Олово баббита имеет плотность 7380 кг/м3. Он имеет низкое значение твердости по Бринеллю — 28-30. По сравнению с другими фрикционными сплавами, баббит B83 имеет самое высокое значение пластичности. Удлинение при растяжении составляет 36-40 %.
Баббит, его виды, свойства, состав и применение
В 1841 году мир узнал о фрикционном сплаве со странным названием Babbit. Он был разработан ювелиром Исааком Бэббитом, который в свободное время занимался поиском новых материалов. Его открытие стало поворотным моментом не только для изобретателя, но и для подшипниковой промышленности. Баббитовые подшипники отличались высокими окружными скоростями, что значительно облегчало передачу нагрузки на вал.
Из чего же состоит этот сплав? Почему его значение не изменилось спустя столько лет после открытия?
Состав и свойства
Баббит — это подшипниковый сплав, основным компонентом которого является свинец или олово. Он относится к группе материалов с низким коэффициентом трения. Его механические свойства и химический состав регламентируются государственным стандартом ГОСТ 1320-74.
Помимо основных элементов, баббит также содержит такие металлы, как:
- Кадмий. Оказывает положительное воздействие на коррозионностойкие свойства сплава.
- Медь. Увеличивает вязкость антифрикционного сплава, что, соответственно, повышает прирабатываемость.
- Никель. Повышает механические свойства, в частности, прочность на растяжение, твердость и износостойкость.
- Сурьма. Способствует уменьшения схватывания со сталью.
- Теллур. Положительно влияет на пластичность сплава.
- Кальций, натрий и алюминий – группа элементов, вводимых в баббит, как заменители дефицитного олова.
- Мышьяк. Увеличивает значение прочности и твердости сплава.
Для плавки баббита используются как руда, так и лом. Доля вторичного производства в нашей стране составляет около 75%. Сплавы транспортируются в чугуне, вес которого строго регламентирован государственными стандартами и не превышает 22 кг.
Слитки плавятся в специальных камерных электропечах. Этот процесс является относительно недорогим. В основном это связано с низкой температурой плавления сплавов. Как правило, для среднего производства достаточно мощности печи в 26 кВт.
Во время плавки основная сложность заключается в достижении химического состава, указанного в государственном стандарте. Любое отклонение от стандарта может привести к значительным изменениям в работе, что повлияет на долговечность подшипника в будущем.
По этой причине прутки сначала очищаются от загрязнений с помощью специальных чистящих средств. Затем поверхность обезжиривается. Только после завершения всех этих процессов баббит помещается в печь.
Ценообразование
Цена баббита зависит от стоимости металлических компонентов, входящих в его состав. Во-первых, это олово. Дефицит этого металла в производстве растет, а вместе с ним и цены на него.
Промышленные компании устанавливают цены на металлы на мировых товарных биржах. В последнее время большинство производителей ориентируются на значение лондонских биржевых цен на черные и цветные металлы.
Объем партии лома также влияет на цену. Крупногабаритные грузы (более 100 кг) увеличивают стоимость услуг центров сбора отходов на 5-10 %.
Средняя цена на баббит в России составляет от 500 до 600 рублей за килограмм.
Баббит
Баббит — это антифрикционный сплав на основе олова или свинца, который наносится в виде литого или напыленного слоя на корпус втулки подшипника.
Наиболее распространенные варианты сплавов:
- 90 % олова, 10 % меди;
- 89 % олова, 7 % сурьмы, 4 % меди;
- 80 % свинца, 15 % сурьмы, 5 % олова;
Первый подшипниковый сплав 1 был разработан американцем Исааком Бэббитом 2 в 1839 году.
Сплав на основе олова (B88, B83, B83C, SAE11, SAE12, ASTM2) используется, когда требуется повышенная долговечность и минимальный коэффициент трения фрикционного материала. Оловянный баббит обладает более высокой коррозионной стойкостью, износостойкостью и теплопроводностью по сравнению со свинцовым баббитом.
Баббиты на основе свинца (B16, BN, BSb, BSb, BKA, BK2, BK2Sh, SAE13, SAE14, ASTM7, SAE15, ASTM15) имеют более высокую рабочую температуру, чем баббиты на основе олова. Используется для подшипников дизельных двигателей, прокатных станов.
Свинцово-кальциевый баббит используется в подшипниках рельсового транспорта.
Все баббиты имеют один существенный недостаток — низкую усталостную прочность, что снижает эксплуатационные характеристики подшипников. Из-за своей низкой прочности баббиты могут успешно использоваться только в подшипниках с прочными стальными (чугунными) или бронзовыми корпусами. Тонкостенные вкладыши подшипников для автомобильных двигателей обычно изготавливаются путем уплотнения биметаллической лентой, произведенной на линии непрерывного литья. Срок службы подшипников зависит от толщины слоя баббита, наплавленного на стальную втулку. Уменьшение толщины слоя увеличивает срок службы подшипников.
