Что такое модерн. Что такое модерн?

Классическая сантехника не допускается. Только нестандартные, овальные лица, стоящие на причудливых, изогнутых ногах. Отделочные материалы — фарфор, стекло, медь или латунь.

Модерн

Арт-нуво, ар нуво (фр. «новое искусство»), югендстиль (нем. «юношеский стиль») — художественное направление в искусстве, получившее наибольшее распространение в последнее десятилетие XIX — начале XX века (до Первой мировой войны). Его характерными чертами являются отказ от прямых линий и углов в пользу более естественных линий, интерес к новым технологиям (например, в архитектуре) и расцвет прикладного искусства.

Модернизм стремился объединить художественные и утилитарные функции создаваемых произведений и включить все сферы человеческой деятельности в сферу прекрасного. Другие названия в других странах: «Тиффани» (в честь Л. К. Тиффани) в США; «модерн» и «fin de siècle» (конец века) во Франции; «югендстиль» (или «модерн» на немецком языке) во Франции. Jugendstil по названию иллюстрированного журнала Die Jugend, основанного в 1896 году; стиль сецессион в Австрии; современный стиль в Англии; либерти в Италии; модернизм в Испании; Nieuwe Kunst в Нидерландах; и стиль сапин в Швейцарии.

Содержание

  • 1 Общая характеристика
  • 2 Архитектура в стиле модерн
  • 3 Чугунное литьё
  • 4 Модерн в изобразительном искусстве
    • 4.1 Художники
    • 4.2 Скульпторы
    • 5.1 Дизайн мебели и предметов интерьера
    • 6.1 Художественное стекло
    • 6.2 Посуда, керамика
    • 6.3 Витражные конструкции
    • 6.4 Ювелирное дело, металл, гравировка
    • 7.1 Афиши, литографии, рекламный плакат
    • 7.2 Книжная иллюстрация и графика

    В 1860-х и 1870-х годах в Европе доминировал эклектизм, который заключался в сопоставлении и повторении более ранних художественных стилей.

    В 1880-х годах среди многих мастеров начал зарождаться новый стиль, противопоставляющий эклектизм новым художественным методам. Уильям Моррис (1834-1896) создавал мебель, вдохновляясь цветочным орнаментом, а Артур МакМердо (1851-1942) использовал элегантные волнистые узоры в своих буковых конструкциях.

    Значительное влияние на модерн оказало японское искусство, которое становилось все более популярным на Западе с наступлением периода Мэйдзи. Художники модерна также черпали вдохновение в искусстве Древнего Египта и других древних цивилизаций.

    Наиболее яркой чертой модерна был отказ от прямых углов и линий в пользу более мягких, изогнутых линий. Художники модерна часто основывали свой дизайн на орнаментах из растительного мира. Вышитый «Whiplash» Германа Обриста стал визитной карточкой этого стиля. «Whiplash».

    Модернизм стремился стать единым синтетическим стилем, в котором все элементы человеческой среды были бы произведены одинаково. В этот период вырос интерес к прикладному искусству: дизайну интерьера, керамике, графическим книгам.

    Для работы с новым стилем в европейских странах были созданы различные художественные объединения: Общество выставки искусств и ремесел (1888) в Великобритании, Объединенные мастерские искусств и ремесел (1897) и Немецкие мастерские искусств и ремесел (1899) в Германии, Венские мастерские (1903) в Австрии, Нансийская школа во Франции, «Мир искусства» (1890) в России.

    Распространению модерна способствовала организация Всемирных ярмарок, на которых были представлены достижения современных технологий и прикладного искусства. Наибольшую популярность стиль модерн получил на Всемирной выставке 1900 года в Париже. После 1910 года значение модерна стало ослабевать.

    Архитектура в стиле модерн

    Для архитектуры модерна характерен отказ от прямых линий и углов в пользу более естественных, «природных» линий и использование новых технологий (металл, стекло).

    Как и многие другие стили, архитектура модерна характеризовалась стремлением создать здания, которые были бы одновременно эстетически красивыми и функциональными. Большое внимание уделялось не только внешнему облику зданий, но и тщательно продуманным интерьерам. Все конструктивные элементы, такие как лестницы, двери, колонны и балконы, были художественно обработаны.

