- Что такое просечно-вытяжной лист ПВЛ и для чего он нужен?
- Сферы применения ПВЛ
- Откуда взялся Нестор Летописец?
- Мартин-еретик тоже из Киева
- ПОВЕСТЬ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ И ЕЕ РЕДАКЦИИ
- РЕДАКТИРОВАНИЕ ПОВЕСТИ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ
- Историческое значение произведения
- Сказание о белгородском киселе
- Сказание о Кожемяке. Краткое содержание. Мудрый старец и его военная хитрость. Образ Никиты Кожемяки. Патриотическая идея сказаний
- Отображение в образах летописных народных героев представлений о патриотизме, мудрости, находчивости и смекалке
- Словарь
Автор рассматривает ключевые события в истории России 863 года: создание славянской письменности Кириллом и Мефодием. Утверждается, что эти два просвещенных деятеля были посланниками византийского императора. Они трудились над созданием славянского алфавита и перевели для славян священные тексты, такие как Евангелие и Апостол. Именно эти выдающиеся личности также стали инициаторами написания Повести временных лет, важнейшего исторического источника для славян.
Что такое просечно-вытяжной лист ПВЛ и для чего он нужен?
Просечно-вытяжной лист (ПВЛ) представляет собой цельнометаллический листовой рифленый прокат, который напоминает сетку за счет своего уникального рифленого рисунка. В народе его часто называют «чешуей» благодаря характерному чешуйчатому виду. Этот материал обладает множеством неоспоримых преимуществ, включая значительное облегчение конструкций, отличные противоскользящие свойства и способность пропускать свет и воздух, что также является важным достоинством просечно-вытяжного листа. Все эти качества обусловлены его уникальной «чешуйчатой» структурой.
Преимущества данного материала непосредственно связаны с его производственным процессом. ПВЛ изготавливается из цельного металла, при этом специальный станок одновременно вытягивает и пробивает лист, формируя заданные размеры и формы «чешуек». Этот процесс позволяет значительно уменьшить конечную массу конечного продукта до 80% по сравнению с цельным металлическим листом, сохраняя при этом необходимые показатели прочности и надежности.
В ходе изготовления просечка получает именно те формы отверстий, которые были запроектированы в процессе производства. Это разнообразие форм удивительным образом позволяет легко выбрать подходящий просечно-вытяжной лист для конкретных нужд и задач.
Визуальная демонстрация процесса производства ПВЛ представлена в коротком ролике, снятом на известном отечественном заводе ЗАО «Сталепромышленная компания».
Сферы применения ПВЛ
Как уже упоминалось, чешучатая структура этого материала обеспечивает свободный доступ света и воздуха, но также позволяет проходить грязи и снегу.
Благодаря своей прочности и легкости, а также благодаря великолепным свойствам обзора и самоочищению, просечно-вытяжной лист является современным материалом, широко применяемым в следующих сферах:
— в народном хозяйстве для создания различных ограждений, загонов, решеток, настилов, а также для просеивания грунтов и различных пород;
— в области строительства и ремонта, где он используется для сооружения ценных конструкций, лестниц и в качестве арматуры при нанесении штукатурки или отделке вентиляционных каналов;
— в топливной и добывающей промышленности, где просечно-вытяжной лист может служить для изготовления карьерных крепей, переходных мостиков и площадок;
— в машиностроении для уплотнения смотровых и вентиляционных окон в различных станках и инструментах, а также в сельскохозяйственной технике;
— в элегантной отделке интерьеров и для выполнения декоративных функций.
— при строительстве ограждений на участках, вокруг домов, беседок, веранд, балконов и ради отопительных батарей, а также для формообразования ступеней лестниц.
Откуда взялся Нестор Летописец?
