Если вторичный щебень обладает высоким качеством, чистотой и подходит для выполнения конкретной строительной задачи, то есть смысл заказать его, вместо того чтобы приобретать аналогичный материал по значительно более высокой цене.
Какой бывает вторичный щебень и как его использовать
Термин «вторичный щебень» может вызвать множество вопросов. Является ли это материалом, который использовался ранее, или это просто переработанный продукт? Можно ли применять его для строительства дорог? Не окажется ли так, что вместе с ним привезут объем камней, смешанных с грунтом и мусором? Можно ли заменить щебень осколками асфальта и битым кирпичом?
На самом деле, все значительно проще. Вторичный щебень — это переработанный материал, представляющий собой измельченный бетон, кирпичные остатки и асфальтовые фракции. Он содержит минимальное количество посторонних примесей. Далее рассмотрим все аспекты, которые следует знать для эффективного применения вторичного щебня.
Что такое вторичный щебень
Бетонный бой образуется в процессе сноса зданий, бетонных заборов, столбов или фундаментов, а также труб. По своим характеристикам он уступает природному камню исключительно в прочности и морозостойкости. Согласно ГОСТ 32495-2013, вторичный щебень из дробленого бетона допускается использовать для заливки новых железобетонных конструкций, в качестве основания для дорожных покрытий и даже для взлетно-посадочных полос на аэроях. Однако это правило касается только чистого продукта, который должен содержать не более 7% примесей. Кирпич также считается примесью, ухудшающей эксплуатационные показатели.
Битый кирпич образуется при сносе зданий и демонтаже облицовочных материалов. Этот материал менее ценный, так как его прочность ниже, нежели у бетона. Ранее производство кирпичного и керамического боя могло применяться в качестве наполнителя для бетонных оснований, но сейчас ГОСТ 3192-50 отменен, однако дробленый кирпич все еще используется в частных условиях.
Асфальтовый щебень получают при демонтаже старых дорожных покрытий. Крупный асфальтовый скол проходит процесс измельчения, и в его составе остаются остатки битума и щебня из основания дорожных покрытий. Этот материал лучше всего подходит для строительства дорог, где нет необходимой высокой проходимости, таких как СНТ, коттеджные поселки и другие места с низкой интенсивностью движения. В случае, если покрытие снимается фрезой, получается асфальтовая крошка — отдельный вид материала, который также доступен в нашей продаже.
Сотрудники компании Арена60 тщательно контролируют состав и происхождение вторичного щебня. Вы можете приобрести материал нужного размера, получив при этом однородный измельченный материал без примесей. По своим параметрам он отличается от природного камня, но может быть эффективно использован в частных нуждах.
Крупные фрагменты, полученные в результате демонтажа зданий, отправляются на перерабатывающие заводы, где происходит их измельчение, очистка и сортировка по фракциям. Для этого используется специальное оборудование, включая грохоты и комплексы фракционирования. В результате получается три различных фракции (размера).
Вторичный щебень размером 40-70 мм представляет собой самую крупную фракцию. При производстве камней большего размера могут образовываться острые края, которые могут откалываться под нагрузкой. Когда материал уменьшается до 70 мм и меньше, он становится более однородным и прочным.
Вот примеры использования вторичного щебня 40-70 мм:
- Укрепление береговой линии водоемов. Щебень защищает берега от размыва.
- Поднятие уровня участка. Крупные камни отводят грунтовые воды, что особенно полезно для застройки в низинах и болотистых местах.
- Строительство дорог. Камни 40-70 мм используются как нижний слой дорожных покрытий и для укрепления слабых грунтов. Дорожное покрытие из вторичного щебня можно строить в местах с невысокой интенсивностью движения.
- Отсыпка дорог в болотистых зонах. Щебень не препятствует просачиванию грунтовых вод под дорогой, что помогает решать проблемы с подтоплением дороги.
- Подсыпка под фундаменты хозяйственных построек. Каменная подушка защищает фундамент от действия морозов и выполняет дренажные функции.
Вторичный щебень размером 40-70 мм можно использовать во многих областях, где обычно применяется природный камень. Исключение составляют строения, которые должны строго следовать стандартам. Чистый бетонный бой часто используется для строительства, заливки полов и железобетонных конструкций.
Вторичный щебень 20-40 мм можно применять в более широком диапазоне — это универсальный материал, который подходит как для производственных, так и для бытовых нужд.
Способы использования щебня 20-40 мм следующие:
- Укладка дорожного полотна. Чистый бетонный бой подходит для приготовления песчано-щебеночных смесей для дорожных покрытий. Битый кирпич и бетон с примесями также могут быть использованы, но только в частных целях, когда нет строгих стандартов ГОСТ. Если же материал состоит из старого асфальта, в нем могут содержаться остатки битума, которые улучшают уплотнение и долговечность покрытия.
- Заливка бетонных и железобетонных конструкций. Щебень используется в качестве наполнителя при заливке бордюров, площадок для автомобилей, пешеходных дорожек.
