В стальных емкостях образуется конденсат, и этот конденсат со временем попадает в топливо, что ухудшает его качество. Более того, сталь подвержена коррозии, и на дне контейнера может образовываться осадок в виде ржавчины.
⛽? Бензин в пластиковой таре. Закон, физика, мифы и реальность.
Несмотря на то что в начале 2020 года на законодательном уровне разрешили заправлять бензин в пластиковые емкости, эта тема продолжает быть актуальной. Причин этому множество. Во-первых, наливать бензин можно не в любую пластиковую тару, а только в специальную. Во-вторых, многие люди до сих пор не понимают, чем именно опасно использование ненадлежащей тары для бензина. В-третьих, вокруг этого вопроса скопилось множество мифов и реальных проблем, требующих ясного объяснения и информирования.
Отложим на некоторое время обсуждение того, что мы уже находимся после 2020 года, ведь, по сути, изменений в этой области было немного. Если разобраться, то мы можем заключить, что ситуация практически не изменилась. Итак, где же написано, что бензин нельзя наливать в пластиковую тару? Первым документом, касающимся этого вопроса, является ГОСТ Р 58404-2019 «Станции и комплексы автозаправочные. Правила технической эксплуатации». В пункте 8.2.5 чётко указано, что отпуск нефтепродуктов не разрешается в тару, изготовленную из полимерных веществ, если на ней нет соответствующей маркировки.
К маркировке мы ещё вернёмся в дальнейшем. А пока упомянем ещё один важный нормативный документ — РД 153-39.2-080-01 «Правила технической эксплуатации автозаправочных станций». В данном документе в пункте 14.3 говорится о запрете выдачи нефтепродуктов в пластиковую тару. И кстати, если кому-то лень будет искать эти документы самостоятельно, в них также указывается, что запрещено наливайте бензин в стеклянную тару.
На этом мы заканчиваем перечисление законодательных актов, в которых хотелось бы найти ответ на вопрос — почему бензин нельзя заправлять в пластиковую канистру. Очевидно, что в этих документах отсутствуют какие-либо детальные объяснения, и не всегда они обязательны для наличия. Например, Правила Дорожного Движения тоже не включают объяснения, почему запрещается пересекать двойную сплошную линию или проезжать на красный свет…
Любые запреты, установленные в правилах, не возникают на пустом месте. Военные, например, заявляют, что их уставы написаны «кровью». Действительно, большинство пунктов Правил Дорожного Движения основаны на негативном опыте. Принцип здесь прост: происходит какое-либо происшествие, выясняется его причина, и затем вводится запрет в правилах.
Так же формируются многие другие законы и правила, и вопрос о бензине с пластиковой тарой не является исключением. Да, случаи возникновения пожаров из-за этого происходят реже, чем из-за проезда на красный свет. Более того, если искать в Интернете, то очень сложно натолкнуться на наглядный пример с возгоранием бензина, который был налит в пластиковую емкость. Прежде всего, это происходит, потому что такие ситуации крайне редки, во-вторых, чтобы это событие попало в объектив камеры, должно сложиться множество специфических условий.
Тем не менее, прецеденты имели место быть. Пусть и не в том формате, который описывают операторы на АЗС, но они были. В противном случае запрет на заправку бензином в пластиковые канистры просто не существовал бы. Да, теория — это основа для многих запретов, еще до того, как возникает проблема, однако в вопросе с бензином и пластиковыми емкостями — это далеко не чисто теоретический подход. Позже мы объясним, почему это так.
Пример судебного дела за отпуск бензина в пластиковую тару
Если существует закон, значит, происходят и правонарушения. Ярким примером такого случая является Приговор №1-460/2015, вынесенный Ангарским городским судом, что в Иркутской области. Это дело имеет уголовный характер и непосредственно связано с вопросом о том, разрешено ли заправлять бензин в пластиковые канистры. Если кому-то интересно, этот приговор можно легко найти в Интернете, просто введите в строку поиска: «приговор №1-460/2015 Ангарск».
Для тех, кто не хочет углубляться в чтение многостраничного документа, кратко изложим суть дела. Инцидент произошел на автозаправочной станции, где оператор заправил бензин в пластиковую тару. В итоге было заведено уголовное дело, в котором человека обвинили в оказании услуг, не соответствующих требованиям безопасности жизни и здоровья потребителей. Следствие подтвердило его вину. Максимальное наказание за это правонарушение составляет до 10 лет лишения свободы…
К счастью, суд не нашел отягчающих обстоятельств, и оператор автозаправочной станции отделался штрафом в размере 7000 рублей. Под отсутствием отягчающих обстоятельств подразумевалось то, что в результате нарушения правил ничего не загорелось, и никто не пострадал. Эта информация четко указана в приговоре. То есть, как и на дороге — нарушил, плати штраф, даже если ничего серьезного не произошло.