Создание Повести временных лет обычно связывают с именем Нестора Летописца, который, согласно распространенной версии, был монахом Киево-Печерской лавры в XI-XII веках. Однако его имя не упоминается в древних летописях, исторических документах или записи иностранных авторов. Информация о Несторе появляется существенно позже, на рубеже XVII-XVIII веков. Впервые его имя появляется как автора в Житиях Печерских святых, которые были напечатаны в Киево-Печерской лавре при архимандрите Иоасафе (Кроковском), который жил в эпоху Петра I и придерживался политики последнего. Жития содержат в себе дифирамбы этому императору, а также Предисловие ко православному читателю, в котором даны ответы против высказываний, оскорбляющих святых печерских. Это говорит о том, что на момент издания книги, в начале XVIII века, существовало немало читателей, которые с недоверием относились ко всему, что было написано о Киево-Печерской лавре и ее святых, среди которых был и Нестор Летописец. Иоасаф (Кроковский) происходил из польской шляхты, имел соответствующее образование и религиозные взгляды. В предшествующие годы своей карьеры, еще до назначения архимандритом, он был ректором Киевской Могилянской академии. Разумеется, Иоасаф (Кроковский) не был единственным поляком, оказавшим влияние на идеологию православной церкви и на духовные учреждения в Украине тех времен. Именно на фоне польского влияния на духовенство всплывает имя Нестора летописца Российского.
Любопытно, что за свои услуги во благо Петру I, архимандрит Иоасаф впоследствии был возведен в сан епископа. 15 августа 1708 года, в Москве, Иоасаф (Кроковский) был официально рукоположен в епископы с последующим возведением в сан митрополита Киевского. На новом посту он прославился одним известным грехом, о котором мы расскажем ниже.
Мартин-еретик тоже из Киева
Во время борьбы со старообрядчеством представители официальной церкви не стеснялись использовать подделки и фабрикации. Наибольшую известность обрели действия, согласно которым в Киеве якобы проходил собор в 1151 году, осудивший двуперстие, крестный ход на восток и прочие древнерусские традиции. Исполнитель этого проекта, организованного по указанию Петра I, стал местоблюститель патриаршего престола, рязанский митрополит Стефан (Яворский), нижегородский архимандрит Питирим (в последствии ставший архиепископом) и уже упомянутый нами митрополит Иоасаф (Кроковский).
Митрополит Стефан (Яворский), как и Иоасаф (Кроковский), также принадлежал к шляхетскому польскому роду и получил образование в Киево-Могилянской коллегии. В последние годы своего пребывания в колледже он слушал лекции по богословию и философии, проводимые архимандритом Иоасафом (Кроковским). В это время Стефан также находил покровительство у своего соплеменника, митрополита Киевского Варлаама (Ясинского).
Став ближайшим сподвижником Петра I и местоблюстителем Московского патриаршего престола, Стефан (Яворский) отправил ученого монаха Феофилакта для проведения исторических исследований в библиотеках и древлехранилищах Киево-Печерской лавры. Таким образом, Феофилакт обнаружил Деяния Киевского собора 1151 года, в которых было указано, что двуперстие, сугубая аллилуия и другие древнерусские обычаи были введены в XII веке неким еретиком Мартином Армяниным. Подробности этой истории можно найти в статье Г. Чистякова под названием «Антистарообрядческие фальсификации». Подлинность данного лжесвидетельства была подтверждена митрополитом Иоасафом (Кроковским) и Киевским собором.
31 января 1718 года Соборное деяние на еретика Мартина было торжественно доставлено в Москву, где его подписали двенадцать российских архиереев. На основании их решения данное Деяние стало зачитываться публично как важный антистарообрядческий документ. К подготовке этой подделки и её распространению активно принимал участие сам император Петр I. 20 июня 1719 года был издан особый циркуляр: Книгу соборное изложение о Мартине еретике на утрени в воскресные дни вместо пролога (это значит вместо прочтения поучений и жизнеописания святых — прим.) читать всем в слух.
Таким образом, представители польской шляхты Стефан (Яворский) и Иоасаф (Кроковский) оказались вовлечены в создание фальшивого исторического документа Соборное деяние на еретика Мартина. Поэтому не удивительно, что из этой активной группы мыслителей-фальсификаторов могли возникнуть и другие подложные документы, включая так называемую Повесть временных лет.
ПОВЕСТЬ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ И ЕЕ РЕДАКЦИИ
В промежутке между 1110 и 1113 годами была завершена первая редакция (версия) Повести временных лет, являющаяся пространным сводом летописей, который впитал в себя многочисленные данные по истории Руси: от войн с Византийской империей до призвания на Русь скандинавов Рюрика, Трувора и Синеуса, а также события, касающиеся Киево-Печерского монастыря и княжеских преступлений. Вероятным автором этой значимой летописи является монах Киево-Печерского монастыря Нестор. Изначальная версия не сохранилась до нашего времени.
