- Если за окном непогода, то не позволяй ей проникнуть в свое тёплое жилище: изготавливаем карниз крыши самостоятельно
- Карниз крыши и его назначение
- Видео: визуальные примеры карнизных свесов
- Необходимость карнизов
- Конструкция карнизов
- Материалы для подшивки карнизов
- Подшивка карниза пластиковым софитом
- Подшивка карниза деревянной доской
- Крепёж для карниза
- Необходимые инструменты
- Составляющие элементы крыши
- Основные части крыши
Согласно действующим нормам СНиП II-26–76, свес кровли из алюминия и листовой стали необходимо оформлять на сплошном дощатом настиле шириной не менее 70 см (пункт 7.3). Вдобавок, карнизные узлы при наружном водоотводе должны быть оборудованы двумя слоями водоизоляции шириной 40 см (пункт 2.6).
Если за окном непогода, то не позволяй ей проникнуть в свое тёплое жилище: изготавливаем карниз крыши самостоятельно
Монтаж кровельного покрытия — это только начало процесса обустройства крыши. Следующий важный шаг — это оформление карнизов, которые не только влияют на внешний вид крыши, но и являются ключевыми для её защищённости. В этой статье мы подробно обсудим, что такое карниз, какова его функция и какие варианты оформления существуют.
Карниз крыши и его назначение
Карниз крыши представляет собой часть конструкции, которая выступает за пределы вертикальных стен здания. Он защищает эти стены от воздействия атмосферных осадков. Кроме того, карнизы играют важную роль в обеспечении естественной вентиляции подкровельного пространства, тем самым предотвращая накопление конденсата и, как следствие, образование грибка, плесени и увлажнение теплоизоляционных материалов.
Правильно оформленные кровельные карнизы значительно увеличивают защиту основных конструктивных элементов вашего дома от влаги.
Таким образом, важность этих небольших элементов крыши нельзя переоценить. Карнизы обеспечивают долговечность стропильной структуры и покрытий, а также способствуют созданию комфортного микроклимата в доме. Эстетически привлекательные материалы, использованные для оформления карнизов, придают завершённый и гармоничный вид всему зданию.
Наращивание кровельных свесов, которое гармонирует с внешним оформлением зданий, создает эстетически эффектный результат — дом выглядит привлекательно и выразительно.
Практически любая крыша, независимо от её конструкции, включает карнизы. Исключения составляют лишь крыши с парапетами или современные конструкции с наглядным архитектурным дизайном, такие как крыши-навесы.
На конструкциях типа навеса карнизные свесы не предусмотрены, поскольку эта форма крыши сама по себе защищает постройку от намокания.
Видео: визуальные примеры карнизных свесов
Необходимость карнизов
Карнизы являются важной конструкцией, обеспечивающей защиту стен от воздействия ветра, дождя и снега. Длина свесов, как правило, зависит от климатических условий местности. В зимний период на краях крыши, то есть в области карнизных свесов, может накапливаться значительное количество снега или наледи, что представляет собой риск обрушения карнизов или их разрушения.
При малых размерах карнизных свесов или их отсутствии наблюдается постепенное разрушение стен, будь то кирпичные или из древесины. Деформация верхних рядов кладки или верхних венцов деревянных стен может повлечь за собой изменение геометрии всей крыши и потенциальное её обрушение. Поэтому организация карнизных свесов является необходимой: они не только защищают дом от разрушительных процессов, но и придают завершённый вид всему строению.
Конструкция карнизов
- Карниз крыши может образовываться за счет свесов стропильных ног, а также с фронтонной стороны здания карнизы можно организовать с помощью другого метода. Обычно, выход стропильных ног достигает длины одного метра в райони с сильными ветрами. Обычная длина свесов варьируется от 50 до 60 см в зависимости от индивидуальных условий.
Лицевые карнизы на скатных кровлях образуются благодаря выступанию конькового бруска или досок, которые формируют конек, на необходимую длину. В соответствии с этим размером вдоль краев кровельного ската укладываются доски параллельно коньку на всю длину ската, которые затем фиксируются к стропилинам.
