- Как сделать плот своими руками
- Как сделать плот своими руками. Дерево
- Особенности строительства
- Инструменты и материалы
- Расчет грузоподъемности
- Как сделать плот своими руками
- Плот из дерева
- Плот из автомобильных камер
- Бюджет постройки плота из бочек
- Как построить плот для сплава по реке
- Как выбрать реку и маршрут для сплава
Материал, который будет использоваться для создания покрытия, может быть разнообразным, однако его главное требование заключается в равномерности и плотности. Тонкие бревна или доски тоже могут стать хорошим вариантом для настила.
Как сделать плот своими руками
Если вы предпочитаете небольшие водоемы и планируете речной поход либо ищете подходящие озера Европы для отдыха с палаткой, то стоит учесть одну особенность: не обязательно стоять у воды. Гораздо удобнее передвигаться по водной артерии. В поисках лодки не стоит опираться на её размер, так как если вы планируете отправиться в поход с компанией, места в ней всем может не хватить. Рафт? В этом случае, ожидайте значительных затрат, и оставить его на месте старта не получится. Вам потребуется организовать обратный путь, и не всегда понятно, кто будет ждать вас на финише.
Ознакомьтесь с полезными советами о том, как изготовить плот собственноручно. Присоединяйтесь к оптимистам и “пиратам”, которые помогут вам создать плавательное средство фактически из ничего.
Как сделать плот своими руками. Дерево
Мы предлагаем вам сэкономить не только время и усилия, но и деньги. Изучив на практике процесс строительства плота своими руками, вы обнаружите, что на подготовку у вас уйдет не более 5 часов. А по окончании вашего приключения можно будет просто собрать вещи и отправиться домой.
На протяжении веков строительство такого транспорта связывается с древесиной. Так как же нам построить плот из дерева самостоятельно? Вам необходимо объединить толстые бревна с помощью прочной веревки, а затем закрепить на них клеть из досок, которые вы сможете найти практически бесплатно (например, у контейнеров, на строительных площадках, на даче или даже во время ремонтных работ).
Однако стоит заметить, что для жителей степных и полупустынных районов, находить стволы деревьев станет весьма трудной задачей. Определенно, стоит собирать валежник, но он не подходит для создания нижнего слоя вашего плота. Связка древесных стволов или веток сможет легко пострадать от течения или при столкновении с бережком, а также выдержит не больше одного пассажира.
Особенности строительства
Путешествия в зарубежные страны могут быть очень увлекательными, однако иногда необходимо решать более приземленные задачи — например, как сделать судно для сплава по реке. Создание полноценной лодки требует значительных усилий и профессиональных навыков, что недоступно без специализированного обучения. Строительство плота из бочек, с другой стороны, представляет собой более простую задачу, однако также имеет свои нюансы, пренебрегать которыми не следует. В противном случае ваш отдых на реке может превратиться в неприятное и даже опасное занятие. Выбор моделей плотов достаточно разнообразен и может основываться на ваших предпочтениях.
Типичный чертеж плота из бочек представляет собой следующее:
- габариты – 4х6 м;
- используемые бочки объемом 200 литров;
- использование перил 50х50 см;
- применение фанерных накладок.
При создании проекта важно учитывать, насколько удобно будет пользоваться плотом. Плот должен:
- обеспечивать перенос нагрузки от людей и их вещей;
- быть легким в управлении;
- гарантировать комфорт во время путешествия;
- иметь привлекательный внешний вид.
На самом начальном этапе вы можете просто опираться на желаемый внешний вид и не проводить сложные расчёты. Однако вскоре они всё равно понадобятся, и игнорирование этого момента может привести к несчастьями, ведь не одно плавательное средство переворачивалось или даже тонуло ввиду ошибок, допущенных на стадии проектирования. Водоизмещение плота принимается равным полной загрузке, включая собственный вес. Для бочки в 200 литров несущая способность составит около 200 кг.
Плавучесть досок не учитывается в расчётах. Пять или шесть стальных бочек могут поднять не менее 1000–1200 кг груза. Однако полезная грузоподъемность менее, поскольку бочки также должны поднимать собственный вес. Даже если в путешествии участвуют 3-4 человека, этого вполне достаточно. Размер палубы определяет комфорт размещения.