Политические интересы киевского князя Святополка Изяславича нашли отражение в первой редакции Повести временных лет. В 1113 году, после его смерти, на киевский престол восходит князь Владимир Всеволодович Мономах. В 1116 году монах Сильвестр, воодушевленный духом Мономаха, вместе с неизвестным книжником из окружения князя Мстислава Владимировича (сына Владимира Мономаха) переработали текст Повести временных лет. Таким образом, появились вторая и третья редакции летописи; древнейший список второй редакции сохранился в Лаврентьевской летописи, а самый ранний список третьей редакции — в Ипатьевской летописи.
РЕДАКТИРОВАНИЕ ПОВЕСТИ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ
Став киевским князем, Владимир Мономах сохраняет за собой и отчину — княжество Переяславльское, а также Суздальскую и Ростовскую землю. Власть Владимира была признана и в Великом Новгороде, который подчинялся ему, принимая от него князей. В 1118 году Владимир собрал всех бояр новгородцев для приведения их к присяге. Некоторую часть он отпустил обратно в Новгород, а другую — оставил при себе. При Владимире была восстановлена прежняя военная мощь Древнерусского государства, уменьшаемая предшествующими феодальными распрями. Половцам был нанесен решительный удар, и они больше не осмеливались нападать на Русскую землю…
Одним из действий, связанного с воцарением Владимира Мономаха в Киеве в 1113 году, стало редактирование несторовской Повести временных лет, чтобы более точно отразить правление Святополка Изяславича, которого не переносил киевский трудовой народ. Это задание было поручено игумену Выдубецкого монастыря Сильвестру. Этот монастырь был основан отцом Владимира Мономаха, князем Всеволодом Ярославичем, и, так сказать, стоял на стороне князя и после его кончины — на стороне его сына. Сильвестр старался всячески выполнить это поручение и переписал Повесть временных лет, добавив в нее новые вставки о поступках Святополка, вызывавших негативные эмоции в народе. Так, Сильвестр включил в текст Повести времен 1097 года рассказ об ослеплении Василька Ростиславича, а также новоизложил события похода русских князей против половцев в 1103 году. Несмотря на то, что этот поход возглавлялся именно Святополком, как старшим столичным князем, Сильвестр в этом пересказе выделял Владимира Мономаха, который действительно принимал участие в походе, но не командовал им.
Очевидно, что это новая версия не могла принадлежать Нестору, монаху Киево-Печерского монастыря, что подтверждается сопоставлением с рассказами о том же самом походе, содержащимися в Киево-Печерском патерике, который, вероятно, сохранил традицию самого Нестора. В этом рассказе Патерика Владимир Мономах не упоминается вовсе, а победа над половцами приписывается исключительно Святополку, который стал получать благословение от монахов Киево-Печерской лавры перед походом.
Редактируя Повесть временных лет Нестора, Сильвестр не продолжил ее на один год, но добавил упоминание о киево-печерском монахе якобы авторе. Под тем же 1110 годом Сильвестр оставил следующую запись: Игумен Сильвестр святого Михаила написал эти книги (летопись), надеясь получить милость от Бога при князе Владимире, которому я служил як игумен святого Михаила, в лето 6624 (1116), индикте 9. Всем, кто взял эти книги, будьте в молитвах ко мне. Поскольку редакция получилась официально признанной, она легла в основу всего последующего русского летописания и дошла до нас в многочисленных более поздних списках. А текст Нестора, сохранившийся среди традиции Киево-Печерской лавры, до нас не добрался, хотя некоторые следы отличий этого текста от редакции Сильвестра сохраняются, как уже было сказано, в отдельных рассказах более позднего Киево-Печерского патерика. В этом Патерике оказалось указание на Нестора как на составителя русского летописца.