На изображении указаны компоненты карниза: 1 — стропило, 2 — доски свеса карниза, 3 — опорная доска для софитов, 4 — софит, 5 — каркасная рама, 6 — желоб для водостока, 7 — капельник, 8 — планка для карниза.
Перед установкой карниза необходимо обрезать выступающие концы досок, используя ровно натянутый шнур, который следует закрепить на коньке и на нижней выступающей доске. Затем карнизная доска пришивается к торцу конькового бруска и выступающим поперечным доскам. Эта доска также называется ветровой. Кровельный материал укладывается на установленную длину карниза одновременно с общим монтажом крыши. Хотя можно обойтись без подшивки карнизов, внешний вид здания зачастую требует этой операции. Длина карниза определяется в зависимости от ширины отмостки и высоты здания, и также обрезаются края стропильных ног, поддерживающих поверхность стены, таким образом, чтобы они находились на одной линии со стеной.
Далее производится установка карниза, который может быть изготовлен из обрезной доски или металллического профиля. Выбор материалов зависит от того, каким материалом будет осуществлена подшивка карниза. Например, металлические или виниловые сайдинговые панели необходимо подшивать на соответствующие профиля, в то время как деревянные вагонки монтируются на деревянный каркас.
Вид карнизной коробки может быть выбран для любой крыши индивидуально, но чаще всего применяются два варианта конструкции карнизов:
- В первом варианте подшивка осуществляется непосредственно по стропилам, поддерживающим вертикальную стену. Этот метод применяется, когда уклон кровли незначителен.
- Во втором варианте карниза планируются горизонтальные короба, которые крепятся одним краем к доске, расположенной на месте выхода стропильных ног, а другим — к нижней точке стропилин.
- Подшивка карнизов выполняется перпендикулярно стене и может быть осуществлена из различных материалов.
Материалы для подшивки карнизов
Прежде чем приступить к отделке карниза крыши, следует провести утепление стен, если это необходимо.
В идеале, вся стеновая поверхность должна быть утеплена, в противном случае верхняя часть останется неутепленной, что может привести к промерзанию стен.
Для подшивки можно использовать обрезные доски из хвойных пород толщиной 17-22 мм, вагонку, виниловый сайдинг или гладкий либо профилированный металл. Древесина, применяемая для подшивки, должна иметь определённый уровень влажности; для этого её рекомендуется хранить на открытом воздухе, чтобы её влажность соответствовала влажности окружающей среды.
Избыточно сухая древесина может после монтажа начать активно впитывать влагу из воздуха и разбухать, что приведёт к деформации подшитой поверхности. Напротив, слишком влажная древесина на открытом воздухе будет усыхать, из-за чего подшитая поверхность будет иметь значительные щели, что может также привести к искривлению прикрепленных досок.
Перед тем как подшить карниз крыши деревянными досками, их следует обработать антисептическими средствами, чтобы предотвратить гниение и возгорание. Длинные доски, укладываемые на каркас параллельно стене, фиксируются к коробке с интервалом в один метр, тогда как короткие доски, обычно укладываемые перпендикулярно стене, крепятся по краям.
Кроме древесины, карниз крыши можно подшить и другими материалами, так как сегодня производители предлагают множество решений для отделки карнизов.
Например, могут быть использованы цинковые листы толщиной от 0,6 до 0,8 мм с поливиниловым покрытием, соответствующим цвету основного кровельного материала, как гладкие, так и профильные. В качестве альтернативы также можно использовать виниловый сайдинг.
Подшивка карниза пластиковым софитом
На сегодняшний день наиболее распространённый подход к подшивке карниза крыши в частном домостроении — это использование софита.
Профессиональные кровельщики предпочитают этот метод благодаря его простоте, быстроте, экономически выгодности и проверенной надёжности.
При использовании пластикового софита обычно возникает вопрос, как оформлять место соединения карнизов крыши и фронтона.
К сожалению, хорошо спроектированные соединения карнизов крыши и карнизов фронтона сегодня являются редкостью. Причиной этому может служить то, что многие из них проектируются архитекторами или мастерами, у которых отсутствует должный опыт. Недостаток хорошего профессионального проектирования в рамках малоэтажного строительства и стремление к удешевлению строительства стали причиной отсутствия качественных карнизов крыши!