    Одним из первых архитекторов модерна был бельгиец Виктор Орта (1861-1947), который широко использовал в своих проектах новые материалы, особенно металл и стекло. Он придал своим железным опорам необычную форму, которая напоминала ему какие-то воображаемые растения. Перила, лампы, свисающие с потолка, даже дверные ручки — все было тщательно оформлено в едином стиле. Во Франции идеи модерна были развиты Гектором Гимаром, который также спроектировал входные павильоны парижского метро.

    Антонио Гауди пошел еще дальше классических представлений об архитектуре. Спроектированные им здания настолько органично вписываются в окружающий ландшафт, что кажутся скорее произведением природы, чем человека.

    Модерн — стиль, вдохновлённый природой

    Арт-нуво, либерти, сецессион… Стиль «модерн», возникший в искусстве в конце XIX века, стал художественным языком целой эпохи.

    Во Франции эту эпоху, период между Франко-прусской войной и Первой мировой войной, обычно называют Belle Époque. В России модерн обычно ассоциируется с Серебряным веком. Это были годы расцвета архитектуры, живописи и поэзии.

    Новое направление было своего рода реакцией на то, что происходило в 19 веке. В архитектуре преобладали историзм и эклектика. В поисках новых решений мастера заимствовали стили из прошлых эпох и объединяли их в единое произведение искусства. Например, классицизм сопоставлялся с барокко, в котором было много готических элементов. Или мавританские детали сочетались со сложными, причудливыми элементами барокко.

    Особняк Арсения Морозова, 1960 год.

    Впечатляющим примером эклектичной тенденции является вилла Арсения Морозова на улице Воздвиженка в Москве. В этой «чужой стране» в московских домах встречались неоготика, классицизм, неомавританский и португальский стили. Сам Морозов не мог решить, с каким «вкусом» он хочет построить свой замок, поэтому решил сочетать все, что ему нравилось. Необычная вилла стала объектом насмешек еще во время строительства. Мать купца выразилась лаконично: «Раньше только я одна знала, что ты дурак, теперь вся Москва будет знать!».

    Модерн в архитектуре: назад к природе

    Но вернемся к модерну. Он зародился в 1890-х годах и стал выражением эпохи промышленного бума, удивительных научных открытий, новых технологий и материалов. Колыбель модерна находится в Бельгии, точнее в Брюсселе, где основателями считаются бельгийский архитектор Виктор Орта и его конкурент Анри ван де Вельде.

    Модерн отвергает все заимствования из предыдущих веков и изобретает свой собственный язык, ориентированный на природу. Одной из характерных черт этого направления является отказ от прямых углов и линий (ведь в природе трудно найти что-либо точное, геометрическое) и использование пологой кривой — «линии хлыста», за которой следуют мягко струящиеся, вьющиеся растительные формы. Кстати, клинья «хлыста» очень близки к росту женских волос, что создает тот же эффект пластичности и динамичности.

    Мастера модерна основывали свои творения на цветочных узорах и орнаментах. Именно поэтому на стенах и фасадах зданий в стиле модерн так часто можно увидеть вьюнок, растущий бесконтрольно и безудержно. Или когда вы находитесь в доме в стиле модерн (например, на вилле Рябушинского, построенной Федором Шехтелем), вы чувствуете себя частью живого воображаемого существа.

    Особняк С.П. Рябушинского.

    Помимо флоры и фауны, широко используемых в оформлении интерьеров и экстерьеров, для модерна также характерно преобладание пастельных тонов, использование металлических, серебряных, флуоресцентных цветов. После долгого периода забвения витражи, утраченные после эпохи Возрождения, вновь появились в интерьерах этого периода.

    Еще одна характерная черта модерна — синтез искусств. То есть архитектор не только проектировал здание, но и нес полную ответственность за внутреннюю отделку и некоторые бытовые элементы. Одним словом, он был архитектором, художником и дизайнером одновременно.