Часто она соответствует габаритам помещений, где проходит подготовка и частичная сборка.
Инструменты и материалы
Обоснованность использования именно 200-литровых бочек является вполне оправданной. Эти бочки встречаются довольно часто и удобны в использовании. К тому же многие готовые проекты строятся именно на основе них. На дальних сплавах по рекам, где необходимо учесть значительные грузы, зачастую используется конструкция из 8 металлических бочек. Кроме того, иногда применяются и пластиковые контейнеры различной конфигурации.
Хороший металл, безусловно, прочнее и надежней. Однако это преимущество значительно уменьшится в случаях, когда плот попадет в столкновение со скалами или подводными камнями, что неизбежно приведёт к повреждению конструкции. Небольшая разница в прочности металла и пластика здесь почти не играет роли. Главная задача заключается в навыках путешественников, которые должны минимизировать риск столкновения с опасными участками.
Однако одними бочками обойтись нельзя. Часто для сооружения плота активно используют поддоны, причем наиболее подходящими считаются европалеты стандартного размера. Дополнительно потребуется:
- брус;
- необрезные доски;
- гвозди;
- саморезы;
- уключины под весла;
- металлические крепежные уголки (перфорированные);
- иногда — сантехнические трубы.
Чистые поддоны используются не так часто. Обычно их распиливают на части по 0,5 и 1 м. Это не только упрощает работу, но и повышает жесткость настила. В таком случае можно приколачивать доски к несущим брусам аналогично процессу кладки кирпича.
В любом случае поддоны значительно дешевле, чем традиционные доски необходимой длины и порой могут быть практически бесплатны.
Как правило, брус берут длиной 3 м и сечением 5х5 см. Его количество определяется логично: необходимо оставлять пространство в 0,5 м между отдельными элементами. Сантехнические трубы не являются необходимостью, и их лучше заменить . Наиболее оптимально использовать брус сечением от 5х7 см. Такие изделия гарантируют жесткость в продольном направлении. При правильном использовании они предотвратят “гуляние” конструкции при хождении по плоту или раскачивании от волн.
Если возникнет проблема в походе (например, брус не был учтен или сломался) — придется укреплять конструкцию древесными стволами от деревьев толщиной не менее 15 см. Эти стволы фиксируются с обоих концов с помощью стальной ленты. Гвозди, используемые для создания настила, выбирают такие, чтобы их можно было согнуть с внутренней стороны. Это необходимо, поскольку даже усиление конструкции не всегда спасает от ситуаций, когда они начинают вылезатьнаружу в процессе сплава. Крепление бочек происходит при помощи лазерных монтажных лент, которые присоединяются к направляющим продольного ряда.
Не менее важным элементом для плота является орган управления. Традиционный лодочный руль не предоставляет никакой пользы. Для управления васлами следует воспользоваться простыми веслами. Одно из них можно изготовить из длинного шеста; на его конце рекомендуется прикрепить доску. Такой шест облегчает толчок от дна или коряг и других препятствий и одновременно способствует более легкому гребле для рулевого на мелководье.
На водоемах часто бывают встречные или параллельные ветры. В таких случаях парусность вашего плота серьезно затруднит движений. Однако существует выход — вам потребуется сделать каркасный шалаш из легких бревен. Чтобы закрепить их, можно использовать веревки или армированный скотч.
Закрепить шалаш на палубе возможно с помощью длинных гвоздей.
Расчет грузоподъемности
Грузоподъемность вашего плота во многом зависит от объема древесных материалов, из которых формируется каркас, а также от их удельного веса.
При проведении расчетов необходимо учитывать не только вес ваших пассажиров и их снаряжения, но и вес самой конструкции, находящейся над водой.
Общий объем деревянных материалов можно рассчитать по следующей формуле:
Для получения удельного веса древесины можно обратиться к промышленным справочникам или использовать данные из таблиц, доступных в интернете.