В 1118 году сильвестровская редакция Повести временных лет была продолжена, по-видимому, в связи с добавлением написанного в этом году знаменитого Поучения Владимира Мономаха. По версии известного исследователя М. Приселкова, дополнение сделали сын Владимира Мономаха — Мстислав, который в тот момент находился в Новгороде. Большую ценность среди этих дополнений представляют два рассказа о северных странах, которые услышал автор в 1114 году, когда присутствовал при закладке каменной стены в Ладоге. Ладожский посадник Павел рассказал ему о северных странах, находящихся за Югрою и Самойдью. Другой рассказ о этих землях был услышан от новгородца Гюряты Роговича и помещен под 1096 годом, с примечанием, что он был услышан за четыре года до этого. Так как оба рассказа связаны между собой по содержанию, то слова «прежи сих 4 лет» следует отнести ко времени написания этой вставки в 1118 году, когда был услышан также и первый рассказ. Поскольку до нас не дошел подлинный текст рукописи Мстислава и только более поздние списки, единственным объяснением путаницы может быть случайная перестановка листов оригинала, с которых затем были сделаны эти списки. Это предположение становится более вероятным, учитывая, что в существующих списках под 1096 годом указано и Поучение Владимира Мономаха, написанное не ранее 1117 года.
Историческое значение произведения
Повесть временных лет подвергалась несколько раз редакциям. Дело в том, что написанная в 1100-1112 годах летопись не полностью удовлетворяла интересам Владимира Мономаха, обретшего киевский престол в 1113 году. В результате некоторое время спустя монахам из окружения сына Владимира Мономаха было поручено составление новой версии этого знакового произведения. Так появилась вторая редакция летописи, датируемая 1116 годом, и третья редакция, относимая к 1118 году. Именно в последнюю редакцию была включена знаменитая часть — Поучение Владимира Мономаха. Списки обеих редакций сохранились в собраниях летописей монахов Лаврентия и Ипатья.
Невзирая на то, что летопись была изменена, и её достоверность может быть под вопросом, обрести её как один из наиболее полных источников о событиях того времени. Неоспоримо, она является бесценным памятником русского культурного наследия, как исторического, так и литературного.
Её текст можно найти и прочитать как на древнерусском наречии, так и в переводе на современный русский язык. Однако оригинальные рукописи находятся под строгим охраной, и взять их в библиотеке, как обычную книгу, невозможно.
Тем не менее, в настоящее время Повесть временных лет читает множество историков, исследователей и просто заинтересованных читателей. Поэтому найти её на полке книжного магазина стало обычным делом.
Сказание о белгородском киселе
Сказание о Кожемяке. Краткое содержание. Мудрый старец и его военная хитрость. Образ Никиты Кожемяки. Патриотическая идея сказаний
Сказание представляет собой повествовательный жанр, основанный на исторических событиях или народных легендах и преданиях. В Сказании о белгородском киселе рассказан эпизод об осаде города Белгорода в 997 году, когда город был осажден печенегами. Осада затянулась, и в крепости возник голод. На вече собрались три жителя осаждаемого города, которые решили, что им следует сдаться, надеясь, что кто-то сможет выжить, так как в осажденном городе без еды оставаться было бесполезно.
Белгород в X в.
Одному старику, который не смог прийти на вече, рассказали о решении горожан. Старец обратился к старейшинам города с просьбой отложить решение на три дня и выполнить то, что он предложит. Старейшины согласились, и он предложил собрать у всех горожан хотя бы по горсточке оставшегося зерна, овса или отрубей. После этого он указал, чтобы все это смешали, чтобы получилось нечто вроде болтушки для киселя, и наполнили кадку, а затем спустили в вырытый колодец. Затем старец попросил найти хоть немного меда, остатки которого были обнаружены у князя, и развести его с водой в другом колодце.
Позже они обратились к печенегам с просьбой прислать десять человек, чтобы те посмотрели, как живется в городе. Печенеги согласились, полагая, что белгородцы собираются сдаться. Однако белгородцы, приняв послов, сказали, что осада бесполезна, так как сама земля кормит их. Они продемонстрировали колодцы, зачерпнули болтушку и приготовили кисель, угостив им самих печенегов и отправив угощение их князьям. Печенеги поверили в чудо, сняли осаду и покинули город.