    Стиль модерн от Парижа до Москвы

    Интересно отметить, что модерн — это русское название этого стиля. В разных странах он имел свое собственное название. В Шотландии это был стиль Глазго. Во франкоязычных странах, в Бельгии, во Франции, его называют Art Nouveau, «новое искусство». В Австрии это был Венский сецессион, который объединил художников и архитекторов. В Германии это называется «югендстиль», по названию журнала, который издавался в то время. В Италии это был стиль Либерти.

    Дом сецессиона.

    В России предшественником модерна был Абрамцевский художественный кружок, организованный необыкновенным меценатом и промышленником Саввой Мамонтовым. В это неформальное объединение русской интеллигенции 1870-х годов входили такие выдающиеся художники, как Константин Коровин, Валентин Серов и Михаил Врубель.

    «Каждой эпохе — свое искусство, каждому искусству — своя свобода» — эти слова на фасаде Дома Сецессиона как нельзя лучше соответствуют атмосфере модерна, стилю волн, ирисов и лилий.

    • В.Г. Лисовский. Стиль модерн в архитектуре, 2016.
    • Э. Кон-Винер. История стилей изобразительных искусств, 2017.
    • С. Бородина, А. Булгакова. Эксперимент с нормой: стиль модерн в архитектуре и прикладном искусстве // Мир искусств: Вестник Международного института антиквариата, 2014. № 3.
    • Фото главной: pinterest.ru
    • Фото лида: wikimedia.org

    Кому подойдет дизайн помещения в стиле модерн

    Модерн — это дорого, броско и претенциозно. Это выбор творческих натур, эксцентричных и богатых интеллектуалов, романтиков и специалистов по эксклюзивным вещам.

    88.jpg

    Современность требует пространства, и ей не место в помещении площадью менее ста квадратных метров. Основная идея стиля — изнутри наружу — подразумевает, что с изменением дизайна интерьера меняется и фасад, и окружающее пространство.

    Mid-century проще; его можно использовать даже для ремонта в стиле модерн в обычной городской квартире. Элементы этого стиля хорошо сочетаются с другими популярными стилями.

    Основные характеристики стиля модерн

    Главной особенностью модерна является декор, а повторяющимся мотивом — виноградная лоза или вьюнок. В различных интерпретациях эти термины повторялись во всех применениях стиля.

    99.jpg

    Основные черты модерна в интерьере:

    • асимметричная форма и дислокация;
    • устремленные вверх доминанты и перетекание форм;
    • арки и сочетания плоскостей;
    • растительные (часто цветочные) узоры;
    • мозаика и витраж;
    • кованые элементы, гнутое стекло;
    • приглушенная природная цветовая палитра.

    Постепенно модерн перенял некоторые элементы из близкородственных стилей и развил многочисленные родственные течения, которые легли в основу модерна.

    100.jpg

    В Европе, Америке и России модерн называли по-разному, в зависимости от того, по какому пути он шел. Общим оставалось чувство нового, нового, интересного:

    1. Англия: modern style – современный стиль.
    2. Франция: art nouveau – арт-нуво или ар-нуво, произношение допустимо варьировать, то есть новое искусство.
    3. Германия: Jugendstil – югендштиль, то есть молодежный стиль (по названию молодежного журнала).
    4. Австрия, Польша и Чехия: Secession – Сецессион, то есть обособление (по самоназванию группы художников).
    5. Шотландия: Glasgow style в честь группы столичных художников.
    6. Италия: Stile Liberty или просто либерти, свободный стиль.
    7. Испания: Modernismo или модернизмо.
    8. США: Tiffany’s Style или тиффани в честь гениального Луи Тиффани.
    9. Россия: модерн.

    Кстати, впервые этот термин был использован в бельгийском журнале L’Art Moderne для описания творчества многочисленных художников, принадлежавших к Обществу XX.

    Интерьер в стиле модерн

    Плавные линии арочных дверных проемов, никаких острых углов или отражающих поверхностей, никакой вычурности, только округлая и удобная мебель, аксессуары и разнообразие фактур: модерн в плоских интерьерах предполагает отказ от геометрических линий и изысканную асимметрию, вдохновленную линиями природы. У дизайнера есть свобода двигаться только в одном конкретном направлении. Однако интерьер в стиле модерн — это почти произведение искусства.

