Смотровая яма в гараже своими руками

Для того чтобы владелец автомобиля мог наблюдать за тем, что происходит вокруг, необходимо самостоятельно провести электропроводку. Здесь возникает вопрос: следует ли делать отдельный выход для кабеля или подключить его напрямую к щитку через кабель-канал? Чаще всего выбирают последний вариант, так как он более удобен и практичен.

Как сделать смотровую яму в гараже

При необходимости обустройства смотровой ямы в гараже это вполне возможно осуществить с минимальными финансовыми затратами. Для того чтобы конструкция была функциональной и безопасной, необходимо тщательно подойти к проектированию.

При этом самым целесообразным подходом будет заранее задуматься о конструкции всего гаража еще до начала строительства. Это позволит избежать значительных изменений в планах и упростит процесс создания смотровой ямы своими руками.

Продуманная планировка котлована — залог успеха

Если гараж довольно компактный, вариантов расположения смотровой ямы остаётся не так много. В этом случае яма должна находиться там, где будет припаркован автомобиль во время стоянки. Если размеры помещения позволяют, разумно организовать отдельное рабочее пространство для автомобиля и отдельные зоны для хранения инструментов. Это повысит удобство работы.

Конечно, чтобы создать полноценную смотровую яму, размеры гаража должны быть достаточными. Одним из положительных эффектов этого решения является отсутствие постоянной влажности под днищем, что существенно снижает риск коррозии. В то же время, высокая влажность в яме является существенным недостатком, так как она обычно располагается ниже уровня грунта.

Необходимо заранее продумать размеры ямы. Два ключевых фактора, определяющих их:

  • Габариты транспортного средства, которое будет обслуживаться.
  • Рост и комплекция владельца автомобиля — несмотря на распространенные мнения, это также важные параметры.

Удобство проведения технического осмотра и обслуживания имеет первостепенное значение. Обычно размеры ямы планируются таким образом:

  • ширина — от 0,7 до 0,9 метра, немного меньше или больше в зависимости от ширины автомобиля и положения его колес;
  • длина — такая же, как длина самого автомобиля, плюс примерно один метр для удобного маневрирования;
  • высота — стены ямы должны быть как минимум на 15-20 сантиметров выше роста владельца, это позволит избежать необходимости пригибаться и сутулиться во время работы.

Разрабатывая проект смотровой ямы, важно учитывать все детали. В частности, следует учитывать, каким образом будет осуществляться спуск: по стационарным ступенькам либо по приставной лестнице. Если пользоваться ямой планируется только несколько раз в год, целесообразно создать специальную крышку, которую можно будет опереть на рейку для дополнительной безопасности.

Некоторые владельцы, проектируя пространство, заранее планируют ниши для инструментов и расходных материалов внутри ямы. Это позволяет сосредоточиться на процессе ремонта автомобиля и планового обслуживания, не отвлекаясь на поиски необходимого инструмента, так как всё необходимое будет находиться в пределах досягаемости.

Пример того, как правильно сделать смотровую яму в гараже

На этом изображении представлен пример корректного обустройства смотровой ямы в гараже.

Также показан ещё один вариант обустройства ямы внутри гаража.

Планирование сооружения смотровой ямы для авто

Даже в стране с рыночной экономикой очень важно тщательно планировать существенные работы и следовать заранее разработанному плану. В данном случае стоит продумать и включить в свой план следующие моменты:

Смотровая яма в гараже своими руками

  • цель создания ямы;
  • размеры и отделка ямы;
  • оценка материальных ресурсов (что есть в наличии, что необходимо докупить и где);
  • оценка трудовых ресурсов (кто и сколько времени будет строить яму, каких специалистов может понадобиться привлекать).

Общие рекомендации

Более детальная разбивка общего плана на конкретные пункты включает в себя необходимость учёта следующих вопросов: сроки выполнения работ, перечень необходимых материалов, разработка чертежа с указанными размерами, разметка и выкапывание котлована, организация вентиляции и освещения ямы, и многие другие задачи.

Из каких материалов делают

Для обустройства ямы могут быть использованы различные строительные материалы.

Стены могут быть выложены из кирпича, для этого даже подойдёт и бывший в употреблении кирпич.

Также возможно создание стен из бетона, но в этом случае потребуется установка опалубки.

Стальной уголок можно использовать для формирования верхнего контура ямы. Кроме того, из металла можно сварить лестницу для спуска в яму. Колесоотбойники тоже следует изготовить из металла.

