- Хладагенты для кондиционеров
- Что такое фреон
- Виды фреона, используемые в кондиционерах
- Фреон для кондиционеров R410
- Фреон для кондиционеров R407
- Как работает фреон в кондиционере
- Как определить количество фреона в системе
- Как определить количество фреона в системе
- Что потребуется для замены
- Какой хладагент лучше для кондиционера
- Признаки переизбытка хладагента
- Признаки недостатка хладагента
- Какой расход хладагента у домашнего кондиционера
- Как понять, когда и каким количеством фреона дозаправить кондиционер
- Как заправить кондиционер
Фреон 32 является более безопасным аналогом 410 фреона. Его индекс потенциала глобального потепления существенно ниже, что делает использование этого типа хладагента предпочтительным. Кроме того, фреон 32 характеризуется меньшей вязкостью, что позволяет значительно увеличить эффективность работы системы и одновременно сократить расход самого фреона.
Хладагенты для кондиционеров
На сегодняшний день кондиционеры установлены в большинстве домов, и многие пользователи понимают, что функционирование любого кондиционера или холодильного оборудования основано на хладагентах, таких как фреон или смеси газов с особыми свойствами. Хладагент в кондиционере предназначен для охлаждения воздушных потоков; именно благодаря ему создается и поддерживается оптимальный температурный режим в помещении. В случае протечки хладагента система перестанет функционировать. Знание о том, какой хладагент используется в кондиционере, критически важно для безопасности пользователей и экосистемы в целом. Это объясняется тем, что некоторые виды хладагентов находятся под запретом в развитых странах согласно условиям Монреальского протокола, так как разрушают озоновый слой и способствуют глобальному потеплению.
В этой статье мы рассмотрим существующие виды хладонов, которые применяются в кондиционерах, выясним, какие из них уже не используются, а какие считаются относительно безопасными для окружающей среды.
Что такое фреон
В данном контексте под фреоном понимается любой хладагент или хладон. Фреон представляет собой инертные и невзрывоопасные химические соединения, которые могут находиться как в жидком, так и в газообразном состоянии. В кондиционере фреон постоянно меняет свое состояние, переходя из жидкой формы в газообразную.
Согласно условиям Монреальского протокола, к хладагентам, используемым в кондиционерах, предъявляются три основных требования:
- Хладагент должен быть экологически чистым и не разрушать озоновый слой.
- Он должен иметь низкую плотность и высокую теплопроводность, что важно для эффективного охлаждения.
- Хладагент должен быть невзрывоопасным и совместимым с материалами и веществами, используемыми при производстве и эксплуатации кондиционера.
Виды фреона, используемые в кондиционерах
Холодильный агент R12, или дифтордихлорметан, активно использовался в климатическом оборудовании еще с 30-х годов. Однако после подписания Монреальского протокола этот хладагент был запрещен из-за его способности разрушать озоновый слой. В настоящее время его иногда можно встретить в некоторых кондиционерах, но в основном это происходит в странах с развитыми контрабандными сетями, связанных с нелегальными поставками хладагентов.
Фреон R-22 или дифторхлорметан использовался наряду с R-12, однако R-22 более экологичен, чем R-12. Тем не менее, для перехода на этот хладагент с предыдущего потребуется внести значительные изменения в систему. R-22 пользовался большой популярностью благодаря невысокой стоимости и хорошим охлаждающим свойствам, но все же он негативно влияет на озоновый слой. Поэтому согласно Монреальскому протоколу многие страны либо полностью отказались от его использования, либо значительно снизили количество оборудования, работающего на этом хладагенте. В России планируется прекращение использования фреона R-22 к 2030 году; в настоящее время его все еще можно встретить в относительно небольшом количестве кондиционеров, в основном в холодильных машинах и бытовых холодильниках. R-22 также активно применяют в автомобильных холодильниках.
Фреон R422D был разработан в качестве замены R22. Для замены старого хладагента на этот новый достаточно заменить осушающий фильтр. Данный хладагент не запрещен на сегодняшний день, поскольку он не разрушает озоновый слой, но тем не менее может быть выведен из обращения из-за своего значительного влияния на процесс глобального потепления.
Хладон R290 используется в промышленных холодильных установках, кондиционерах и бытовых холодильниках. Он не оказывает негативного воздействия на озоновый слой и не способствует глобальному потеплению, но относится к группе веществ с повышенной пожароопасностью. Тем не менее, благодаря своим характеристикам, таким как инертность, химическая стабильность и оптимальная стоимость, он весьма востребован на рынке.