    Отделочные материалы

    110.jpg

    Если классический модерн характеризуется естественностью, то эстетика середины века использует современные технологии и материалы. Конечно, дерево, керамика, камень и металл по-прежнему имеют приоритет, но их визуальные заменители также подходят.

    Стены можно оставить светлыми, на них удивительно эффектно смотрятся панно из водных растений — одна из доминирующих черт модернизма. Для отдельных комнат хорошо подойдут обои, возможно, с цветочным рисунком. Если выбраны панели или плитки, стыки между ними должны быть скрыты.

    Напольное покрытие не должно быть акцентом в комнате, оно должно гармонировать со светлыми стенами или контрастировать со светлыми акцентами в интерьере. Следует использовать паркет или полы, окрашенные под дерево. Плитка не подходит из-за четких геометрических стыков.

    Идеальный потолок — ровный и белый, но допустимы и гипсовые элементы, такие как лепнина, рельефы и отделка. Важно, чтобы крыша, как и напольное покрытие, не была слишком броской.

    120.jpg

    Подходящая мебель — функциональная, удобная, без острых углов и несущественных деталей. Каркас сделан из дерева, цвет соответствует теме и сочетается с остальной мебелью. Внешний вид имеет большое значение, поэтому мебель в гостиную в стиле модерн следует выбирать не только по функциональности, но и по внешнему виду. Изогнутые ножки, закругленные спинки — возникает едва уловимое ощущение легкости, и более тяжелая массивная мебель становится визуально немного легче.

    Цветовая гамма

    130.jpg

    Цветовая палитра, которую можно использовать, не разрушая композицию стиля, разнообразна и позволяет играть с любыми идеями. Однако важно, чтобы цвета были как можно более естественными, то есть такими, какими они встречаются в природе:

    • серый, бледный антрацит;
    • кремовый, какао, топленое молоко;
    • светло-горчичный, оливковый, бледный хаки;
    • коричневый, песочный, тауп, беж;
    • сиреневый, бледно-голубой.

    На самом деле, все цвета приемлемы в контексте середины века, но в приглушенной пастельной интерпретации. Их можно комбинировать, дополнять и смешивать.

    Не допускается использование неоновых, металлических и глянцевых цветов и отделки.

    140.jpg

    Использование нефункционального декора в модерне не приветствуется, особенно это касается бытовых тканей. Шторы, покрывала и портьеры следует сократить до минимума, оставив только однотонные элементы, без которых невозможно обойтись.

    Виды

    В разных странах модерн был немного разным и даже назывался по-разному. Каждый регион привносил в стиль что-то свое, но модерн, в частности, менялся с течением времени.

    Ранний

    Ранний вариант — это наиболее традиционный и классический вариант стиля, в котором появились характерные черты стиля, а архитекторы отклонялись от них лишь незначительно. Ранний модерн характеризуется также тем, что первоначально он использовался только для строительства вилл, поместий, отелей и дворцов, то есть был популярен в основном среди буржуазии. Узнав о новой архитектурной моде, многие старались выделиться и построить самое необычное здание. Часто эти дома не вписывались в застроенную территорию, что подчеркивало их нетрадиционность.

    Поздний

    Со временем модерн перестал считаться необычным и становился все более массовым. Этот стиль теперь использовался для всего — от жилых комплексов до промышленных зданий. В этом стиле были построены целые кварталы многоквартирных домов.

    Изменились и его характеристики: он становился все более рациональным и конструктивным. Декоративных деталей становилось все меньше и меньше, интерьер перестал играть важную роль, а переход к функционализму, пришедшему на смену модерну, был заметен.

    Деревянный

    Особого внимания заслуживает деревянный модерн. Это было не просто технически, но довольно распространено в России. Примеры можно найти в Санкт-Петербурге на Каменном острове, в Нижнем Новгороде, в районах Ярославля и Владимира.

    Модерн в России

    В России при создании декораций архитекторы опирались на русский фольклор и народные сказки. Часто использовались традиционные орнаменты и сюжеты, а также цветочные украшения, животные и сказочные существа. Наиболее яркими представителями смешения русского стиля и модерна являются Казанский вокзал в Москве и Витебский вокзал в Санкт-Петербурге.