Читать еще:  Почему светятся светодиодные лампы при выключенном выключателе. Как сделать чтобы светодиодная лампа не светилась после выключения?

Определение размеров

Размеры смотровой ямы зависят от размеров автомобиля и человека, который будет проводить работы в яме. Автомобиль над ямой должен располагаться таким образом, чтобы обеспечить хороший доступ к нижней части машины, а также чтобы человек мог дотянуться до необходимых мест с помощью рук. Основным размером, от которого будут производиться все расчеты, считается база автомобиля, то есть расстояние между его колёсами. Минимальная ширина ямы должна составлять 80–85 см, и уменьшать её не рекомендуется. Длина ямы принимается равной длине автомобиля плюс 1 м. Некоторые ямы делают и по 6 м и более. Рекомендуемая глубина конструкции не менее 2 м, и если владелец небольшой ростом, ему потребуется подставка.

А размеры котлована должны учитывать толщину стен обустроенной ямы, толщину подушки с гидроизоляцией и стяжкой. К ширине смотровой ямы нужно добавить толщину стен с опалубкой, а к глубине – толщину подушки плюс 0,3 м.

Размеры смотровой ямы в поперечном сечении

Как сделать смотровую яму своими руками для машины

Следует отметить, что строительная технология не имеет принципиальных или экзотических отличий от стандартных процессов.

Разметка

Перед началом разметки необходимо создать проект ямы, выполнив чертежи со всеми размерами. Разметка производится стандартным способом: в начальную точку вбивается первый колышек, и от него ведётся отсчёт других размеров котлована и ямы. Ось ямы должна совпадать с осью гаража, чтобы обеспечить удобный доступ.

Выкапывание котлована

Если в домашних условиях есть 2–3 физически крепких мужчины, то котлован в уже существующем гараже можно выкопать всего за один день. Если гараж только планируется к строительству, целесообразно пригласить экскаватор на открытую площадку для этой работы.

Устройство вентиляции

Вентиляция для смотровой ямы является необходимым условием. В ходе эксплуатации в яме накапливаются следы пролитых горюче-смазочных материалов, остатки выхлопных газов и сырой воздух, которые постепенно попадают в помещение гаража. Данная атмосфера вредна для здоровья и требует регулярного обновления, поскольку естественная вентиляция не может с этим справиться. Поэтому целесообразно установить пластиковую трубу диаметром 100 мм в днище ямы, при этом верхний конец должен располагаться выше крыши гаража.

Хотя можно рассчитывать на положительное воздействие вентиляции всего гаража, стоит приложить усилия для создания автономной системы вентиляции в смотровой яме.

Смотровая яма со встроенной вентиляционной трубой

Обустройство пола и стенок

Необходимо не только выкопать яму, но и правильно её обустроить. В стенах ямы стоит предусмотреть удобные полочки для размещения инструмента.

Гидроизоляция

Обязательно следует провести гидроизоляцию пола и стен ямы. Это нужно для защиты от проникновения грунтовых вод. Если уровень грунтовых вод слишком высокий, стоит отказаться от строительства ямы. В качестве гидроизоляции можно использовать полиэтиленовую плёнку в несколько слоёв, рубероид или материалы на битумной основе. Полосы гидроизоляционного материала укладываются внахлёст и склеиваются между собой без зазоров специальной клейкой лентой или битумной мастикой. Листы нужно выводить наверх ямы и там плотно фиксировать к грунту.

Укладка листов гидроизоляции

Формирование поверхностей

Стены ямы можно выложить из кирпича, проводя укладку с перевязкой в полкирпича. Для стен смотровой ямы можно использовать и бывший в употреблении кирпич. Возможно также создание стен из монолита — для этого перед заливкой раствора устанавливается опалубка.

Выкладка стен ямы из кирпича

Если стены делаются из бетона, то перед заливкой между стенками опалубки монтируется армирующая сетка, которая должна охватывать все четыре стены. Заливку следует осуществлять в течение одного дня, избегая перерывов более четырёх часов. Опалубку можно убирать через неделю, а достигать полной прочности бетон будет примерно через четыре недели.

На верхнюю границу ямы монтируется металлическая рама из уголка с полкой шириной 50–60 мм, чтобы предотвратить обрушение кирпичной кладки или бетона. Анкерные болты, которые будут крепить раму, необходимо выводить на полметра выше края ямы, что также станет дополнительной защитой от падения колёс автомобиля в яму.

Утепление

Создавать специальное утепление ямы вряд ли имеет смысл. Однако в холодное время года можно установить электрообогреватель или направить поток воздуха от тепловентилятора в яму для её дополнительного обогрева.