Хладагент R-404A также используется в качестве альтернативы R-22, однако не стал популярным из-за своего состава, состоящего из трех компонентов — R125, 134A и 143A. Поэтому при утечке этого хладагента не подлежит дозаправке, так как необходимо слить весь оставшийся фреон перед новой заправкой, что влечет за собой дополнительные затраты. R-404A не применяется широко в бытовых климатических устройствах также из-за его негативного влияния на глобальное потепление.
Фреон для кондиционеров R410
Современный и безопасный для окружающей среды хладагент R410 широко используется в современных сплит-системах. Он позволяет охлаждать помещение до очень низких температур и долгое время сохраняет свои свойства. В отличие от фреона R407, R410 не изменяет свой состав при утечке, что означает, что сплит-систему, работающую на этом хладагенте, можно дозаправить без необходимости слива всего фреона, что значительно дешевле.
При установке кондиционера с фреоном R410 необходимо наличие специальных навыков, поэтому рекомендуется доверять монтаж данной сплит-системы только квалифицированным специалистам.
Фреон для кондиционеров R407
Фреон R407 предоставляет достойную альтернативу небезопасному для окружающей среды R22. Этот хладагент представляет собой смесь нескольких видов фреона. Он безопасен для атмосферы и способен охлаждать помещение до достаточно низких температур, что делает его популярным среди производителей современной климатической техники. Фреон R407 по своим физическим свойствам схож с запрещенным хладагентом R22, поэтому его успешно применяют для заправки старых моделей кондиционеров.
Этот современный хладагент является универсальным, так как многие производители сплит-систем отдают предпочтение именно ему.
Как работает фреон в кондиционере
Фреон попадает из радиатора в компрессор под низким давлением. В компрессоре хладагент сжимается и нагревается до температуры 75-80˚С. Затем на хладагент воздействует испаритель, в результате чего он остывает и становится жидким.
Остывший хладагент поступает в терморегулирующий вентиль. Испарение приводит к снижению давления, когда фреон проходит через капилляры. Когда хладагент попадает в радиатор, он снова преобразуется в газообразное состояние, забирая тепло из помещения и выводя его наружу.
Нормы температуры и давления хладагента зависят от модели сплит-системы, условий окружающей среды и марки используемого состава. Эти требования можно найти в техническом паспорте или на корпусе самого устройства.
Недостаток хладагента можно определить по инею и льду, покрывающим штуцеры, наружный блок и соединения труб. Если воздух недостаточно охлаждается, это может свидетельствовать о малом количестве фреона. Многие современные кондиционеры оснащены интеллектуальным контролем, и на дисплее может появляться ошибка, которую следует проверить (коды неисправностей содержатся в техническом паспорте).
Как определить количество фреона в системе
Количество хладагента можно определить по давлению. Нормальные показатели давления следует искать в документах, прилагаемых к сплит-системе. Фактическое давление можно измерить с помощью манометра. После замера можно добавить необходимое количество фреона. Этот метод подходит для плановой замены.
Если фреон необходимо заменить полностью, его количество измеряется по массе. Для этого следует использовать точные весы, так как от объема зависит работоспособность кондиционера.
Как определить количество фреона в системе
Чтобы заправить кондиционер самостоятельно, необходимо хотя бы приблизительно знать, сколько фреона в нем осталось. Существует два основных способа:
- Проверьте давление. Для этого обратитесь к инструкции к устройству, чтобы найти нормальное давление для вашей модели. Измерив текущее давление в системе с помощью манометра, добавьте фреон до достижения необходимого уровня. Этот способ обычно используется при плановой замене хладагента.
- Метод по массе. Этот способ применяется, когда хладагент полностью выкачивается из системы и заменяется новым. В инструкции также следует посмотреть нормальное количество фреона. С помощью весов определяем массу заполненного объема и заправляем в систему.
Что потребуется для замены
Прежде чем самостоятельно заправить кондиционер в домашних условиях, вам потребуется подготовить следующие инструменты:
- несколько крестовых отверток;
- цифровые весы (обычно достаточно весов с пределом до 20 кг);
- баллон, заполненный фреоном нужной марки;
- манометр (это измерительный прибор, позволяющий узнать уровень давления в сплит-системе).
Теперь, когда стало ясно, чем и когда предстоит заправлять кондиционер, можно рассмотреть, как самостоятельно выполнить эту процедуру дома.