    В Москве

    Из всех российских городов русский модерн был наиболее разнообразен в Москве и использовался для строительства самых разных типов зданий: Виллы, железнодорожные станции, гостиницы и промышленные предприятия. Часто это были яркие и заметные здания, которые выделялись на фоне остальных. На прогулке, например, нельзя пропустить дом Перцова, который находится недалеко от Храма Христа Спасителя. Разноцветная мозаичная плитка и необычная асимметрия крыши делают его похожим на сказочный домик. В этом стиле были построены и многие виллы, которые сегодня расположены вокруг улицы Остоженка. Самым значительным представителем модерна в Москве является архитектор Шехтель.

    В Санкт-Петербурге

    В Петербурге одними из лучших примеров модерна в России являются дом Зингера на Пятом Невском, Витебский вокзал и магазин Елисефского. В целом, однако, северный модерн, поджанр стиля, характеризующийся использованием природных материалов, был более распространен здесь. Яркими представителями петроградского модерна были Лидваль и Бобырь.

    В других городах

    Модерн был широко распространен по всей России и нашел свое выражение в аристократических дворцах Нижнего Новгорода, Самары, Урала и Сибири.

    Модерн в Европе

    Модернизм зародился в Европе, поэтому неудивительно, что он наиболее ярко представлен в европейских странах. Каждая страна привнесла свои особенности, связанные с ее национальным наследием и фольклором.

    Скандинавия и Прибалтика

    Финляндия, Швеция, Норвегия и Дания обратились к стилю северного модерна, известному в этих странах как национальный романтизм. Распространение стиля обусловлено легкой доступностью натурального камня и дерева, основных материалов стиля. Неприступные дома с каменными фундаментами и асимметричными деталями часто напоминают скандинавские замки — подобные примеры можно найти в Хельсинки, Осло, Стокгольме и Бергене.

    Среди стран Балтии Рига особенно примечательна своим собственным стилем «модерн». До трети домов в центре города были построены именно в этом стиле. Здесь находится настоящая галерея ар-нуво под открытым небом — улица Альберта, где собраны самые красивые памятники ар-нуво.

    Западная Европа

    В Западной Европе модерн был более романтичным и часто гармонично вписывался в окружающую среду. Модерн в Париже, например, знаменитые входы в метро, ставшие одним из символов города. Венский сецессион в Австрии характеризовался отсутствием плавных линий, он был угловатым и строгим. В Барселоне это был характерный стиль Гауди. Преобладают плавные линии, множество ярких и разнообразных декоративных элементов и мозаики.

    В Венгрии этот стиль зародился в Австрии и унаследовал название «Сецессион». Примеры венгерского сецессиона можно найти прежде всего в Будапеште, где европейский стиль смешивается с персидскими и мавританскими мотивами и выглядит особенно ярко и необычно.

    Модерн был также популярен в Праге, где он был особенно выразителен. Фасады домов были украшены цветочными орнаментами и скульптурами фигур из национальных сказок. Один из художников, работавших в этом стиле, Альберт Муха, стал особенно популярен в Праге.

    Английский modern

    Корни модерна можно проследить в викторианской Англии, где впервые прозвучали призывы вернуться к простым и органичным формам средневекового искусства. Стиль как самостоятельное явление окончательно оформился благодаря работам Артура Макмердо. Художник украсил свою книгу «Церкви Роны» изящным дизайном из вытянутых, изогнутых элементов со смелыми контурами и стилизованными подсолнухами и птицами по краям страниц. Художественный язык, созданный МакМердо, стал визитной карточкой нового направления.

    Модерн. Артур Макмердо. «Городские церкви Рена. Иллюстрация»

    Английский «современный стиль» сначала доминировал в графике и ремеслах, а на живопись распространился лишь значительно позже. Дальнейшее развитие показало, что Великобритания, став пионером модерна, впоследствии перестала передавать эстафету другим странам. К художникам поколения 1880-х годов позже присоединились лишь несколько ярких имен.

