Раскрываем 4 главных приема в композиции интерьера

Композиция в искусстве интерьера обозначает правильное расположение элементов, которое создает гармоничное восприятие всего пространства. Благодаря композиции, интерьер обретает целостность, превращаясь в некую историю, которая раскрывается через выразительные средства. Такие решения создают текучие пространства, в которых все составляющие связаны между собой и бесшовно переходят из одного элемента в другой.

Композиция в дизайне интерьера

Композиция в дизайне интерьера представляет собой основополагающий этап работы над проектом. Безактивное знание принципов и основ композиционного построения делает невозможным создание сбалансированного и гармоничного интерьера. Освоив базовые техники композиционного оформления, дизайнер сможет избежать ситуации, когда в интерьере не хватает визуального равновесия, появляются пустоты или наоборот — слишком высокая заполняемость пространства, а также обеспечит корректную взаимосвязь между элементами.

Композиционный центр в интерьере

Первое, на что необходимо обратить внимание, — это создание композиционного центра. Он представляет собой тот объект, который привлекает наше внимание в первую очередь по мере входа в помещение. Такой центр может выделяться благодаря форме, цвету, текстуре или размеру.

При этом композиционный центр не обязательно должен быть расположен ровно в центре комнаты. Его можно смещать к стене или размещать в углу. Важно, чтобы он способствовал гармоничному распределению элементов в интерьере и создавал удачное визуальное балансирование.

Когда вы располагаете другие предметы мебели и элементы декора, необходимо учитывать их расположение относительно композиционного центра. Они должны не только гармонировать с ним, но и хорошо сочетаться друг с другом. В качестве объектов, способных выполнять функцию композиционного центра, могут выступать:

Принципы композиции в интерьере

  • диван;
  • кровать;
  • окно;
  • ковер;
  • камин;
  • барная стойка.

Основные принципы композиционного построения:

Симметрия подразумевает равномерное распределение объектов вокруг композиционного центра. К примеру, это может быть размещение двух диванов напротив друг друга, идентичных тумбочек рядом с кроватью, торшеров справа и слева от камина, а также стеллажей по обе стороны от окна. Именно так формируется симметрия в дизайне в горизонтальной плоскости.

Для вертикальной симметрии, если высота потолков превышает стандартные размеры, рекомендуется использовать длинную люстру. В данном случае картины или другой декор следует размещать на стенах на уровне глаз.

Как правильно построить композицию в интерьере

Симметрия

Симметрия — это система, при которой элементы расположены на равном расстоянии от композиционного центра. Чтобы создать симметричный баланс, необходимо определить центральную точку, которая может находиться ровно посередине одной из стен или в центре комнаты. Таким образом, композиционный центр служит осью, вокруг которой элементы отражают друг друга с обеих сторон.

Примеры симметрии в горизонтальной плоскости включают две тумбочки возле кровати, стеллажи по обе стороны от окна и два дивана, расположенных напротив друг друга.

Фотография: в стиле , Декор, Мебель и свет, Советы, энциклопедия_интерьер, Анастасия Филимонова – фото на INMYROOM

Другой пример симметрии в горизонтальной плоскости может быть показан с двумя диванами, размещенными напротив.

Фотография: в стиле , Декор, Мебель и свет, Советы, энциклопедия_интерьер, Анастасия Филимонова – фото на INMYROOM

Симметрия воспринимается глазом как упорядоченная и гармоничная композиция. Данный прием создает уравновешенность не только в масштабе, но и в тоне, цвете и текстуре объектов. Симметрия характерна для классических и консервативных стилей интерьера и особенно хорошо смотрится в помещениях с большой площадью.

Читать еще:  Как посадить лилии, чтобы на участке они смотрелись красиво. Как посадить лилии чтобы на участке они смотрелись красиво?

Примером симметрии в вертикальной плоскости могут служить высокие потолки, где можно поместить длинную люстру, а на стенах разместить картины на уровне глаз.

Фотография: в стиле , Декор, Мебель и свет, Советы, энциклопедия_интерьер, Анастасия Филимонова – фото на INMYROOM

Симметрия в горизонтальной плоскости также может наблюдаться в стеллажах, расположенных по обе стороны от рабочего стола.

