- Готический стиль: средневековая готика в архитектуре и искусстве
- История становления
- Особенности архитектуры
- Зарождение готики
- Развитие готики в изобразительном искусстве
- Особенности готического стиля живописи
- Итальянский вариант
- Время и стекло
- Вы эксперт, если:
- З рел ая готик а. Главные отличительные признаки :
- П оздн яя готик а. Главные отличительные признаки :
- Технологические особенности строительства готических зданий
- Готические сооружения в европейских странах
- Особенности Английской и Французской готики
- Готика в Германии и Чехии
- Неоготика, как ренессанс готической архитектуры
Еще одной важной особенностью готического стиля являются окна стрельчатой формы. Они были значительных размеров и украшались декоративными элементами, башенками или витражами.
Готический стиль: средневековая готика в архитектуре и искусстве
Историческое и культурное развитие неразрывно связаны между собой. Этот процесс особенно заметен в странах Западной Европы, где изменения в технической, городской и религиозной сферах не только проявились в укреплении и развитии городов, но и стали причиной культурного процветания. Последнее привело к возникновению готического искусства. Это направление полностью соответствовало духу своего времени — оно было противоречивым, монументальным и затрагивало все классы.
- 1 История становления
- 2 Особенности архитектуры
- 3 Характерные черты соборного интерьера
- 3.1 Мебель
- 3.2 Облицовка комнат
- 3.3 Окна
История становления
XII — XIII века были периодом наивысшего развития средневековой христианской культуры для большинства европейских стран. Развитие и расширение городов, становление рыцарства, развитие ремесел, науки и укрепление человеческого сознания стали решающими факторами в возникновении готического искусства.
Готический стиль» сначала был применен в архитектуре, а затем стал проникать и в другие сферы жизни. Он возник во французском городе Иль-де-Франс и пришел на смену романтическому стилю. Церковь Сен-Дени является первым готическим зданием.
Готическое наследие архитектуры эпохи Возрождения выражено в этой фотографии.
Особенности архитектуры
В начале готического периода архитектура была одним из доминирующих видов искусства. Особенно это касалось зданий соборов. В соборах и церквях хранятся прекрасные образцы архитектуры, скульптуры и живописи. Позже эта тенденция, сочетавшаяся с традициями деревянного и каменного зодчества Древней Руси, нашла свое выражение в русском архитектурном стиле — нарышкинском барокко.
В Средние века собор был не только церковью, но и важным элементом городской жизни, не только местом для ритуального поклонения, но и местом проведения театральных представлений, научных лекций или заседаний городского совета.
Во многом интерьер готического собора приобрел свой нынешний вид не только благодаря эстетическим, но и технологическим инновациям, которые легли в основу этого направления:
- Стрельчатые арки. Такие конструкции способны выдержать нагрузку верхнего свода здания, что позволяет избавиться от большого числа внутренних стен, присущих романскому стилю архитектуры.
- Каркасная система строительства, ставшая не менее важным открытием готической архитектуры. Она дала возможность сделать здания выше, и в то же время уменьшит толщину несущих стен.
Сочетание вышеуказанных элементов позволило заметно расширить интерьер церкви. В качестве примера показан собор в Милане. Подобные тенденции наблюдались и в колониальном стиле.
Зарождение готики
Одним из самых ярких примеров раннего готического стиля были часовни. Страницы молитвенников были украшены изысканными миниатюрами, на которые можно было смотреть часами. В конце XIII века искусство украшения литургических книг достигло своего пика — издания были настолько богато украшены, что стали предметами роскоши. При дворе Людовика IX процветала книжная торговля, и в Париже существовало множество мастерских, выпускавших иллюстрированные молитвенники.
Распространение готического архитектурного стиля с его ажурным орнаментом и большими окнами привело к изменениям в убранстве церквей. Типичные романские фрески были заменены витражами и мозаиками, а живопись в церкви стала играть подчиненную роль. Новые требования к фрескам побудили художников заимствовать мотивы из архитектурных элементов и дополнять росписи декоративными элементами, которые служили продолжением куполов.
В готический период преобладали религиозные темы, но напряженные отношения между церковью и обществом привели к тому, что в живопись стали проникать новые мотивы. Художники все больше внимания уделяли элементам, которые раньше изображались только символически. В эскизах появились детальные изображения цветов и предметов культа. Джотто украсил нишу церкви в Падуе детализированными подсвечниками, а его ученик Тантео Ганди создал блюдо для святых даров и бутылки — центральный элемент композиции — из потира. Фрески итальянских мастеров можно считать первыми натюрмортами в европейском искусстве.