Читать еще:  Система принудительной канализации Сололифт

Как выложить смотровую яму в гараже из кирпича?

Смотровая яма, выполненная из кирпича, преображает обычный гараж для мелких работ в полноценную автомобильную мастерскую, где можно проводить сложные операции с автомобилем. Выложить её можно собственными силами, подобрав качественные строительные материалы. Рекомендуем обратиться к нашему сайту кирпичного завода для выбора надёжных образцов и заказа их с доставкой. Предварительно можно рассчитать объём необходимых материалов и проконсультироваться с менеджером, задав все интересующие вопросы.

Процесс выкладки смотровой ямы в гараже своими руками — это физически напряжённая, но вполне выполнимая задача. Важным условием является качественная подготовка и следование простому алгоритму. Далее мы разберём технологию в данной статье.

Как выложить смотровую яму в гараже из кирпича?

Какие размеры нужно учесть при обустройстве смотровой ямы?

Проектируя яму из кирпича, её следует организовать так, чтобы она не занимала большую часть пола — это сделает использование гаража очень неудобным. Смотровая яма должна быть умеренных размеров, чтобы в ней было легко развернуться и получить доступ к узлам и агрегатам автомобиля. Размеры подбираются таким образом, чтобы в любой момент можно было безопасно выбраться из ямы, подойти к верстаку или открыть двери автомобиля, стоя на полу.

При проектировании смотровой ямы из кирпича в гараже своими руками следует учитывать следующие размеры:

  • ширина колёсной базы автомобиля — желательно, чтобы она была меньше на 40-50 см с каждой стороны;
  • длина автомобиля — лучше делать её равной всей длине автомобиля, хотя можно уложиться и в половину, но тогда потребуется дополнительная парковка;
  • расстояние от ворот — обычно отступают не менее 1 метра для комфортного прохода при установленном авто;
  • высота мастера — для определения глубины ямы стоит прибавить 20 см к росту владельца.

Эти размеры являются оптимальными для удобного доступа к основным узлам техники. Также следует учитывать глубину залегания грунтовых вод, чтобы избежать затопления весной. При близком расположении грунтовых вод потребуется специальная изоляция, а строительные работы лучше всего проводить во второй половине лета.

Способы гидроизоляции

Смотровая яма в гараже может быть защищена от проникновения влаги двумя методами: с использованием наружной гидроизоляции, которая выполняется только в процессе строительства, и внутренней, которую можно осуществить и во время эксплуатации.

Наружная защита

Если в месте предполагаемого строительства гаража уровень грунтовых вод находится на глубине более 2,5 метра и не поднимается выше в весенний период или после сильных дождей, можно обойтись без гидроизоляции. Тем не менее, гидрологическая ситуация изменчива, и там, где раньше было сухо, может вскоре появиться вода. Если смотровая яма уже построена, наружную гидроизоляцию не получится выполнить. При этом остаётся использовать пропитки глубокого проникновения, чтобы снизить влагопоглощение стен. Поэтому, если есть возможность, наружную гидроизоляцию лучше выполнить всё же заранее.

Второй способ наружной гидроизоляции

Чтобы предотвратить попадание влаги внутрь смотровой ямы в гараже, чаще всего применяют гидроизоляционные пленки или мембраны (бутилкаучук, акваизол и т.п.). Их укладывают полотнищами, застилая котлован от одного края до другого, оставляя по 10-15 см с каждой стороны ямы на пол гаража. Полотнища монтируют с нахлёстом, который должен перекрывать не менее чем на 15 см. Для более герметичного соединения их склеивают двухсторонним скотчем или с помощью двух полос — в начале и конце перехлеста. Плёнку расправляют, чтобы она плотно прилегала к стенкам котлована, и во время проведения дальнейших работ очень важно не повредить мембрану.

Внутренняя гидроизоляция

Внутреняя гидроизоляция заключается в пропитке стен обмазочной гидроизоляцией. Если есть возможность, следует использовать специальный состав для бассейнов. Он создаёт водонепроницаемую пленку, очень напоминающую резину, отличающуюся голубым цветом, и после застывания хорошо очищается. Обрабатывать этим составом лучше стенки дважды, а в идеале — трижды.

Пропитка глубокого проникновения в разы снижает гигроскопичность материала

Еще один вариант — использование грунтовки глубокого проникновения на основе цемента. Полимерные частицы, содержащиеся в ней, блокируют капилляры, по которым влага может проникать в материал. Одна такая обработка значительно снижает влагопоглощение. В случае с водой внутри ямы гаража рекомендуется проводить как минимум двукратную обработку (в идеале даже больше).