Сюжет Сказания о белгородском киселе напоминает сказку или миф, однако летописец не ставит под сомнение правдивость описываемых событий. В истории есть немало примеров, когда хитрость помогала победить врага и выжить. Отчаявшиеся белгородцы решили сдаться в плен врагу, отдавая свой город на разграбление. Ощущая, что их ждет участь пленников, они искали любой способ сохранить свою свободу и город. Доверившись мудрости старца и выполнив его указания, белгородцы создали иллюзию богатых ресурсов, обманув врагов и сохранив свою независимость. Этот рассказ символизирует идею, что если земля кормит свой народ, она защищает его и делает непобедимым. Главный посыл заключается в важности питания, которое приходит с земли, в духовной пище и в том, что народ должен защищать свое наследие. В этом сказании отмечается величие патриотизма, мудрости и находчивости жителей Белгорода и всего русского народа.
Сказание о белгородском киселе
Таким образом, центральным героем этого сказания становится Никита Кожемяка. У юноши возникло такое прозвище благодаря его ремеслу — он разминал руками кожу животных, в результате чего она становилась мягкой и подходила для создания одежды и других предметов. В Сказании о Кожемяке описываются события 992 года, когда печенеги напали на русские земли. Князь Владимир, после победы над хазарами, был вынужден снова выступить в поход против печенегов, которые вторглись на его земли. Дружина князя встретила врагов на берегу реки Трубеж. Русское войско располагалось на одном берегу, а печенеги – на другом; никто из них не решался атаковать.
Отображение в образах летописных народных героев представлений о патриотизме, мудрости, находчивости и смекалке
Центральными персонажами Повести временных лет являются исторические личности и русские князья. Однако в летописи также подробно рассказывается о подвигах простых людей, что позволяет летописцу показать доблесть и лучшие качества русского народа: преданность своей Родине, готовность к самопожертвованию, мудрость и находчивость. Рассказ о народных героях имеет особое значение в Повести временных лет. Данным образом демонстрируется, что победа над врагом может быть достигнута благодаря простым людям, потому что русская земля дарит своих храбрых, сильных, находчивых и умных сыновей. Большинство из этих героев остаются безымянными. В сказаниях часто неприглядный человек из народа оказывается в критический момент для Родины и проявляет свою силу или мудрость, сохраняя свою землю и народ.
Летописание, которое возникло в XI веке и продолжалось вплоть до XVIII века, представляет собой важное и самобытное явление древнерусской культуры. К летописям в Древней Руси существовало особое отношение: летописец не был простым историком, который просто фиксирует события, а его труд не представлялся лишь исторической хронологией. Несмотря на то что летописи создавались по указу князей или игуменов, летописец воспринимал свое призвание как исполнение воли Божьей, целью чего было как донесение фактов, так и раскрытие их глубокого смысла. Одно из записей летописца XV века гласит, что правду нужно писать даже тогда, когда она может не нравиться кому-то. В своей поэме «Борис Годунов» А.С. Пушкин обобщил образ летописца, которого звали Пимен, наделив его мнением, что летопись — это правдивое повествование, а литературное искусство — Богом данное дело, и свою трудную, а порой и незаслуженно забытую работу летописца он считал долгом, завещанным от Бога. Летописи не только служили источником исторической информации, но и являются памятниками духовной культуры. В них отражены общественные взгляды древнерусского общества, обеспечены представления о народных идеалах.
Литература средневековой Руси стала образцом высокой идейной и патриотической направленности; многие писатели черпали её духовный опыт и языковое богатство в своих произведениях. Выдающийся исследователь древнерусских текстов, академик Д.С. Лихачев отмечал, что литература Древней Руси вдохновляет нас гордостью за достижения и славные подвиги предков, а также учит уважению к их трудам, борьбе и заботе о благе Родины.
Словарь
Печенеги — кочевые племена, занимающиеся скотоводством, которые часто совершали набеги на территории Руси;
Осада — военная стратегия, при которой нападающие окружали крепость или город с целью его захвата;
Вече — общее собрание граждан для обсуждения важных вопросов;
Старейшина — уважаемый и влиятельный человек, глава общины;
Хазары — кочевое племя, обитавшее на территории, прилегающей к Каспийскому морю;
Ратник — (от слова «рать») в средневековой Руси — обычный воин;
Игумен — священник, возглавляющий монастырь.