Развитие готики в изобразительном искусстве
На развитие средневековой живописи большое влияние оказали философские взгляды Фомы Аквинского. В своих трактатах богослов призывал художников отказаться от символизма и предлагал, чтобы произведения искусства отображали материальный мир.
Призыв к реализму отразился в церковной живописи — композиция не изменилась, но фигуры в работах приобрели индивидуальность. Лица стали узнаваемыми, жесты естественными, а пейзажи постепенно превратились из фонов в эстетические объекты, затрагивающие чувства зрителя. В закрытых помещениях, где происходит действие, появились окна, через которые можно увидеть детальное изображение окружающей обстановки.
Герои христианских сюжетов получили эмоциональную окраску. Богородица и Младенец были изображены посреди повседневной сцены, в окружении бытовых предметов, животных и растений, чтобы зритель мог установить личные отношения с изображением. Изменился и внешний вид Богородицы — она имеет черты реальных женщин, живших в то время.
Роль архитектуры возросла — здания и интерьеры полностью вовлечены в действие. Фламандский мастер Ян ван Эйк отразил изменения в восприятии мира художниками. В сцене Благовещения на одном из крыльев Гентского алтаря ангел и Дева Мария изображены в комнате, интерьер которой прорисован настолько детально и объемно, что кажется реальным.
Особенности готического стиля живописи
К характерным чертам готической живописи относятся:
- глубокая религиозность сюжетов;
- передача реального мира через метафоры;
- линейное построение композиции;
- яркие и сочные цвета;
- обилие действий на одном полотне.
В период становления стиля в работах художников не было тематического единства — фигуры взаимодействовали друг с другом скорее декоративно, чем физически. Декоративные элементы подчеркивают разделение композиции на отдельные сюжеты, что делает картины похожими на повествование — художник просит зрителя рассматривать элементы по порядку.
Фламандские мастера достигли невероятных высот, создавая масштабные картины, в которых сочетались различные сюжеты. Художники разворачивали действие перед замком, внутренним двором или на природе и разделяли истории пейзажами или архитектурными элементами. Благодаря этому картина выглядит как единое целое. Эта форма называется «непрерывное повествование». Один из самых известных примеров — «Семь радостей Богородицы» Ханса Мемлинга, написанная для собора Брюгге в 1480 году.
В конце развития стиля была так называемая интернациональная готика. Она типична для придворной живописи первой половины XV века, в которой преобладают космические мотивы с высоко детализированными орнаментами и костюмами. Появляются первые портреты, наделенные индивидуальностью, которая находит яркое отражение в работах мастеров эпохи Возрождения.
Этот очень важный лот предлагает антиквариат, копии картин известных мастеров, а также работы современных художников.
Итальянский вариант
Существует отдельный поджанр этого стиля — Международная готика или Мягкий стиль. Он развивался между 1380 и 1430 годами в Бургундии, Богемии и Серрейне в Италии. В это время все правители Западной Европы были привлечены к нему. Отсюда и его третье название — Готический двор. Его особенность: полихроматичность, декоративность и изысканность. Здесь меньше напряжения и серьезности, чем в обычной готике, и больше цвета. Картины не взывают к вечному и важному, а украшают пространство и делают интерьер внушительным и строгим. В мебели много золота, света и тени.
Костюмы фигур роскошны, как и интерьеры, которые их окружают. Проще говоря, его можно описать как «готический богатый». Для обычного зрителя эти картины выглядят как нечто среднее между обычной и средневековой живописью. Это интересный момент: такое сочетание религиозного и светского миров дало новый импульс развитию искусства в Европе. В это время значительно увеличилось количество картин и декоративных предметов, заказанных не церковными чиновниками или правителями, а обычными, состоятельными гражданами. Скажем так: благодаря международному готическому движению искусство проникло в мейнстрим.
Время и стекло
Витражи — один из важнейших стилей готической живописи. Художники предпочитали писать на стекле, а не на холсте. Результат можно увидеть в окнах готических церквей. В готический период витражи постепенно заменили фрески. Они вернулись в эпоху Возрождения.
Сначала это были религиозные сюжеты, но со временем появились витражи с сюжетами из повседневной жизни, сценами из жизни ремесленников и крестьян. Эти работы составляют иллюстрированную историю Средневековья. Они напомнили нам о важности интеграции искусства в нашу повседневную жизнь.
Готические витражи помогли средневековым мастерам выйти на новый уровень развития. Развитие витражного стекла также косвенно повлияло на муранское стекло феррарской школы.
Вы эксперт, если:
Видите ли, мягкий стиль или международная готика — это переходный период к эпохе Возрождения. Это мост между искусством Средневековья и Ренессанса.
Они называют современные здания и картины готическими только потому, что они выглядят готическими. Эксперты определяют готику только как произведения, созданные много веков назад. Все более поздние работы в этом стиле относятся к неоготике.
З рел ая готик а. Главные отличительные признаки :
Вместо стен используются окна из окрашенного стекла. После замены односторонних скатных крыш боковых стен на двускатные и вальмовые, добавляются задние окна и тройной фронтон (колоннада). Окна на верхних откосах круглые.
● Стены с 3 перегородками
● Тонкие перегородки
● Высотные здания, требующие двойных (Шартр 36 м, Бове 48 м) и тройных арочных бутанов.
● Колонны, состоящие из одной балки
Открытые башенные потолки ● Низкие световые люки
П оздн яя готик а. Главные отличительные признаки :
Опущенные окна или уменьшенные оконные проемы, круглые окна и стрельчатые окна с богатым перфорированным декором
● Высшие галереи
Более богатый орнамент (стиль Изабеллы 1475 года, смесь восточных и мавританских влияний)
● Перфорированный декор с зубчатыми краями (Амьенский собор, 1366-1373 гг.).
Центральный неф выше боковых нефов, а между нефами меньше перегородок. В Германии трансепт полностью отсутствует.
Муллионы имеют более простой профиль; круглые муллионы широко расставлены.
Заголовки либо отсутствуют, либо присутствуют в некоторых колонках
● Большие арки � Киль (уже ренессансный)
● Звездчатые или решетчатые своды и своды с замковыми ребрами с грушевидным профилем
● Сводчатые крыши.
Кафедральный собор в Севилье, Испания:
Технологические особенности строительства готических зданий
Готический архитектурный стиль свидетельствует об исключительном мастерстве каменщиков. Для строительства гигантских сооружений требовалось огромное количество природного камня, который доставлялся из местных и отдаленных каменоломен. Кирпичи использовались в некоторых районах южной Франции, Нидерландов и северной Германии.
Без использования металла в деталях арматуры и строительных блоков для подъема материала строительство такого масштаба было неосуществимо. Высокий уровень мастерства средневековых архитекторов свидетельствует о технологически передовых методах строительства.
Готические сооружения в европейских странах
Готическая архитектура развивалась в европейских странах по-разному, с учетом национальных особенностей архитектурных школ. Но, несмотря на некоторые различия, целостность стиля была сохранена.
Особенности Английской и Французской готики
Готическая архитектура Франции, родины этого стиля, может быть описана как классическое произведение искусства Средневековья.
Готические элементы также широко использовались в светском градостроительстве. Центральные площади городов украшали ратуши с богатым орнаментом и башнеподобными надстройками.
Большая часть строительства в Англии велась в помещениях великих аббатств. В городах и деревнях были приходские здания с одной центральной башней на западном фасаде.
Церкви строились на открытых пространствах и содержали большие владения.
Готика в Германии и Чехии
Готический стиль появился в Германии в конце XIII века и испытал сильное влияние романского и византийского стилей. Первыми готическими зданиями в немецких землях были Либфрауенкирхе в Трире и Елизаветинкирхе в Марбурге.
Северо-восточные земли Германии были бедны природным камнем, и здания строились из кирпича. Мастерство каменотесов создало новую ветвь европейской готики.
Примерно в то же время Богемия страдала от излишеств готической архитектуры. В центре Праги возникли масштабные строительные площадки. Даже сегодня средневековые здания являются главной достопримечательностью столицы.
Венцом чешской готической архитектуры является строительство Вацлавского зала в комплексе Старого дворца пражских королей.
Неоготика, как ренессанс готической архитектуры
Великолепная готическая архитектура полностью исчезла к середине 15 века, уступив место материальному Ренессансу, который возродил античную культуру. Неоготическая архитектура внезапно завоевала Британские острова в середине 18-го века и распространилась на европейском и американском континентах.
Средневековая Россия, находившаяся под сильным влиянием византийской культуры, почти не знала готических архитектурных приемов.
Неоготический стиль особенно впечатляюще проявился в здании царской резиденции под Москвой, крупнейшем псевдоготическом комплексе в Европе.
В Америке неоготика тесно связана с техническим прогрессом.