Чтобы определить объем бревна, применяют формулу:
π*r²*L
- π = 3,1416;
- r – радиус круга вершины в метрах;
- L – длина в метрах.
Для надувного плота объем рассчитывается по материалам, таким как камеры, бутылки и так далее.
Как сделать плот своими руками
Плот из дерева
Перед тем, как начинать изготовление, обдумайте процесс спуска конструкции на воду. Чтобы облегчить эту задачу, желательно установить направляющие или сходни из берега в воду, и на них уже приступить к строительству.
Этапы изготовления деревянного плота:
Древесина должна быть сухой. Проверить это можно простым ударом обуха топора: если звук получается звонким, древесина подходит.
Совет: есть простой способ определить, подходит ли древесина для постройки плота. Для этого отрезаем кусок диаметром 10 см от торца бревна. Затем погружаем его в воду и смотрим, насколько оно уходит под воду. Если не более чем на 5 см, то древесина подходит.
Уберите лишние ветки со ствола и постарайтесь максимально выровнять поверхность.
Сложите все бревна рядом. Наиболее тонкие размещайте в середине, а более толстые — ближе к краям. Это поможет создать более прочную конструкцию.
На них уложите поперечные балки и зафиксируйте бревна с помощью гвоздей или веревок.
Также можно применять любые подручные средства: толстую гибкую проволоку, скотч либо тонкие эластичные прутья.
ВАЖНО! Если вы используете веревку для соединения элементов, то её необходимо предварительно смочить, так как при намокании она растягивается, и затем конструкция может просто развалиться.
Наиболее надежным способом крепления является П-образная скоба, которую можно найти в строительных магазинах. В этом случае бревна соединяются между собой без использования каркаса.
Сверху на скрепленные бревна можно установить более тонкие балки. Если есть такая возможность, оптимально использовать для настила доски, куски фанеры, жестяные листы и другие подходящие материалы.
Плот из автомобильных камер
Плот, сделанный из камер, имеет ряд преимуществ в сравнении с бревенчатым вариантом.
Он гораздо легче, что позволяет переносить его самостоятельно через небольшую глубину, проще в управлении и легче скользит по воде.
Как изготовить плот из камер:
- Проведите укладку камер в два ряда и свяжите их между собой прочной веревкой, лучше капроновой. Это исключает растяжение креплений при намокании;
- Сверху положите деревянные балки и также прикрепите их к камерам веревкой;
- На балки необходимо установить настил. И хотя лучше использовать именно доски, подойдут любые другие материалы, которые окажутся под рукой.
Важно, чтобы они были предварительно обработаны и выровнены по краям, чтобы не образовывались щели на палубе.
ВАЖНО! Внутренние балки должны немного выступать с каждой стороны, чтобы плот касался встречных препятствий не камерами, а самими балками. - В центральной части плота обязательно установите небольшую конструкцию в виде короба, покрытую полиэтиленовой пленкой для защиты содержимого от дождя. Такой короб можно соорудить из любых тонких брусьев;
- По обеим сторонам установите две стойки для рулевого весла. Лопасть весла прикрепляют так, чтобы она находилась в горизонтальном положении в воде.
ВАЖНО! Обязательно возьмите запасную камеру, а лучше две. Если одна из камер повредится в процессе сплава, управляемость плота может значительно ухудшиться.
Напоминаю, что размер нашего плота составляет 3 на 4,5 метра. Для строительства было привезено и разобрано 12 деревянных поддонов. Доски от поддонов заранее распилили на отрезки длиной 1 метр и 0,5 метра. Это помогает улучшить жесткость настила, прибивая доски к брускам аналогично кирпичной кладке. Можно, конечно, купить доски нужной длины, но так как поддоны достались нам совершенно бесплатно, этот вариант для нас оказался нецелесообразным.
В строительном магазине приобрели трехметровый брус сечением 50 на 50 мм. Брус должен находиться на расстоянии 0,5 метра, в итоге потребуется 9 штук. Также были приобретены сантехнические трубы диаметром 110 мм и крепления к ним. Предупреждаю, что это лишняя трата, и без труб можно обойтись. Но так как покупка уже осуществлена, её необходимо использовать. Вместо труб лучше взять брус сечением 50 на 70 или крупнее. Это придаст необходимую жесткость конструкции, предотвращая колебания палубы, возникающие от похода или волн.