Какой хладагент лучше для кондиционера
Производители и эксперты выделяют фреон R32 как высокоэффективный и наиболее подходящий для использования в бытовых кондиционерах. Свою стоимость этот прогрессивный углеводород оправдывает экологической чистотой и отличными рабочими характеристиками. Доказанный временем данный охладитель обладает низким коэффициентом глобального потепления (КГП), не вредит природе и здоровью человека и улучшает работу климатической техники. Холодильный агент R32 прекрасно подходит в качестве замены для R410A в уже существующих сплит-системах.
Невозможно однозначно определить, какое количество хладагента находится в бытовом сплите, так как это зависит от мощности компрессора и длины коммуникаций между внутренним и наружным блоком. В большинстве случаев такая трасса не превышает 3-10 м, поэтому производители заправляют кондиционеры с учетом этого параметра. Точные данные о марке и стандартном количестве рабочего вещества можно найти в техническом паспорте модели. В среднем для функционирования прибора с холодопроизводительностью 2-2,2 кВт необходимо 500- 700 г фреона, для 3,6-3,9 кВт — 800-900 г, а при мощности 6-6,4 кВт — от 1400 до 1700 г.
Признаки переизбытка хладагента
Независимо от типа хладагента в кондиционере, он должен находиться в оптимальном количестве. Как избыток, так и недостаток хладагента одинаково вредны для работы устройства. Оба варианта увеличивают нагрузку на компрессор, что может привести к его перегреву. Признаки переизбытка холодильного агента после дозаправки могут включать:
- снижение производительности устройства и ухудшение качества охлаждения воздуха;
- повышение давления в системе;
- плохое охлаждение фреона;
- разгерметизация контура;
- выход из строя или сбои в работе конденсатора.
При избыточной заправке может наблюдаться обмерзание испарителя и самопроизвольное отключение устройства через 10 минут работы из-за срабатывания датчика давления.
Необходимость в проведении независимых действий для устранения неполадок исключается. Для нормализации работы оборудования обязательно нужно обратиться к специалисту из сервисного центра.
Признаки недостатка хладагента
Климатическая техника домашнего использования поставляется полностью готовой к установке и заправлена хладагентом на производстве. Если установка кондиционера выполнена правильно и соблюдены все технологии, дозаправка не потребуется несколько лет. Тем не менее, если качество охлаждения воздуха ухудшается, на штуцерах и местах соединения трубок появляется ледяная корка, а на внешнем блоке образуется иней, это может означать, что заводской заправки не хватает. В таком случае пришло время восполнить недостаток фреона.
Какой расход хладагента у домашнего кондиционера
Холодильный контур сплит-системы является герметичным, и хладон постоянно циркулирует по замкнутому кругу. Однако при нормальном режиме работы наружный блок может терять от 6 до 8% фреона в течение года. Значительное уменьшение объема хладагента происходит только при его утечке. Единственными точками доступа, через которые можно проверить количество хладагента, являются краны внешнего модуля.
Как понять, когда и каким количеством фреона дозаправить кондиционер
Высокопроизводительное климатическое оборудование — это дорогостоящее приобретение, поэтому не рекомендуется пытаться самостоятельно диагностировать и устранять проблемы. Непрофессиональное вмешательство и попытка дозаправки «на глазок» могут причинить серьезный ущерб устройству.
Если качество обдува снижается, появляется неприятный запах застоялого воздуха и воздух охлаждается медленно, необходимо незамедлительно связаться с сервисной службой. Опытные специалисты определят, какой хладагент используется в вашем кондиционере и какое количество фреона необходимо для полноценной заправки. Такие расчеты производятся на основе показателя давления в охлаждающем контуре, которое можно определить с помощью двух манометров.
Совет. Чтобы продлить срок службы кондиционера, предотвратить утечку хладагента и минимизировать возникновение поломок, рекомендуется ежегодно дважды выполнять профилактический осмотр с привлечением мастера.
Как заправить кондиционер
Заправка агрегата фреоном — это ответственный технологический процесс, требующий специальных знаний и опыта. Если вы уверены, что сможете разобраться с типом хладагента в вашем кондиционере и правилами заправки, можно начинать работу.
Для начала изучите инструкцию по техническому обслуживанию и эксплуатации сплит-системы. Затем необходимо провести осушение системы азотом, обработку вакуумным насосом и проверить герметичность. На последнем этапе необходимо аккуратно и бережно заправить сплит-систему хладоном с помощью весов и электронной манометрической станции. Если вы сомневаетесь в своих силах или у вас отсутствует необходимый инструмент, лучше доверить заправку профессионалам.