Содержание
Баббит (B-83) — это сплав, состоящий из следующих элементов: Sn (83%); Sb (11%); Cu (6%); для подшипников, работающих при средних нагрузках. Допустимое рабочее давление Pm: 10-15 МПа.
Баббит (SOC6) — это сплав, состоящий из следующих элементов: Zn (5,5-6,5%); Sb (5,5-6,5%); Pb (баланс) — подшипники, работающие при высоких нагрузках (свыше 20 МПа) и температурах свыше 300 °C, подшипники для автомобильных дизельных двигателей.
Допустимые режимы работы: Pm = 5-12 МПа; V = 10 м/с; Tm = 80 градусов Цельсия. Твердость, HB, МПа: 2700-3000.
Отрывок из книги «Триботехническое материаловедение» Терентьева В.Ф. КГТУ (скоро будет СибФУ), Красноярск, 2000.
Что такое Баббит — его виды, марки и источники в домашних условиях
Баббит — это сплав из трех материалов, разработанный для производства подшипников. Материал образует защитный слой, который обеспечивает надежную посадку детали и уменьшает износ и трение подшипника во время работы агрегатов.
Свинец, медь, сурьма и олово используются в различных пропорциях в качестве компонентов в технологическом производстве. Химический состав и пропорции оказывают непосредственное влияние на технические свойства этого антифрикционного материала, т.е. на температуру плавления, температуру литья, плотность материала, максимально допустимое давление и механическую нагрузку.
Термин «баббиты» охватывает различные химические составы сплавов, которые служат в качестве фрикционных материалов. Их классификация основана на природе основного компонента.
Виды баббитов
В зависимости от основного компонента существует три основных варианта:
- свинцовые;
- оловянные;
- кальциевые баббиты.
Свинцовые баббиты
В качестве мягких металлов свинец и сурьма, составляющие 87 % и 13 % соответственно, образуют основу свинцовых баббитов, которые являются эвтектикой (соединением мягких металлов), при этом кристаллы сурьмы выступают в качестве твердых частиц. Они составляют около 5 % от общего объема материала.
Баббиты на основе свинца в основном используются для подшипников с низкой нагрузкой, так как базовый компаунд обладает меньшей эластичностью, чем соответствующие продукты. Баббит на основе свинца используется в рабочих средах с высокими температурами. Примерами являются подшипники и втулки в прокатных станах и дизельных двигателях.
Оловянные баббиты
Благодаря использованию ковкого олова в качестве основного ингредиента, этот сорт баббита менее подвержен износу и высокому трению. Практика показывает, что материалы подшипников качения с оловом в подложке служат в два раза дольше, чем их свинцовые аналоги.
- Учитывая технические показатели материала, он предназначен для подшипников с повышенной нагрузкой. Оловянный баббит–сплав, где в качестве твердой опоры задействованы медь с сурьмой либо никель с кадмием.
- Из-за отличных эксплуатационных показателей и низкого коэффициента трения изделия с оловянным баббитом относят к самой дорогой категории.
Кальциевые баббиты
Здесь свинец действует как основание, а оставшийся объем заполняется смесью кальция и натрия. Добавление этих элементов приводит к снижению стоимости, высокой плотности и низкой теплопроводности материала.
- Основным минусом кальциевого баббита служит его неустойчивость к окислению. Это понижает износостойкость, и сокращает период полноценной работы подшипников.
- Такой баббит используется для вкладышей рам и колесных пар железнодорожных вагонов, некоторых судовых агрегатов, которые подлежат регулярному осмотру и частой замене.
Лом баббита – что такое баббит, цена
Баббит — это сплав на основе олова или свинца с высокими абразивными свойствами. Соединение названо в честь его изобретателя Исаака Бэббита. Область его применения напрямую связана со свойствами материала: покрытия из этого металла значительно повышают износостойкость фрикционных элементов. Википедия называет баббит первым подшипниковым сплавом.
Средние значения разрушения баббита в России приведены в таблице ниже. Обратите внимание, что эти значения не являются ориентировочными, так как некоторые компании могут предложить более высокую цену, а другие — более низкую. Цены в таблице являются ориентировочными, чтобы дать вам представление.
Вот наиболее распространенные марки баббита
Лом оловянно-свинцового сплава за 1 % за кг | 9,2 руб/кг |
Бэббитовый лом B-83 | 940 руб/кг |
Лом Бэббита B-16 | 162 грат/кг |
Шписсерный лом | 5 грат/кг |
к содержанию ↑