Помимо прямого отношения к теме этой статьи, данный юридический случай интересен тем, что в нем кратко описана суть вопроса. А именно, в чем заключается опасность пластиковых канистр для хранения бензина. Об этом мы сейчас и поговорим, поскольку это является наиболее интересным и уместным объяснением того, почему нельзя заправлять бензин в пластиковые контейнеры.
В какой канистре можно хранить бензин
Распространенный вопрос: в каком контейнере лучше всего хранить бензин? Ответ таков: в любой таре, которая специально предназначена для этого.
Нельзя хранить топливо в контейнерах общего назначения или канистрах, предназначенных для других технических жидкостей, таких как масло, антифриз или тормозная жидкость. Бензин — это мощный растворитель, и ни одно качество или тип пластика, не предназначенный для контакта с бензином, могут вызвать нежелательные реакции.
Также часто задают вопрос: какая должна быть канистра для бензина, чтобы топливо сохранило свои свойства надолго? Ответ: бензин не испортится и сохранит свои свойства в любой канистре, специально предназначенной для бензина. Гарантийный срок хранения автомобильных бензинов, согласно пункту 6.1, составляет 5 лет при соблюдении определенных условий, включая использование специально предназначенной тары. Однако в этом ГОСТе не раскрываются данные о материалах, из которых должны быть изготовлены канистры.
При хранении бензина обязательны несколько правил:
- Заполняйте канистры до номинального объема.
- Не оставляйте канистры вблизи источников тепла или открытого огня.
- Не используйте канистры в качестве подставки или опоры (не ставьте их друг на друга, не создавайте многоуровневую конструкцию).
Также обязательно плотно закручивайте крышку! Пары бензина токсичны для человека и легко воспламеняются.
Какую канистру для бензина лучше купить
Теперь рассмотрим, какие существуют виды канистр для бензина, а также кратко разберем их преимущества и недостатки:
- Полиэтиленовые канистры — наиболее доступные по цене и легкие. Однако они не устойчивы к перепадам давления и механическим воздействиям. Например, стоимость пяти-литровой полиэтиленовой канистры от производителя Redmark начинается от 183 рублей. Часто полиэтиленовые тары оснащаются специальными насадками, которые упрощают заправку автомобиля непосредственно из канистры. Не рекомендуется транспортировать бензин в полиэтиленовых канистрах в автомобилях, если это необходимо, то такие канистры следует обязательно надежно закрепить.
- Стальные канистры — прочные и тяжелые (вес 20-литровой тары составляет около 4,5 кг), их цена начинается в среднем от 1000 рублей. Они подходят как для хранения, так и для транспортировки бензина в машинах. Такие канистры изготавливаются из малоуглеродной стали (например, марки 08КП) и имеют защитное покрытие — бензостойкую эмаль, которая защищает металл внутренних стенок канистры от коррозии на срок до 10 лет. По истечении этого времени на дне тары может образовываться ржавчина и осадок в результате отслоения краски.
- Алюминиевые канистры по цене сопоставимы со стальными. Эта тара для топлива легкая и прочная, устойчивость к внутреннему давлению примерно такая же, как и у стальных, но внешние механические повреждения могут на неё оказать более заметное воздействие. Алюминиевые канистры изготавливаются из листового алюминия, а их внутренняя поверхность обрабатывается специальным раствором, что позволяет избежать образования оксидов алюминия и загрязнения бензина мелкими окислами. Нет ограничений по хранению и транспортировке бензина в таких контейнерах.
При покупке канистры обращайте внимание на крышку: она обязательно должна быть с резиновым уплотнителем. Кроме того, кронштейн крышек металлических канистр должен быть прочным и не деформироваться при закрытии.
Если вам нужна помощь в выборе канистры из нашего каталога, вы можете позвонить по указанному номеру или воспользоваться формой ниже.
Пластик — горючий материал
Даже если используется металлическая канистра, все равно существует риск вспышки при заправке инструмента или самой канистры. Например, искра от статического электричества, накопленного на одежде, может вызвать воспламенение бензина. Но в этом случае огонь будет сдержан у горловины металлической канистры и, как только вы закроете крышку, огонь потухнет благодаря негорючему металлу.