Тем не менее, если поищите, можно найти несколько удачных примеров таких стыковок. На изображении ниже представлены, как минимум, два варианта правильного соединения карниза крыши и карниза фронтона.
При бюджетных вариантах строительства такие узлы часто выполняются, как показано на двух следующих фотографиях. Это не слишком эстетично, но обходится дешево.
В первом варианте соединение карнизной подшивки выполняется заподлицо со стеной, а во втором — оно вынесено в плоскость подшивки фронтона.
Надёжность и долговечность такой конструкции остаются под сомнением, как и привлекательность её внешнего вида. Например, дом с отделкой из натурального камня выглядит менее гармонично, когда его карнизы оформлены из дешёвого софита.
В случае с отделкой, очевидно, было бы уместней использовать карнизную плиту из того же натурального камня, поскольку так бы она лучше сочеталась с облицовкой дома. Однако стоит отметить, что такой вариант оформления карнизного свеса может обойтись заказчику в несколько раз дороже.
Подшивка карниза деревянной доской
Если дом построен из бревна или бруса, логично использовать подшивку из строганной деревянной доски или вагонки.
Вот пример деревянной подшивки, выполненной строганной доской.
На иллюстрации изображена карниз крыши старинного деревянного дома в США.
Некоторые фотографии карнизов крыши и информация получены из статьи.
В Соединенных Штатах можно увидеть пример реализации деревянного подкровельного карниза в сочетании с резным фронтоном викторианского стиля.
Фигурный карниз используется для решения проблемы подшивки кровельного ската.
Завершение карниза на фасаде с помощью поворота его рисунка под углом, где встречаются резные декоративные элементы фронтона, представляет собой красивое, традиционное для викторианского стиля решение.
Хотя в данном случае конструкция карниза от Мередита, штат Нью-Хэмпшир, использует классические архитектурные детали, она кажется более изящной благодаря глубоким свесам карниза.
Блоки Modillion (фрагменты карниза) использованы для добавления визуальной и структурной поддержки увеличенной глубине перекрытия, что рекомендуется для глубоких свесов в GYHR на стр. 199.
На материалах сайта представлена еще одна иллюстрация.
Деревянная подшивка свесов на старинном доме в Милане.
Резные стропильные ноги и отделка карниза служат украшением для крыши. Милан.
Организация подшивки свеса с использованием дерева выглядит так же интересно, как карнизная плита из камня, особенно если она имеет декоративные элементы. Милан.
Крепёж для карниза
Для оформления карниза с использованием металлопрофиля вам понадобятся три вида крепежных элементов:
- Шурупы по дереву длиной 100 мм
- Заклёпки 12×4
- Оцинкованные шурупы длиной 50 мм
Максимальное расстояние между оцинкованными шурупами при креплении профнастила к деревянному основанию должно составлять 40 см. Опираясь на эту информацию и зная длину боковой стороны дома, можно легко рассчитать необходимое количество крепежа для подшивки профнастила к боковому карнизному свесу. Количество шурупов для крепления каркаса определяется на основе числа стропил – по три шурупа на каждую стропилу.
Необходимые инструменты
Для подшивки карниза крыши с использованием профнастила понадобятся следующие инструменты:
- Строительный уровень для выравнивания основания под крепление профнастила
- Шуруповёрт — основной инструмент для скрепления доски основания с стропилами и крепления профнастила к основанию
- Ножницы по металлу для резки профиля
- Заклёпочник для соединения пластиковых доборных профилей с профнастилом
Составляющие элементы крыши
Стропильная система
Стропильная система — это конструкции, состоящие из стропил и связанных элементов, которые воспринимают и противостоят всем возможным нагрузкам, передавая их на стены здания. Состоит из стропильных ног и других компонентов. Стропильная система может также формироваться из стропильных ферм.
Элементы стропильной системы двускатной крыши
Элементы стропильной системы вальмовой крыши
Кровельное покрытие
Кровельное покрытие – это верхняя оболочка крыши, которая подвержена воздействию атмосферы. Оно защищает здание от проникновения атмосферных осадков.
Водоизоляционный слой (кровельное покрытие) и основа под ним, а также элементы для вентиляции образуют так называемый «кровельный пирог».
