем художественного таланта и понимания пропорций.
- Даже обладая талантом, художник сталкивается с трудностями выполнения работы, так как нужно наносить рисунок достаточно быстро.
- Крайне важно знать, как правильно подготовить основание; от этого напрямую зависит долговечность изображения.
- Услуги по созданию росписи по штукатурке могут быть довольно дорогими. Стоимость обычно рассчитывается за квадратный метр и начинается от 1500-2000 рублей, в зависимости от сложности рисунка, уровня профессионализма исполнителя, используемых материалов и техники исполнения.
- Процесс нанесения может занять много времени и требует терпения.
Виды, дизайн и стили
Следует отметить, что традиционные технологии живописи не уступают позиции современным высокотехнологичным новшествам. Хотя суть метода остается неизменной, стоимость таких работ может существенно варьироваться. Варианты фресок становятся разнообразнее, появляются более экономичные аналоги. Фрески имеют несколько видов.
- Роспись по эластичной штукатурке. Эта техника максимально близка к традиционной, но вместо смеси песка и извести используются готовые составы. Художнику не нужно смешивать компоненты, он может приобрести готовый состав, который долго сохраняет эластичность. На стену такая штукатурка наносится с использованием монтажной сетки, что предотвращает растрескивание изображения со временем. Эта техника более оптимальна для больших пространств, в маленькой комнате ее использования может быть нецелесообразно.
- Роспись на холсте. В данном методе художник использует холст, который сначала грунтуется, а затем на него наносится выбранный рисунок. Для придания естественности изображению, его обычно состаривают, создавая эффект потеков краски и даже фресковых трещинок. Такой вид фресковой живописи считается элитным, и его стоимость довольно высока.
- Фреска на жестком основании. В этом случае роспись производится на либо пластиковых, либо керамических полотнах, и также выполняется вручную акриловыми красками. Данные работы стоят недешево, такие полотна тяжелые и монтируются на стену, подобно картинам. Это также работа ручного исполнения.
- Самоклеящаяся фреска. Этот вариант является чем-то похожим на фотообои, и не каждый классификатор относит его к настоящим фрескам. В этом методе минимально требуется, чтобы самоклеящееся полотно, закрытое защитной пленкой с изнанки, было приклеено к основе. Специальный состав с речным песком наносится на лицевую сторону, после чего на него печатается изображение с помощью цифровой печати.
- Фреска на флизелиновой основе. Эти фрески также являются массовым продуктом, что делает их доступными для широкой аудитории. На флизелин наносится специальный нетолстый штукатурный слой, затем изображение создается при помощи принтера и проходит процесс состаривания. В окончательном этапе фреска покрывается специальными пропитками, защищающими изображение от влаги и солнечных лучей.
- Фрески на гибком камне. Гибкий камень является долговечным материалом, как и нанесенное на него изображение. Изображения могут быть выполнены в акварельной технике или иметь вид полупрозрачных фотопечатей. Эти фрески применяются для декора стен, колонн, каминов и мебели.
Разобрать стилистические и дизайнерские особенности фресок также важно.
- Классический стиль. Это наиболее популярный вариант, который может быть выполнен как в традиционном стиле, так и на флизелиновой основе. Часто в таких фресках изображаются мотивы природы, цветшные композиции и известные сцены (например, рождественские сцены).
- Стиль прованс. Нежные и естественные цвета, характерные для юга Франции, стали популярными в оформлении домов по всему миру. Фреска в этом стиле будет изящным дополнением интерьера, даже если она маленьких размеров, ее естественная красота всегда добавляет шарма.
- Лофт. Даже в этом брутальном и индустриальном стиле фреска может найти свое место, и это не обязательно будут мрачные изображения. Можно применить минимализм, чтобы пространство выглядело целостно и гармонично.
Фрески в интерьерах разных комнат
Используя фрески на стенах или даже в качестве потолочной росписи, можно подчеркнуть настроение и атмосферу в каждом пространстве. Интерьер обретает свой характер и обаяние, что требует также и изменений в других деталях оформления.