Фотография: в стиле , Декор, Мебель и свет, Советы, энциклопедия_интерьер, Анастасия Филимонова – фото на INMYROOM

Асимметрия

Асимметрия — это прием композиции, противоположный симметрии. Создавая асимметричный интерьер, вы можете выбрать композиционный центр, смещенный относительно центральной точки или оси. Асимметрия хорошо работает в рамках современных стилей и подходит для интерьеров разных масштабов.

Фотография: в стиле , Декор, Мебель и свет, Советы, энциклопедия_интерьер, Анастасия Филимонова – фото на INMYROOM

Для достижения асимметрии можно использовать угловые диваны, мебель различной высоты, картины и постеры, размещенные асимметрично, использование штор на одну сторону, а также сочетание маленьких и крупных журнальных столиков. К примеру, картины являются простым и эффективным способом привнести асимметрию в интерьер, так как они бывают разных форм, размеров и тем.

Например, если с одной стороны пространства расположен крупный диван, а с другой — легкий журнальный столик, то для достижения визуального равновесия можно добавить фактурный декор, такой как комод, в центре.

Фотография: в стиле , Декор, Мебель и свет, Советы, энциклопедия_интерьер, Анастасия Филимонова – фото на INMYROOM

Фотография: в стиле , Декор, Мебель и свет, Советы, энциклопедия_интерьер, Анастасия Филимонова – фото на INMYROOM

Композиция в дизайне

Композиция в дизайне

Каждая композиция в дизайне начинается с определения ее композиционного центра. Это как бы магнит, притягивающий взгляд зрителя к себе. Чаще всего композиционный центр располагается в центре холста, монитора или бумаги, однако это вовсе не строгое требование.

Композиционный центр одновременно является началом и кульминацией всего изображения. Все остальные элементы лишь подчеркивают или служат фоном для композиционного центра. Обычно его легко выделить за счет яркости цветов — оттенки композиционного центра более насыщенные или светлые по сравнению с общим фоном изображения.

Симметрия

Симметрия — это идеал композиции, гармония которой заключается в равномерности объектов (или равномерности элементов одного и того же объекта). Симметричные фигуры, такие как прямоугольник, квадрат, правильные треугольники и т.д., а также элементы живой природы, такие как снежинки и листья, являются примерами симметрии.

Все эти элементы находят применение в построении завершенной композиции. Кроме того, симметрия на иллюстрации подразумевает одинаковое расположение объектов слева и справа от композиционного центра (или сверху и снизу).

Асимметрия

Асимметрия — это понятие, полностью противоположное симметрии. То есть, если компоненты композиции не соответствуют правилам симметрии, то такая композиция будет асимметричной.

В случаях асимметрии, чаще всего композиционный центр смещен от центральной линии. Асимметрия может проявляться как в легкой, так и в ярко выраженной форме, в зависимости от степени смещения центра композиции.

Ритм

Ритм является не самым очевидным, но важным аспектом композиции. Его можно проследить через повторение небольших элементов изображения, которые разделены пропорциональным промежутком.

Читать еще:  Все о резьбе по дереву на панно

Следует помнить, что ритм может присутствовать не только в подвижных предметах, но и в статичных иллюстрациях. В природе ритм можно наблюдать в растительном и животном мире. Что касается изобразительного искусства, то ритм наиболее характерен для фонового оформления. В повседневной жизни ритм в композиции можно наблюдать, к примеру, на обоях или текстиле.

Таким образом, человеческий глаз, фиксируя внимание на статичных повторяющихся элементах, сопоставляет их с движением. Ритм может включать в себя как составляющие нескольких элементов, так и являться основой всей композиции.

Статика

Противоположностью ритма выступает статика. В этом случае элементы композиции кажутся намеренно статичными. Статика визуально воспроизводит ощущение покоя. В таких композициях часто используются только вертикальные и горизонтальные линии.

Если ритм и движение можно видеть на пейзаже или портрете, то статика наиболее свойственна натюрморту. Она подчеркивает неподвижность предметов не только в настоящем, но и в прошлом и будущем.

Динамика

Динамика обозначает движение. В отличие от ритма, для которого характерно повторение объектов, здесь задача состоит в том, чтобы убедить зрителя в том, что изображенный предмет находится в движении. Это достигается различными приемами. Например, чтобы показать сквозь изображение летящую птицу, идущего человека или движущийся поезд, нужно разместить эти объекты в начале своего пути на холсте. Что касается птицы, летящей из правого угла в левый, ее следует изобразить ближе к правому краю. Так пространство в изображении остается пустым и открытым, создавая эффект предстоящего движения.