Кровельным пирогом принято называть совокупность слоев, из которых формируется кровля. В зависимости от назначения помещения (склад, промышленное, жилое) количество слоев и методы их укладки могут варьироваться.
Простейший вариант пирога крыши (например, для холодного чердака с металлочерепицей) укладывается в следующем порядке:
- стропильная система (каркас кровли, выполненный, как правило, из деревянных брусьев, служит основой для укладки слоев кровельного пирога);
- гидроизоляция (не позволяет влаге попадать внутрь помещения, защищая его от намокания, используются гидроизоляционные пленки и мембраны);
- контробрешетка — для создания вентиляционного зазора в подкровельном пространстве;
- обрешетка (деревянный каркас, который переносит кровельную нагрузку на стропила, брусья обрешетки, как правило, накладываются перпендикулярно стропильным доскам);
- кровельный материал (внешнее покрытие, защищающее крышу от атмосферных воздействий, таких как ветер, дождь и попадание пыли, например, металлочерепица, ондулин или профнастил).
Устройство кровельного пирога
Основные части крыши
Фронтон – это торцевая часть крыши, представляющая собой конструкцию фасада здания, ограждающая пространство между скатами крыши. Фронтон служит для создания замкнутого объема под крышей (чердака) и защищает его от воздействия внешней среды. Обычно фронтон отличается от стены по используемому материалу, например, стена может быть из кирпича или бруса, а фронтон выполнен из древесных панелей.
Щипец (вимперг) – это верхняя часть торцевой стены здания, имеющая остроконечную форму и расположенная между двумя скатами крыши. В отличие от фронтона, щипец соединен со стеной, не имея карниза, что создаёт единую плоскость с фасадом, и, как правило, он изготовлен из того же материала, что и стенка здания. Однако если сравнить эти конструкции, то различие заключается в отсутствии отделяющего элемента (карниза) и в том, что материал щипца может совпадать с материалом стены или отличаться от него.
Козырёк – это мини крыша, расположенная вверх над торцевыми стенами под фронтонами, выполняющая функцию защиты вертикальных стен от атмосферной влаги.
Свес крыши – это внешняя часть кровельного ската, которая выступает за линию стены. Она предотвращает попадание осадков на стены и составляет не менее 75-80 см. Свес крыши разделяется на фронтонный и карнизный.
Карниз крыши — это конструкция, включающая в себя свес крыши и её закрывающую часть снизу и сбоку. Карниз полностью закрывает все элементы стропильной конструкции, которые выходят за линию стен. Он обеспечивает защиту не только от атмосферных осадков, но и препятствует попаданию влаги и вредителей в чердак и подкровельные пространства. Карнизы могут быть как частью самой крыши, так и частью стены. Карниз, охватывающий весь периметр стены, называется венчающим карнизом. Например, она представляет собой элемент, в котором карниз крыши переходит в козырек, отделяющий фронтон от стены.
Софит – это доска, использующаяся для подшивки карниза.
Конёк – это самый верхний элемент крыши, оформленный в форме уголка и предназначенный для закрытия стыка между двумя скатами крыши.
Вальма – треугольный участок на четырёхскатной крыше, находящийся на торце строения, который сверху заканчивается острием.
Полувальма – это укороченная вальма, длина которой по уклону сократилась со стороны конька или торца здания.
Ендова (разжелобок) – это внутренний угол крыши, представляющий собой желоб, образованный соединением двух скатов.
Хребет (ребро) – это линия пересечения двух скатов, создающая внешний угол.
Продухи – это вентиляционные отверстия в скатной крыше.
Аэраторы – это вентиляционные элементы для плоских кровель, механические устройства, предназначенные для обеспечения вентиляции в слоях полного пирога плоской крыши. Их обязательно следует использовать при укладке нового покрытия на старую кровлю.
Разуклонка – это стяжка на плоской крыше, придающая ей небольшой уклон и образующая коньки и ендовы.
Капельник — это элемент стального покрытия парапетов и брандмауэрных стен с загнутым вниз краем.
Водосборный желоб — это элемент скатной крыши с наружным водостоком, предназначенный для сбора дождевой воды и её безопасного сброса в водосточную трубу.
Водосточная труба – это труба, используемая для отведения воды.