    Ведущую роль в позднем английском модерне сыграл иллюстратор Обри Бердсли. За короткое время художник перешел от прерафаэлитизма к новому стилю и создал выдающиеся работы, полные чувственности и тонкого гротеска. Его творения характеризуются четкой линией, которая четко разграничивает черные и белые области.

    Модерн. Обри Бёрдслей. «Павлинья юбка»

    Модерн в России

    Стиль формировался в России в соответствии с национальными идеями. Источниками вдохновения для русских модернистов были народное искусство, сказки и народные традиции. Первым представителем модерна в нашей стране был Михаил Врубель, чей декор всегда был органичной частью композиции. В работах других авторов этот стиль не так ярко выражен, что связано с бурным развитием русского искусства и сильными позициями академической живописи.

    Модерн. Михаил Врубель. «Демон сидящий»

    Работы Валентина Серова, основанные на мифологии и темах античности, относятся к стилю модерн. Александр Бенуа отдает дань этой тенденции, сочетая стилистические элементы художника с хорошей дозой природы. Но русские художники не следовали стилю Модерн так последовательно, как в Европе. Новое искусство не успело утвердиться в творчестве художников и быстро затерялось в авангардных движениях начала XX века. Тем не менее, русский модерн особенно ценится на зарубежных антикварных аукционах — картина Константина Сомова «Радуга Константина Сомова» достигла рекордной цены в 7,3 миллиона долларов.

    Модерн. Константин Сомов. «Радуга»

    Сегодня модерн пользуется большим спросом, особенно в области дизайна и декорирования интерьеров. Работы художников модерна можно найти в каталогах онлайн-аукциона Very Important Lot, где художники продают свои работы напрямую коллекционерам.

    Что такое модерн? Классификация, предмодерн.

    Сегодня мы поговорим о классификации модерна. О периоде премодерна (период, предшествовавший модерну). Ранний современный период.

    классификация модерна

    Модерн довольно произвольно делится на различные фазы и стили. Этот стиль стал настолько разнообразным и вобрал в себя столько различных направлений, что даже известным критикам трудно определить, где начинается конец историзма и где начинается модерн. И еще сложнее определить, где заканчивается модерн и начинается ар-деко.

    национальный романтизм

    Традиционно существует два основных направления. Один из них — конструктивистский (который мы видим в основном в Австрии и Шотландии). И вторая — декоративная (в основном в Бельгии, Германии и Франции). Среди прочих выделяются модернисты в таких странах, как Италия и Россия. В этих странах модернизм находился под влиянием традиции, так называемый отпечаток традиционных форм. Например: неорусский стиль в архитектуре. В Северной Европе (Скандинавия, Финляндия, страны Балтии) тоже сложился свой собственный стиль — национальный романтизм. Он черпает вдохновение в культуре народов, живущих в этих странах.

    Пред-модерн в странах Европы

    предмодерн

    Дадим общее описание премодернизма, поскольку весь период размыт и четких границ не существует.

    Прежде чем модерн стал самостоятельным направлением искусства, он пережил период становления. Этот период раннего развития модернизма называется модернизмом. Разные художники, из разных стран, в разные эпохи, часто не зная друг друга, но объединенные общей идеей и идеалами, которые легли в основу стиля.

    Художники еще не связывали свои работы с традициями стран, в которых они работали. Кубизм французских художников, например, не имеет ничего общего с культурными особенностями Франции. Ярким примером такого несоответствия является Эйфелева башня. Что, по мнению интеллектуалов того времени, совершенно не сочеталось с архитектурой Парижа.

    Отказ от национальных традиций модернизма заложил основу для «международного стиля», который не знал границ. Этот стиль воспринимался как попытка объединить всех жителей планеты.

    духовная революция 19 века

    Основоположники модернизма.

    Основателями модернизма стали художники, создававшие свои произведения в конце XIX в. Они считали, что духовная революция, неизбежно возникающая из кризисов старых миров, требует отказа от радикализма.

    В основе новых идей лежала духовная революция как новое сознание, новое понимание жизни. Интуиционизм Анри-Луи Бергсона и Николая Лосского стал основой для нового понимания жизни. А также феноменология Эдмунда Густава Альбрехта Гуссерля. Теория психоанализа Зигмунда Фрейда и Карла Густава Юнга, а также экзистенциализм Сёрена Кьеркегора, Мартина Хайдеггера, Карла Ясперса, Николая Бердяева и многих других. А теоретическую основу модерна сформулировал Уильям Моррис. Но в разработке идей раннего модернизма принимали участие различные художники, работавшие до модерна.