Однако в случае пластикового контейнера ситуация может стать критической за считанные секунды. Пластик является горючим материалом, который при повышении температуры плавится и теряет форму. Если загорится пластиковая емкость с бензином, она может быстро расплавиться, и бензин выльется наружу, что создаст опасную ситуацию, которая может привести к пожару с потенциально катастрофическими последствиями.
Заключение: ГОСТ на страже
К счастью, в России (в отличие от некоторых юго-восточных стран) действуют государственные нормы, которые защищают людей от их же безрассудства. Игнорирование этих норм и предупреждений на заправках — это абсолютно неправильно ине обдуманный шаг.
Тем не менее, стоит отметить, что существуют условно-безопасные канистры, изготовленные из бензостойкого и токопроводящего пластика с пониженной горючестью. У них есть соответствующие сертификаты, однако даже эти контейнеры менее безопасны, чем металлические аналоги. Таким образом, по действующим нормам в такие канистры можно только (очень осторожно!) хранить топливо или использовать их для заливки в бензобак специальной техники. Заправлять же такие канистры на АЗС категорически запрещено.
Поэтому стоит ли рисковать своей жизнью и здоровьем ради незначительной экономии? Делайте выводы самостоятельно.
Почему на заправочных станциях не хотят заливать топлива в тару из пластика?
Большинство моделей пластиковой тары, которые можно приобрести в автомобильных магазинах, не предназначены для регулярной транспортировки горюче-смазочных материалов. Дело в том, что они склонны накапливать статический заряд. Эта статичность может высвободиться в момент соприкосновения с металлическим поверхностями, что приведет к образованию электрической дуги и, как следствие, воспламенению паров бензина.
Это и есть основная причина, по которой автоматические заправочные станции отказываются заправлять топливо в пластиковую тару. При контакте с пистолетом может возникнуть статическое поле, возможна искра, которая приведет к взрыву или пожару.
Действия такого рода также запрещены уставом автозаправочных станций, который установлен для обеспечения максимальных мер безопасности на объектах с повышенной пожарной опасностью. Более того, это полностью регламентировано действующим законодательством.
Как правильно заправляться на АЗС
Если нет возможности заправить бензобак автомобиля, можно использовать любые металлические емкости подходящего объема. Главное, чтобы эти емкости имели крышку, которая обеспечивала нужный уровень герметичности. Для этого можно применять:
- Канистры от известных производителей;
- Металлические контейнеры;
- Стальные ведра с крышками на уплотнителе.
Фактически, емкость может быть любой, главное — чтобы она была металлической и не пропускала пары бензина.
Сроки хранения бензина
Как и любой другой продукт, нефтепродукты имеют официальный срок хранения, утвержденный ГОСТом. В советское время срок годности бензина составлял 5 лет, однако согласно следующему ГОСТу, который вступил в силу в 1997 году, срок хранения изменений на один год.
Различные добавки в бензине могут влиять на изменение октанового числа, также неправильные условия хранения могут ускорить ухудшение его качества.
Даже если горючее хранится в специальной канистре, необходимо соблюдать условия хранения, поскольку без этого бензин будет терять свои качества.
Срок годности топлива также зависит от материала, из которого изготовлена тара: в алюминиевых контейнерах срок хранения увеличивается на полгода.
Таким образом, отвечая на вопрос, можно ли заправлять бензин в пластиковые канистры на АЗС для долгого хранения, следует заявить, что у автомобиля, заправленного старым топливом, на стенках камеры сгорания образуется вредный свинцовый нагар.
Необходимые условия для хранения бензина
Частные лица в своих хозяйствах должны следовать правилам хранения бензина и других видов топлива, которые установлены на автозаправочных станциях.
- Сосуд с горючим должен быть плотно закрыт. Крышка должна иметь резиновое уплотнение. Непременно оставляйте около 5% от общего объема жидкости для воздуха.
- Канистры и резервуары с бензином нельзя ставить друг на друга, лучше всего хранить в защищенном от солнечного света месте, поддерживая температуру на уровне +25 градусов. Не допускается опускаться ниже -10 градусов.
- Бензин в металлических резервуарах или цистернах желательно хранить погружённым в землю. Этот способ хранение является наиболее безопасным.
Можно ли наливать бензин и другие виды горючего в пластиковую канистру для хранения?
Горючее при длительном хранении не испаряется, однако качество его со временем снижается в результате разложения различных компонентов.
Поэтому водителям не стоит возмущаться: операторы АЗС действуют по установленным правилам в целях безопасности.