С данной проблемой мы столкнулись сразу после отплытия, что заставило нас усилить конструкцию двумя стволами тополей диаметром около 150 мм. Я закрепил их с обеих сторон плота вдоль бортов с помощью металлической ленты к каждому поперечному бруску.
Для настила лучше всего использовать гвозди, так чтобы их можно было загнуть с обратной стороны бруса. В процессе путешествия, несмотря на усиление, гвозди иногда вылазили из палубы, и нам приходилось постоянно их забивать обратно.
Бочки закрепляли на палубе между продольными направляющими при помощи металлической монтажной ленты. В результате конструкция оказалась надежной: хотя она испытывала сбой при столкновении с корягами и мелев и не требовала обслуживания на протяжении всего путешествия.
Поскольку общая масса плота оказалась довольно великой, полную сборку производили прямо на воде.
Бюджет постройки плота из бочек
Чтобы вы могли получить общее представление о стоимости проекта, мы представим небольшую табличку с расчетами на 2018 год:
«>Наименование | «>Количество | «>Стоимость в руб. |
«>Деревянные поддоны | «>12 | «>Бесплатно |
«>Стройматериалы | «>7870 | |
«>Услуги доставки(по городу) | «>830 | |
«>Бочки + доставка | «>6 | «>1930 |
«>Доставка до старта(~200км) | «>4000 | |
«>Итого: | » data-sheets-formula=»=СУММ(R-4C0:R-1C0)»> 14630 |
Не забудьте, что вы можете сократить расходы, исключив трубы из конструкции и заменив их на крепкий брус.
Как построить плот для сплава по реке
Я хочу поделиться опытом конструкции, которую использовали мы. Это самый простой и недорогой вариант по сравнению с другими альтернативными решениями.
Бюджет постройки плота размером 4 на 8 метров (достаточно для 7-9 человек) по ценам 2018 года составил 20 000 рублей.
Структурно плот состоит из:
- рамы (каркаса) – доски (рекомендуется использовать более толстую древесину не менее 40 мм, хотя подойдут и 25х150х6000);
- настила (палубы) – доски (25х150х6000) укладываются сверху на каркас;
- резиновых камер (они предоставляют необходимую плавучесть) – в нашей конструкции использовались камеры от авто “Газель” диаметром R16.
На стадии постройки всё это выглядит примерно так:
В зависимости от требуемых размеров плота, вы можете создать вариант 3 на 6, 3 на 8, или 4 на 8 метров. Мы строили плот размером 4 на 8 метров (то есть площадью 32 метра — это можно сравнить с одной комнатой в квартире :), и на фото хорошо виден стык двух каркасных досок, обеспечивающий длину в 8 метров. На наш взгляд, идеальными размерами для плота являются 4 на 6 или 4 на 7 метров. Большие размеры, конечно, делают его более комфортным для жизни, однако значительно увеличивают парусность и инерцию, что затрудняет управление.
Что необходимо закупить:
- чистообрезные доски (настоятельно рекомендуем выбирать 1-й сорт) размером 25х150х6000 в количестве 55-60 штук для плота площадью 4 на 8 метров. Если вы планируете сделать каркас толще, то закажите еще несколько лишних досок толщиной 40 мм (т.е. 40х150х6000). Это упростит сбор конструкции и минимизирует вероятность выхода гвоздей наружу при укладывании палубы.
- колеса для “Газели” диаметром R16 (в принципе, подойдут даже бывшие в употреблении). Стоимость составляет от 200 (для использованных) до 350-400 рублей (для новых). Вам потребуется 18 шин на плот 3 на 6 метров и 24 шины на плот 4 на 8 метров, и не забудьте добавить запас в 4-5 шин (объяснение последует позже);
- веревка (необходима для якоря и крепления тента);
- менее прочная веревка (понадобится для связи шин с каркасом);
- гвозди (рекомендуется в равном количестве приобрести гвозди длиной 150 мм и 120 мм). Не стоит экономить и лучше приобрести с небольшим запасом — в сумме около 300-400 гвоздей).