    влияние восточной культуры на модерн

    Влияние восточных культур на формирование модерна.

    Влияние восточных культур на возникновение современности невозможно отрицать. Особо следует отметить японские культурные черты в основах современности. В 1860-х годах Европа начала ощущать влияние Дальнего Востока. Начиная с 62-го года 19-го века, любители японского стиля могли покупать произведения искусства непосредственно из Японии в Лондоне и Париже. В 1862 году работы японских художников были выставлены на Всемирной выставке в Лондоне.

    А в 1862 году в Париже был открыт магазин под названием «La Porte Chinoise» (Китайские ворота). В этом магазине можно было купить японские гравюры и другие диковинки с Дальнего Востока. Элементы китайской культуры начали появляться в искусстве и дизайне уже в 1867 году. Например, орнаменты Оуэна Джонса. А в 1870 году Уильям Х. Мозер и Т. В. Катлер опубликовали книги об искусстве Японии. Многие художники, например, Виктор Орта, собрали коллекцию дальневосточных произведений искусства. Среди них были и японские экспонаты.

    япония и модерн

    Начальный период развития модерна

    модерн 1890-х годов

    В период с девяностых по девяносто пятый век модерн быстро распространился по всей Европе. А скорость его распространения была настолько невероятной, что сегодня невозможно определить пионеров этого движения. На самом деле, большинство дисциплин того времени быстро осваивали новые формы, которые появлялись на их пути. Они создали у своих современников впечатление, что они стоят на пороге новой художественной и культурной эры. Они верили, что эта эпоха охватит все аспекты их жизни.

    События стартового периода.

    Один из французских ученых, Поль Гринхальг, определил период начала 93 и 95 стилей 19 в. Он разделил его на четыре важнейших события, произошедших в крупных столицах Европы: Лондон, Брюссель и Париж.

    игра в невозможное

    Событие 1.

    Рисунки Обри Бердсли, опубликованные в первом номере английского журнала «The Studio» в 93 г. Бердсли был молодым иллюстратором, который впервые ввел этот стиль рисования. Этот стиль позже стал характерен для модерна.

    особняк тасселя

    Событие 2.

    Также в 1893 году в Брюсселе были построены первые дома в стиле модерн с интерьерами в том же стиле. Например, «Особняк Тасселя», созданный Полем Анкартом и Виктором Орта. Орт был первым, кто использовал изогнутую линию в качестве символа для всего стилевого направления. Раздевалки отражают изгибы растений, окружающих металлические конструкции, мозаичные картины, фрески и витражи. Орт также спроектировал уникальное меблированное здание. Кстати, мебель также соответствовала ритму стен и архитектуры. Он разработал узоры для ковров и создал мебель, которая стала известна как Total Art. После завершения работы Орта переехал в Париж, где его работы были адаптированы к его проектам Гектором Гимаром, который следил за работой Орта в Брюсселе, и применил его стиль для входов в новое парижское метро.

    генри ван де вельде

    Событие 3.

    1894 г. Анри Ван де Вельде публикует в Бельгии свой памфлет «Деблокада искусства». Эта брошюра помогла ему познакомиться с современным развитием искусства. Он также осудил мир институционального искусства. Это была первая попытка понять две основные идеи стиля: важность декора и благородного искусства, что соответствует важности гармонии в любом декоративном произведении.

    загфрид бинг

    Событие 4.

    Последним событием этапа становления стало открытие Дома модерна в 1895 году в Париже, Франция. Этот магазин был открыт Зигфридом Бингом, который ввел модерн во Франции и сделал его известным широкой публике.

    Быстрое распространение модерна.

    Быстрое распространение модерна можно объяснить тем, что в это время появились многочисленные иллюстрированные журналы по искусству и архитектуре, такие как L’Estampe originale, The Studio, Jugend и другие. Именно они несли новые идеи в массы.