Нюансы композиций

Нюансы представляют собой едва заметные различия элементов дизайна от изначально ожидаемого. Определенные закономерности считываются нами на подсознательном уровне, формируя в мозгу определенные импульсы. Вследствие этого мы начинаем ожидать от общего изображения или его отдельных составляющих определенные оттенки, повторения элементов и так далее. Нюанс заключается в том, что элемент немного отличается от того, чего мы ожидаем, что тем самым делает общую композицию более многослойной и многообразной.

Такое явление также влияет на дизайн интерьеров. Принцип родства элементов заключается в том, что элементы, объединенные общим признаком и заключенные в единое оформление, воспринимаются подсознательно как связанные друг с другом.

  • цвет или оттенок
  • размер
  • форма

Родство и ритм

Психологи утверждают, что человеческий мозг стремится воспринимать образы как целостные. Поэтому нам намного комфортнее находиться в условиях гармоничных интерьеров, где элементы связаны между собой через текстуры, цвета, формы или повторяющиеся узоры. Мы подсознательно ценим повторяющиеся элементы, которые позволяют сформировать единую картину.

родство.png

Родственные связи между предметами в дизайне интерьера не подразумевают полной идентичности: это не просто один и тот же цветочный принт, который переносится с подушек на ковер и затем с ковра на шторы. Это тонкое переплетение узоров, оттенков и форм. Например, округлая спинка дивана может перекликаться с формой журнального столика, арочным проемом и рисунком на постере, в то время как цвет штор может найти свое отражение в сложном узоре ковра.

ритм.png

Ритм в интерьере формируется за счет многократного повторения родственных или идентичных элементов. В качестве примеров можно привести потолочные балки, колонны, арочные проемы, одинаковые светильники или обеденные стулья. Интересный дизайнерский прием — когда среди идентичных стульев оказывается один, имеющий контрастный цвет или текстуру.

Читать еще:  Что такое римские шторы

Контрасты и акценты

Предметы в интерьере можно сочетать не только за счет родства, но и используя контраст. Контрастные цвета и/или текстуры являются одним из главных выразительных средств современного дизайна. Например, гладкая матовая поверхность может контрастировать с грубой бетонной стеной или брутальной кирпичной кладкой, яркий принт на акцентной стене может противостоять минималистической отделке, а разнообразные цветовые акценты на нейтральном фоне создают множество интересных комбинаций.

контрасты.png

В данном случае важно не переборщить: если контрастов будет слишком много, зрительный восприятие может утратить четкость и слиться в одно расплывчатое пятно.

article

Почему интерьер выглядит дешево и как это исправить

Чтобы интерьер выглядел идеально, все его составляющие, включая цвет, свет, мебель и аксессуары, должны находиться в гармонии друг с другом. Вы можете потратить много времени и средств на выбор каждого элемента, но иногда одна незначительная деталь может испортить всё, сделав интерьер визуально дешевым. Важно знать, как этого избежать.

Даже имея одинаковый набор элементов, можно создать совершенно разные композиции в зависимости от пропорций и порядка их размещения. Чтобы интерьер получился сбалансированным и гармоничным, лучше всего доверить эту задачу квалифицированному дизайнеру.

Динамика

Динамика представляет собой более сложный и интересный способ расположения мебели с асимметричным подходом. Динамика характеризуется наличием свободного пространства, четкой геометрией и вертикальными линиями. Контрастные цвета в отделке и декоре, а также активные рисунки напольных покрытий также помогают создать динамику в интерьере.

Доминанта — это ключевой элемент в комнате, визуальный центр, на который обращается взгляд в первую очередь. Вокруг доминанты строится вся остальная композиция. Она может быть как масштабной, так и цветовой, но при этом должна иметь связь с остальными элементами интерьера.

Простые способы расстановки мебели по правилам композиции

Статика

В статичных интерьерах преобладают линейные элементы (выраженные горизонтали и вертикали). Наиболее распространенным вариантом является классический интерьер с симметричной планировкой.

Для статичного интерьера отлично подходят массивные диваны на крупных ногах, глубокие кресла, низкие тумбы и комоды. Чтобы избежать скуки в интерьере, всегда можно разбавить его яркими и интересными деталями декора илиFurniture upholstery, что сделает его более привлекательным.

Оцените статью