Для гостиной
Гостиная — идеальное помещение для применения фресок. Здесь обычно украшают центральную стену, и выбирают для оформления пейзажи, которые визуально расширяют пространство, создавая впечатление свободы и свежести. Даже в маленькой гостиной такое оформление будет уместно, так как иногда оно может даже визуально увеличить размер помещения. Кто предпочитает классическое оформление, может использовать известные сюжеты из картин или даже собственные портреты в виде фресок. У красивых фресок также есть важное преимущество — они акцентируют на себе внимание и отвлекают взгляды от небольших недостатков пространства.
Для кухни
Чаще всего фреска располагается в зоне, предназначенной для столовой. В то же время нельзя забывать, что основа любой фрески — это штукатурка, которая неизбежно реагирует на повышенную влажность и температурные колебания. Поэтому стена с фреской должна находиться подальше от плиты и мойки. Изображения, которые идеально подойдут для кухни, включают фрукты, цветочные композиции, натюрморты и летние пейзажи. Все это будет создавать легкую и жизнерадостную атмосферу во время трапезы. Если изображение имеет перспективу, кухня может выглядеть визуально больше.
Для спальни
Фрески часто размещают над изголовьем кровати, что создает логичное и уютное оформление зоны сна и отдыха. Обычно в этом пространстве выбирают природные пейзажи или изображения крупных цветов и облаков, которые создают успокаивающую атмосферу. Тем не менее, яркие и перегруженные деталями фрески в спальне могут быть неуместными, так как они чрезмерно экспрессивны для этого уединенного места.
Для детской
Фреска будет прекрасным дополнением на стене рядом с кроватью ребенка. Для малышей это решение полезно, поскольку они смогут разглядывать фреску на фоне засыпания, развивая воображение и успокаиваясь. Тогда как ковры на стенах в советское время выполняли подобную роль, фреска выглядит гораздо более эстетично и не собирает пыль, что делает ее еще более практичным вариантом.
Прекрасным выбором в качестве сюжета могут стать природные пейзажи или сказочные сценки. Цвета должны быть умеренно яркими, безиятевать раздражающими для детской психики. Идеальны спокойные, нежные тона, на которых ребенок сможет долго сосредотачиваться.
Для прихожей
При выборе фрески для прихожей или коридора квартиры стоит обратить внимание на изображение, которое будет зрительно изменять темное и узкое пространство. Фреска, выполненная в светлых тонах, будет идеальным вариантом. Необходимо также учитывать геометрию помещения и существующую мебель. В узких прихожих потолочные росписи нельзя назвать традиционными, зато настенные фрески могут стать интересным приемом для расширения пространства.
Заключение
Живопись на сырой штукатурке — это сложная техника, для овладения которой требуется немаленький опыт. Тем не менее, если вы уверены в своих силах, вы можете попробовать освоить ее, причем рекомендации и видео в этой статье могут помочь вам на первых порах. Также любые вопросы можно обсудить в комментариях к данной статье.
Суть процесса
Известковая штукатурка, состоящая из гашеной извести и песка, наносится на стену в несколько слоев, при этом верхний слой и покрывается живописью. Краски для фресок являются водорастворимыми и изготавливаются на основе извести, казеина или силикатного раствора. Когда они наносятся на сырую штукатурку, они впитываются в нее и, в процессе схватывания раствора, остаются в ней, окрашивая карбонат кальция, который также присутствует в составе штукатурки. С химической точки зрения данный процесс выглядит следующим образом:
Са(ОН)₂ + CO₂ = CaCO₃ + H₂O,
где Са(ОН)₂ — это гашеная известь (гидроксид кальция), а CO₂ — углекислый газ.
Полученная в такой манере картина становится неотъемлемой частью стены, ее невозможно смыть; единственным вариантом в случае необходимости является закраска или полное разрушение штукатурки.
Нужна ли фреска в квартире?
Фреска считается одним из видов монументального искусства. В отличие от станковой живописи, вы не можете снять и переместить такую картину в другое место. Изначальная цель любого монументального искусства создание взаимосвязанного целого, а не отдельного произведения искусства. Возможно, звучит грубовато, но фреска в вашей квартире будет альтернативой обычной покраске или обоям, предлагая более высокий уровень художественности.
Перед принятием решения об украшении стены (или потолка, если высота позволяет), важно тщательно продумать композицию, которую вы хотите разместить. Лучше всего обсудить этот вопрос со специалистом. Дело в том, что изображение, которое вам нравится, может совершенно не вписываться в общий интерьер. То, что хорошо смотрится под куполом собора, может быть совершенно неуместно для декорирования стен, скажем, в хрущевке.
Еще один важный аспект, на который стоит обратить внимание — это квалификация исполнителя. Современные художники зачастую не обладают навыками штукатурных работ, в то время как штукатуры могут не иметь художественного образования. Мастера Средневековья умели и то, и другое, что значительно облегчало задачу. В данной ситуации у вас есть два варианта:
- Нанять художника и работать в тандеме, изучая основы штукатурных работ.
- Попробовать самостоятельно справиться с этой задачей.
Искренне предостерегаем вас: если у вас нет никаких знаний о свойствах красок, композиции, светотени и художественных навыках, лучше не начинать учебу с фресок. Это не самый подходящий случай для экспериментов. У вас может не хватить времени на схватывание слоя штукатурки, и вы рискуете испортить как стену, так и материал, который вы использовали. Отвечайте на свои возможности здраво.
Материалы и технология штукатурных работ
Живопись по сырой штукатурке водяными красками состоит из двух основных этапов — выполнения штукатурных работ и самой росписи. Причем, процесс этих двух этапов взаимосвязан. Рассмотрим их подробнее.
Фреска выполняется с использованием известково-песчаного раствора, который был весьма распространен в советское время.
Рецепт этого раствора: 1 часть гашеной извести смешивается с 4 частями песка. Для финишных слоев используется пропорция 1:2,5, и вместо песка рекомендуется использовать порошок из тертого кирпича.
В продаже известь представлена в виде известкового теста, порошка негашеной извести и порошка-пушонки (гашеной извести). Низкокачественная известь, полученная из отходов производства, часто страдает недостатком оксида кальция и медленным процессом гашения — иногда этот процесс может занять до года. Использование некачественной извести для создания фресок не только нежелательно, но и опасно: она может привести к образованию высолов, отставанию от стены и появлению некрасивых потеков на поверхности штукатурного слоя или даже его расслаиванию.
Ранее художники тщательно промывали известь и перемешивали ее для достижения полного гашения, но сейчас можно купить чистую известь и погасить ее самостоятельно, а в случае нехватки места — воспользоваться пушонкой.
Для раствора песок также должен быть высокого качества и чистым. Оптимальным вариантом считается речной песок. Лучше всего проделать процесс просеивания через мелкое сито: в отличие от кладочных растворов, для штукатурных работ предпочтителен мелкий песок, который придает раствору пластичность. Если времени на просеивание не хватает, хотя бы проведите просев для верхних слоев.
Этапы работы
Оштукатуривание стен состоит из трех основных этапов:
Чтобы обеспечить качество и надежность, следует использовать минимум три слоя. Максимальное количество слоев может достигать семи, особенно для известковых растворов. При нанесении слоя более 1 см известковая штукатурка может трескаться, поэтому заранее стоит оценивать кривизну стены, чтобы определить, потребуются ли дополнительные наметы.
Оптимальным основанием для известковых растворов служат кирпичные стены; немного хуже — бетонные. Если ваша стена обита обоями, их следует удалить, как и нижележащие слои старой штукатурки, особенно если он плохо держится. Кривую стену обязательно нужно армировать; для этого подойдет штукатурная сетка, и предпочтительно использовать сетки из полимерных материалов. Ранее мастера добавляли солому в нижние слои и льняное волокно в верхние, но в современных условиях это не обязательно; однако укрепление излишне толстых слоев будет необходимым.
К стене крепятся временные маячки, которые служат для выравнивания первого слоя. Набрызг может производиться мастерком или с помощью специального насоса (в случае выполнения больших объемов работ). Излишки снимаются правилом. Если набрызг получается слишком толстым, имеет смысл разделить его на 2—3 разовых нанесения, чтобы избежать трещин. Если потребуется дополнительная сетка, ее следует установить именно в этом слое, предварительно извлечь маячки.
Когда набрызг частично схватится, можно приступать к следующему этапу — грунтованию. На этом этапе требуется более густой раствор, который наносится на стену мастерком и перетирается полутерком. Излишки также удаляются с помощью правила. Важно контролировать качество работы с помощью уровня, так как именно на этом этапе завершается геометрическое выравнивание стены.