Читать еще:  Скиммеры для сбора нефтепродуктов

Устройство кессона

Другим вариантом защиты от грунтовых вод является создание металлического кессона. Он изготавливается из листового металла и варится в соответствии с необходимыми размерами, затем обрабатывается антикоррозийными составами и устанавливается в котлован. Если сварные швы выполнены герметично, то вода не сможет проникнуть внутрь. Однако может возникнуть другая проблема — при большом количестве воды она может оказаться способна выдавить кессон. Существует мнение, что в подобной ситуации кессон поднимается вверх.

Чтобы избежать этого, к бокам кессона снаружи привариваются уголки или прутья, которые уходят в грунт на 1-1,5 метра. Для снижения объёма земляных работ (с учетом этих распорок котлован получится больше) можно воспользоваться хитростью. Перед установкой кессона в грунт забиваются уголки или металлические стержни, концы которых выводятся наружу. Приварить их к корпусу кессона можно после его установки. Таким образом, котлован всё равно придётся делать больше, но его размеры будут всё же меньше, чем без этого метода. Плюс данного способа заключается также в том, что стержни забиваются в плотный грунт, следовательно, они будут лучше удерживать кессон на месте.

Утепление смотровой ямы в гараже

Если вы проводите много времени в гараже, вероятно, у вас также имеется система отопления. Чтобы ускорить прогревание помещения, имеет смысл утеплить яму. Для этих целей лучше всего подойдёт экструдированный пенополистирол (ЭППС). Этот материал способен выдерживать значительные нагрузки, не боится влажности, не гниёт, и на нём не размножаются грибки и бактерии.

Толщина ЭППС для значительного эффекта должна составлять от 50 мм. Этот материал укладывают между грунтом и стенкой ямы. Таким образом, снаружи в яме будет такой порядок расположения слоёв:

Это - экструдированный пенополистирол ЭППС

  • гидроизоляционная плёнка;
  • ЭППС;
  • стенка ямы.

Пенополистирол также можно укладывать под стяжку на дне смотровой ямы. На него обычно кладётся армирующая сетка, а затем заливается бетон.

Как сделать крышку для ямы в гараже

Как правильно сделать смотровую яму в гараже своими руками

Пока смотровая яма не используется, она может представлять собой опасность. Чтобы избежать риска падения в яму, стоит задуматься о монтаже крышки. Она защитит конструкцию от попадания мусора и предотвратит случайные падения.

Как правильно сделать смотровую яму в гараже своими руками

Монтаж крышки осуществляется до завершающего отделки стен. На одной из сторон устанавливается закладная рама, которая будет открываться и закрываться. Для этого лучше всего подходит обычный металлический уголок. Монтаж потребует наличия сварочного аппарата и электрической пилы по металлу. Рекомендуется запастись несколькими насадками для работы.

Размеры крышки должны превышать размеры ямы, чтобы она полностью закрывала конструкцию. Уголок фиксируется при помощи анкерных соединений или дюбелей. Для защиты от коррозии поверхность крышки шлифуется, грунтуется и покрывается краской. Однако крышка не обязательно должна быть металлической — дерево также является практичным вариантом.

Как правильно сделать смотровую яму в гараже своими руками

Для монтажа деревянной крышки потребуется:

  • подобрать ровные брусья со сечением более 40 мм;
  • расположить лаги в соответствии с расстоянием между торцевыми стенками;
  • нарезать и обработать доски (например, антисептики, лакировка и т.п.);
  • установить раму и зафиксировать участки конструкции гвоздями или саморезами.

Как правильно сделать смотровую яму в гараже своими руками

Не стоит использовать слишком толстые доски, так как это создаст трудности при их подъёме.

Заключение

Смотровая яма является отличным дополнением к внутреннему обустройству гаража. Эта конструкция легко монтируется и не занимает много времени на реализацию — обычно не более недели. Установить яму своими руками можно с применением базового инструментария, доступного в любом строительном магазине. Примерный бюджет на создание такой конструкции составляет 10-15 тысяч рублей, учитывая гидроизоляцию, электропроводку и вентиляцию. В долгосрочной перспективе такие расходы оправдываются, так как после строительства автомобиле не обязательно будет постоянно обращаться в сервис. При отсутствии необходимости хозяин всегда может засыпать смотровую яму в гараже и забыть о её существовании.

Оцените статью