    Декор

    Стиль оформления интерьера включал в себя множество декоративных элементов. Применение каждого фрагмента зависит от вашей фантазии. Что именно он выражает, почти не имеет разницы: подсвечники, подушки, статуэтки, часы и даже посуда. Все это превращается в шедевр при добавлении определенных декоративных элементов.

    Полезно! Основными элементами модерна являются представители животного и растительного мира. Не исключено изображение девушек в тесной гармонии с природой. Если вы хотите подчеркнуть модерн, например, используйте простые рисунки Альфонса Мухи.

    Примеры удачных интерьеров

    Дизайн помещения в стиле модерн различается в зависимости от его функциональной нагрузки. Некоторые украшения больше подходят для гостиных, другие — для спален или детских комнат.

    Насыщенность света

    Гостиная

    Самая большая комната в вашем доме. Именно здесь профессиональный дизайнер может дать волю своей фантазии. Вот несколько примеров наиболее интересных вариантов.

    Гостиная модерн

    Добавьте в интерьер несколько картин, классических авторов. Это должны быть дешевые копии, но все же лучше, чем пустые стены.

    Потолок должен гармонировать со стенами. Если позволяет высота, отличным выбором будет большой светильник, расположенный по центру.

    Казино-модернПоверхностный модерн

    Поверхность современная. Обычная, прямая мебель, витражные окна, простой камин. Только люстра и бронзовая ваза на журнальном столике подтверждают принадлежность комнаты к определенному стилю модерн.

    Шик и изящество

    Роскошь и элегантность напрямую связаны с классическим модернизмом.

    Спальня

    Если вы обставляете современную гостиную, не стоит перегружать ее декоративными элементами и цветами. Сведите к минимуму количество тонов и мелких узоров.

    Расширенное, приглушенное освещение создает ощущение тепла и мягкости. Здесь вы сможете расслабиться и отдохнуть после напряженного дня.

    Спальня модернОтделка стен

    Используются обои, декоративная штукатурка, натуральное дерево или ткани. Никаких пластиковых или окрашенных деревянных полов. Также не рекомендуется размещать громоздкие рельефы.

    Ковёр на полу

    В отличие от гостиной, для спальни необходимо декоративное напольное покрытие. Ламинат, ковролин или ковер, в худшем случае линолеум.

    Кровать – главный атрибут спальнойБольшая, светлая спальня

    Устойчивая и элегантная кровать, установленная в центре комнаты, привлекает внимание. Постельное белье — в соответствии с требованиями модерна: однотонное или с животными и растительными мотивами.

    Независимо от размера спальни, в ней должны быть большие окна и классический ночник.

    Дом Зингера

    Расцвет архитектуры модерна не смог собрать все многообразие художественных дисциплин. Таким образом, это название относится к историческому периоду, охватывающему различные жанры и движения, объединенные отдельными концептуальными направлениями.

    При этом учитываются фундаментальные, как в случае с дизайном интерьера:

    • Максимально приглушенные пастельные тона.
    • Плавность и изящество линий.
    • Многочисленные попытки имитации природы, изображения растений, животных, птиц.
    • Гнутые элементы декора.
    • Арочные окна и двери с мозаичным узором.

    Полезно! В России большинство примеров архитектуры модерна прошлой эпохи находятся в Санкт-Петербурге и Москве.

    Петербургский стиль модерн называют скандинавским стилем. Это международная тенденция, которая развивалась в городе в начале XX века. Особое влияние на его возникновение оказала шведская и финская архитектура.

    Стиль модерн в Москве характеризуется различным географическим положением города. Холмистый ландшафт, на котором построен город, способствует визуальному восприятию асимметричных зданий и сооружений. Этот нюанс позволил таланту архитекторов полностью реализовать свой потенциал и показать миру новые возможности.

    Наиболее важные отличительные черты двух российских городов в стиле модерн

    • Питер построен на равнине, в дельте реки. Из-за этого город насыщен плотно расположенными зданиями одинаковой высоты и имеющими сходство с массивностью эклектики.
    • Москва – совершенная противоположность.

    Читать еще:  Теория цвета. Основы. Что такое цветовая гамма?
Оцените статью