Камеры предпочтительно покупайте в каком-то интернет-магазине или на площадках, таких как Авито (это выйдет значительно дешевле), доски лучше заказать у ближайшей пилорамы (их количество реально велико, и они с удовольствием примут ваш заказ) с доставкой на место сплава. Зачастую пилорамы могут требовать предоплату (например, на Сбербанк.Онлайн), что вполне нормально. Отсюда напрашивается немаловажное требование к месту старта сплава — в радиусе 30-50 км должна располагаться пилорама (чем ближе, тем дешевле выйдет доставка).
Важно: для строительства плота крайне желательно наличие бензопилы. Хотя, конечно, можно справиться и обычной пилой, но это займет гораздо больше времени. Если у вас нет бензопилы, лучше заранее попросите пилораму напилить доски по вашим размерам.
Алгоритм постройки плота:
- составьте чертеж, основываясь на желаемой площади. Рекомендуем не увлекаться слишком большими размерами и остановиться на 4 на 7 метрах — этого будет достаточно для установки 3 палаток, мангала и организации места для “тусовки”.
- расчитайте необходимое количество досок. Если у вас нет бензопилы, попросите пилораму нарезать их нужным вам образом (например, часть оставить 6-метровыми, часть – 4-метровыми и прочее).
- заботьтесь о процессе надувания камер (идеально подходит обычный автомобильный насос, работающий от прикуривателя), следите, чтобы они не лопнули от перенатяжения. Идеальный размер надувания показан на фото. Не забывайте делать перерывы по 5-7 минут каждые 10-15 минут, чтобы насос не перегревался.
- во время надувания камер, начните строить раму. Сначала соедините внешний прямоугольник, затем укрепите его внутренними ребрами, создавая ячеистую структуру.
- в образовавшиеся ячейки поместите камеры и привяжите каждую из них с помощью веревки, причем лучше только к внешним бортам (вдруг на сплаве вы повредите несколько шин одновременно, и их придется менять). В случае нехватки камер, в первую очередь обкладывайте ими борта, а центру уделите внимание потом.
Как выбрать реку и маршрут для сплава
На наш взгляд, оптимальный формат сплава — это когда на плоту устанавливаются палатки, весь день плот движется по течению, а вечером (за 1-1,5 часа до наступления темноты) швартуется к берегу для стоянки. Сплошное время палатки остаются на плоту. Для швартовки понадобится сделать якорь из одной из досок, привязав его крепкой веревкой к раме.
Для сплава выбирайте несудоходные реки, так как маневренность плота невысока, и не стоит переоценивать его управляемость. Река должна быть без порогов и шлюзов.
Средняя скорость движения плота по реке составляет 1,5-2 км в час, так что за день на плоту можно пройти 10-20 км. Будьте готовы к тому, что потребуется выталкивание плота веслами на середину реки, поскольку на изгибах его может прижимать к берегу.
Мы сплавлялись дважды по реке Тверца (по маршруту от Торжка до Твери, разбив путь на два похода) и один раз — по реке Ока (от Серпухова в сторону Пущино и ниже). Мы можем рекомендовать оба этих маршрута для сплава.
Каждый раз машины оставляли на охраняемой стоянке в точке старта, чтобы потом вернуть их из точки финиша (которую очень сложно прогнозировать заранее).
Старайтесь выбирать конечные точки, расположенные возле населенных пунктов — это не только избавит вас от дальнейших проблем с утилизацией плота (его без труда разберут на части местные жители), но и позволит заказать транспорт до пункта начала сплава.
В завершение хочу предложить вам ознакомиться с видеороликом из нашего второго сплава — именно этот плот мы считаем наиболее удачным, и сам сплав оказался более динамичным, драйвовым и относительно беззаботным. Это трехминутное видео не только прекрасно передает атмосферу сплава, но и демонстрирует процесс сборки плота:
P.S. Подписывайтесь на обновления блога, чтобы не пропустить новые записи: