Готический стиль: средневековая готика в архитектуре и искусстве. Что такое готика?

Еще одной важной особенностью готического стиля являются окна стрельчатой формы. Они были значительных размеров и украшались декоративными элементами, башенками или витражами.

Готический стиль: средневековая готика в архитектуре и искусстве

Историческое и культурное развитие неразрывно связаны между собой. Этот процесс особенно заметен в странах Западной Европы, где изменения в технической, городской и религиозной сферах не только проявились в укреплении и развитии городов, но и стали причиной культурного процветания. Последнее привело к возникновению готического искусства. Это направление полностью соответствовало духу своего времени — оно было противоречивым, монументальным и затрагивало все классы.

  • 1 История становления
  • 2 Особенности архитектуры
  • 3 Характерные черты соборного интерьера
    • 3.1 Мебель
    • 3.2 Облицовка комнат
    • 3.3 Окна

    История становления

    XII — XIII века были периодом наивысшего развития средневековой христианской культуры для большинства европейских стран. Развитие и расширение городов, становление рыцарства, развитие ремесел, науки и укрепление человеческого сознания стали решающими факторами в возникновении готического искусства.

    Готический стиль» сначала был применен в архитектуре, а затем стал проникать и в другие сферы жизни. Он возник во французском городе Иль-де-Франс и пришел на смену романтическому стилю. Церковь Сен-Дени является первым готическим зданием.

    Готическое наследие архитектуры эпохи Возрождения выражено в этой фотографии.

    Нотр-Дам де Пари, Франция

    Особенности архитектуры

    В начале готического периода архитектура была одним из доминирующих видов искусства. Особенно это касалось зданий соборов. В соборах и церквях хранятся прекрасные образцы архитектуры, скульптуры и живописи. Позже эта тенденция, сочетавшаяся с традициями деревянного и каменного зодчества Древней Руси, нашла свое выражение в русском архитектурном стиле — нарышкинском барокко.

    В Средние века собор был не только церковью, но и важным элементом городской жизни, не только местом для ритуального поклонения, но и местом проведения театральных представлений, научных лекций или заседаний городского совета.

    Во многом интерьер готического собора приобрел свой нынешний вид не только благодаря эстетическим, но и технологическим инновациям, которые легли в основу этого направления:

    • Стрельчатые арки. Такие конструкции способны выдержать нагрузку верхнего свода здания, что позволяет избавиться от большого числа внутренних стен, присущих романскому стилю архитектуры.
    • Каркасная система строительства, ставшая не менее важным открытием готической архитектуры. Она дала возможность сделать здания выше, и в то же время уменьшит толщину несущих стен.

    Сочетание вышеуказанных элементов позволило заметно расширить интерьер церкви. В качестве примера показан собор в Милане. Подобные тенденции наблюдались и в колониальном стиле.

    Дуомо, Милан

    Зарождение готики

    Одним из самых ярких примеров раннего готического стиля были часовни. Страницы молитвенников были украшены изысканными миниатюрами, на которые можно было смотреть часами. В конце XIII века искусство украшения литургических книг достигло своего пика — издания были настолько богато украшены, что стали предметами роскоши. При дворе Людовика IX процветала книжная торговля, и в Париже существовало множество мастерских, выпускавших иллюстрированные молитвенники.

    Готика в живописи. Мастер Оноре. «Помазание Давида» и «Давид и Голиаф» из «Бревиария Филиппа Красивого», ок. 1290 г.

    Распространение готического архитектурного стиля с его ажурным орнаментом и большими окнами привело к изменениям в убранстве церквей. Типичные романские фрески были заменены витражами и мозаиками, а живопись в церкви стала играть подчиненную роль. Новые требования к фрескам побудили художников заимствовать мотивы из архитектурных элементов и дополнять росписи декоративными элементами, которые служили продолжением куполов.

    Готика в живописи. Джотто. «Натюрморт», фреска в капелле Скровиньи, 1305 г.

    В готический период преобладали религиозные темы, но напряженные отношения между церковью и обществом привели к тому, что в живопись стали проникать новые мотивы. Художники все больше внимания уделяли элементам, которые раньше изображались только символически. В эскизах появились детальные изображения цветов и предметов культа. Джотто украсил нишу церкви в Падуе детализированными подсвечниками, а его ученик Тантео Ганди создал блюдо для святых даров и бутылки — центральный элемент композиции — из потира. Фрески итальянских мастеров можно считать первыми натюрмортами в европейском искусстве.

    Готика в живописи. Таддео Гадди. «Ниша с дарохранительницей, дискосом и бутылками», 1337-1338 гг., фреска, Флоренция, Санта-Кроче

    Развитие готики в изобразительном искусстве

    На развитие средневековой живописи большое влияние оказали философские взгляды Фомы Аквинского. В своих трактатах богослов призывал художников отказаться от символизма и предлагал, чтобы произведения искусства отображали материальный мир.

    Призыв к реализму отразился в церковной живописи — композиция не изменилась, но фигуры в работах приобрели индивидуальность. Лица стали узнаваемыми, жесты естественными, а пейзажи постепенно превратились из фонов в эстетические объекты, затрагивающие чувства зрителя. В закрытых помещениях, где происходит действие, появились окна, через которые можно увидеть детальное изображение окружающей обстановки.

    Готика в живописи. Роберт Кампен. «Мадонна с младенцем перед каминным щитком», ок. 1425 г.

    Герои христианских сюжетов получили эмоциональную окраску. Богородица и Младенец были изображены посреди повседневной сцены, в окружении бытовых предметов, животных и растений, чтобы зритель мог установить личные отношения с изображением. Изменился и внешний вид Богородицы — она имеет черты реальных женщин, живших в то время.

    Роль архитектуры возросла — здания и интерьеры полностью вовлечены в действие. Фламандский мастер Ян ван Эйк отразил изменения в восприятии мира художниками. В сцене Благовещения на одном из крыльев Гентского алтаря ангел и Дева Мария изображены в комнате, интерьер которой прорисован настолько детально и объемно, что кажется реальным.

    Готика в живописи. Ян ван Эйк. «Благовещение», ок. 1435 г., холст, масло

    Особенности готического стиля живописи

    К характерным чертам готической живописи относятся:

    • глубокая религиозность сюжетов;
    • передача реального мира через метафоры;
    • линейное построение композиции;
    • яркие и сочные цвета;
    • обилие действий на одном полотне.

    В период становления стиля в работах художников не было тематического единства — фигуры взаимодействовали друг с другом скорее декоративно, чем физически. Декоративные элементы подчеркивают разделение композиции на отдельные сюжеты, что делает картины похожими на повествование — художник просит зрителя рассматривать элементы по порядку.

    Фламандские мастера достигли невероятных высот, создавая масштабные картины, в которых сочетались различные сюжеты. Художники разворачивали действие перед замком, внутренним двором или на природе и разделяли истории пейзажами или архитектурными элементами. Благодаря этому картина выглядит как единое целое. Эта форма называется «непрерывное повествование». Один из самых известных примеров — «Семь радостей Богородицы» Ханса Мемлинга, написанная для собора Брюгге в 1480 году.

    Готика в живописи. Ханс Мёмлинг «Семь радостей Богоматери», 1480 г, дерево, масло

    В конце развития стиля была так называемая интернациональная готика. Она типична для придворной живописи первой половины XV века, в которой преобладают космические мотивы с высоко детализированными орнаментами и костюмами. Появляются первые портреты, наделенные индивидуальностью, которая находит яркое отражение в работах мастеров эпохи Возрождения.

    Готика в живописи. Пизанелло. «Портрет Джиневры д’Эсте», 1435-1440 гг.

    Этот очень важный лот предлагает антиквариат, копии картин известных мастеров, а также работы современных художников.

    Итальянский вариант

    Существует отдельный поджанр этого стиля — Международная готика или Мягкий стиль. Он развивался между 1380 и 1430 годами в Бургундии, Богемии и Серрейне в Италии. В это время все правители Западной Европы были привлечены к нему. Отсюда и его третье название — Готический двор. Его особенность: полихроматичность, декоративность и изысканность. Здесь меньше напряжения и серьезности, чем в обычной готике, и больше цвета. Картины не взывают к вечному и важному, а украшают пространство и делают интерьер внушительным и строгим. В мебели много золота, света и тени.

    Наряды у персонажей пышные, как и интерьеры вокруг. Простым языком можно назвать это «готика по-бога

    Костюмы фигур роскошны, как и интерьеры, которые их окружают. Проще говоря, его можно описать как «готический богатый». Для обычного зрителя эти картины выглядят как нечто среднее между обычной и средневековой живописью. Это интересный момент: такое сочетание религиозного и светского миров дало новый импульс развитию искусства в Европе. В это время значительно увеличилось количество картин и декоративных предметов, заказанных не церковными чиновниками или правителями, а обычными, состоятельными гражданами. Скажем так: благодаря международному готическому движению искусство проникло в мейнстрим.

    Время и стекло

    Витражи — один из важнейших стилей готической живописи. Художники предпочитали писать на стекле, а не на холсте. Результат можно увидеть в окнах готических церквей. В готический период витражи постепенно заменили фрески. Они вернулись в эпоху Возрождения.

    Сначала это были религиозные сюжеты, но со временем появились витражи с сюжетами из повседневной жизни, сценами из жизни ремесленников и крестьян. Эти работы составляют иллюстрированную историю Средневековья. Они напомнили нам о важности интеграции искусства в нашу повседневную жизнь.

    Готическое цветовое стекло помогло средневековым мастерам выйти на новый уровень развития. Также раз

    Готические витражи помогли средневековым мастерам выйти на новый уровень развития. Развитие витражного стекла также косвенно повлияло на муранское стекло феррарской школы.

    Вы эксперт, если:

    Видите ли, мягкий стиль или международная готика — это переходный период к эпохе Возрождения. Это мост между искусством Средневековья и Ренессанса.

    Они называют современные здания и картины готическими только потому, что они выглядят готическими. Эксперты определяют готику только как произведения, созданные много веков назад. Все более поздние работы в этом стиле относятся к неоготике.

    З рел ая готик а. Главные отличительные признаки :

    Вместо стен используются окна из окрашенного стекла. После замены односторонних скатных крыш боковых стен на двускатные и вальмовые, добавляются задние окна и тройной фронтон (колоннада). Окна на верхних откосах круглые.

    ● Стены с 3 перегородками

    ● Тонкие перегородки

    ● Высотные здания, требующие двойных (Шартр 36 м, Бове 48 м) и тройных арочных бутанов.

    ● Колонны, состоящие из одной балки

    Открытые башенные потолки ● Низкие световые люки

    П оздн яя готик а. Главные отличительные признаки :

    Опущенные окна или уменьшенные оконные проемы, круглые окна и стрельчатые окна с богатым перфорированным декором

    ● Высшие галереи

    Более богатый орнамент (стиль Изабеллы 1475 года, смесь восточных и мавританских влияний)

    ● Перфорированный декор с зубчатыми краями (Амьенский собор, 1366-1373 гг.).

    Центральный неф выше боковых нефов, а между нефами меньше перегородок. В Германии трансепт полностью отсутствует.

    Муллионы имеют более простой профиль; круглые муллионы широко расставлены.

    Заголовки либо отсутствуют, либо присутствуют в некоторых колонках

    ● Большие арки � Киль (уже ренессансный)

    ● Звездчатые или решетчатые своды и своды с замковыми ребрами с грушевидным профилем

    ● Сводчатые крыши.

    Кафедральный собор в Севилье, Испания:

    Технологические особенности строительства готических зданий

    Готический архитектурный стиль свидетельствует об исключительном мастерстве каменщиков. Для строительства гигантских сооружений требовалось огромное количество природного камня, который доставлялся из местных и отдаленных каменоломен. Кирпичи использовались в некоторых районах южной Франции, Нидерландов и северной Германии.

    Без использования металла в деталях арматуры и строительных блоков для подъема материала строительство такого масштаба было неосуществимо. Высокий уровень мастерства средневековых архитекторов свидетельствует о технологически передовых методах строительства.

    Готические сооружения в европейских странах

    Готическая архитектура развивалась в европейских странах по-разному, с учетом национальных особенностей архитектурных школ. Но, несмотря на некоторые различия, целостность стиля была сохранена.

    Особенности Английской и Французской готики

    Готическая архитектура Франции, родины этого стиля, может быть описана как классическое произведение искусства Средневековья.

    Неоспорима роль первого храма Сен Дени, объединившего все значимые атрибуты готики и заложившего основы развития художественного направления

    Готические элементы также широко использовались в светском градостроительстве. Центральные площади городов украшали ратуши с богатым орнаментом и башнеподобными надстройками.

    Здание ратуши в Сен-Кантене, заложенное в 1351 году

    Большая часть строительства в Англии велась в помещениях великих аббатств. В городах и деревнях были приходские здания с одной центральной башней на западном фасаде.

    Кентерберийский собор, заложенный в 1274 году, уже имел некоторые отличия от классики французской готики

    Церкви строились на открытых пространствах и содержали большие владения.

    Готика Англии характеризуется растянутыми фасадами и сравнительно небольшими башнями западной стороны

    Готика в Германии и Чехии

    Готический стиль появился в Германии в конце XIII века и испытал сильное влияние романского и византийского стилей. Первыми готическими зданиями в немецких землях были Либфрауенкирхе в Трире и Елизаветинкирхе в Марбурге.

    Либфрауэнкирхе, церковь Пресвятой Девы Марии, заложенная в 1230 году

    Северо-восточные земли Германии были бедны природным камнем, и здания строились из кирпича. Мастерство каменотесов создало новую ветвь европейской готики.

    Украшение северной Германии - ратуша в Тангермюнде, построена в 1430 году

    Примерно в то же время Богемия страдала от излишеств готической архитектуры. В центре Праги возникли масштабные строительные площадки. Даже сегодня средневековые здания являются главной достопримечательностью столицы.

    Создание Карлова моста на Влтаве (1357-1378 г.г.) с его въездной башней стало доминирующим мотивом Пражской архитектуры

    Венцом чешской готической архитектуры является строительство Вацлавского зала в комплексе Старого дворца пражских королей.

    В помещении огромных размеров проводились не только королевские приёмы, но и конные рыцарские турниры

    Неоготика, как ренессанс готической архитектуры

    Великолепная готическая архитектура полностью исчезла к середине 15 века, уступив место материальному Ренессансу, который возродил античную культуру. Неоготическая архитектура внезапно завоевала Британские острова в середине 18-го века и распространилась на европейском и американском континентах.

    Знаменитым образцом неоготики является Лондонское здание Британского парламента

    Средневековая Россия, находившаяся под сильным влиянием византийской культуры, почти не знала готических архитектурных приемов.

    И всё же, некоторые веяния европейского стиля проскальзывают в стеновых и башенных строениях Московского Кремля

    Неоготический стиль особенно впечатляюще проявился в здании царской резиденции под Москвой, крупнейшем псевдоготическом комплексе в Европе.

    Редчайший памятник Российской неоготики содержит классические приемы русского зодчества наряду с типовыми атрибутами готического направления

    В Америке неоготика тесно связана с техническим прогрессом.

    Знаменитый Бруклинский мост Нью-Йорка построен на арочных устоях в виде стрельчатых окон готических соборов

    Читать еще:  Что сделать из старых винных пробок. Что можно сделать из винных пробок?
Оцените статью