- Отсыпка дорог. С помощью щебня засыпают ямы на грунтовых дорогах, восстанавливают старые покрытия. Щебень помогает отводить влагу, что решает проблему с образованием луж и грязи на проселочных дорогах.
- Основание для прокладки коммуникационных систем в траншеях. Щебень способствует отведению влаги и защищает трубопроводы и кабели от повреждений вследствие движения грунта.
- Создание пешеходных дорожек. Данный вид щебня способен выдерживать небольшие нагрузки и применим для укладки асфальтированных дорожек.
- Заливка полов в промышленных зданиях.
- Использование на плоской кровле. Щебень служит для пригрузки гидроизоляции: он защищает поверхность от солнечных лучей и обеспечивает фильтрацию, предотвращая засорение водостоков.
Разновидности и основные особенности
Вторичный щебень относится к категории дешевле строительных материалов. Он делится на виды в зависимости от особенностей его получения. Спрос на такую продукцию остается высоким, что связано с необходимостью строительства временных дорог для обеспечения доступа техники к удаленным участкам.
Выделяют следующие виды вторичного щебня:
- Асфальтовая крошка. Она получается из устаревшего асфальта, который больше не подлежит эксплуатации. Снятый слой дорожного покрытия дробят (до размеров 3-5 мм), в результате чего получается вторичный материал. Его можно использовать для укладки пешеходных дорожек или инфраструктуры с небольшой нагрузкой. При применении этой крошки образуется рыхлая поверхность, которую можно улучшить, добавив битум, что делает дорожное покрытие более гладким и водоотталкивающим.
- Бетонные плиты. Существуют случаи, когда засыпка дорог щебнем оказывается значительно более экономной по сравнению со строительством из тяжёлых бетонных плит. Однако некоторые обстоятельства требуют применения монолитных конструкций для снижения риска разрушений в процессе эксплуатации.
- Кирпичный бой. Разбор старых зданий приводит к образованию отходов строительных материалов, которые подлежат переработке. Новый кирпич из них изготовить невозможно, а вот получить кирпичный щебень вполне реально. Хотя данный материал уступает по прочностным характеристикам гранитному щебню, он пользуется спросом из-за своей невысокой цены. Его положительными качествами являются хорошие параметры сцепления с влажной почвой, высокая водопроницаемость и предотвращение скольжения колес транспортных средств благодаря шероховатой текстуре. Вторичный продукт может производиться из различных видов кирпича: как красного, так и белого. Продукция из силикатного кирпича характеризуется высокой устойчивостью к разрушениям.
- Бетонный бой. Необходимые для переработки непригодные плиты и другие железобетонные конструкции превращаются в бетонный бой, который может быть использован для временных дорожных покрытий. Однородные фракции камней, полученные в результате переработки, могут быть применены даже для создания оснований, перед которыми будет уложен асфальтовый слой. Важно отметить, что щебень не может быть изготовлен из керамзита, пенобетона или шлакоблока.
- Вторичная щебенка. Этот термин обычно используется для обозначения материала, в состав которого входят кирпичные отходы, бетонный бой, остатки асфальта и гранитные частицы. Подобная структура является наиболее оптимальным выбором по надежности и экономической целесообразности для создания временных дорог.
Замечание! Оптимальный вариант вторичного щебня выбирается в зависимости от условий эксплуатации дорожного покрытия. Например, если по дороге будут двигаться грузовые автомобили, для ее строительства необходимо использовать высокопрочный щебень из гранита и бетона.
Основные сферы применения
Укладка дорог из вторичного щебня востребована в строительстве. Однако данный материал также применяется и для иных целей:
- Заполнитель для бетона;
- Создание дренажных систем;
- Укрепление подвижных почв;
- Изготовление бетонных изделий;
- Стяжка на полах в складских и промышленных помещениях.
Процесс создания временных дорожных покрытий начинается с демонтажа верхнего слоя грунта. После этого поверхность засыпается крупным щебнем и утрамбовывается, затем укладываются более мелкие фракции. На последнем этапе осуществляется повторная трамбовка, и дорожное покрытие вводится в эксплуатацию. Технология строительства зависит от типа транспортных средств, которые будут по этому покрытию двигаться.
Применение вторичного щебня: классы и фракции
Перед тем как приобрести вторичный щебень для ваших строительных нужд, необходимо ознакомиться с его внешним видом, с классами и фракциями, а также с тем, для каких целей он может быть использован.
Вторичный щебень делится на два класса:
- Чистый вторичный щебень с низким содержанием кирпичных примесей (не более 5%). Характеристики:
- Прочность — M600;
- Морозостойкость — F100;
- Лещадность — 15%.
Этот материал устойчив к постоянному воздействию воды и может применяться для создания дренажных систем, засыпки траншей и котлованов, а также для укладки пешеходных и велодорожек.
- Вторичный щебень второго класса — это дробленый бетон с добавлением кирпичного боя в соотношении 70/30. Характеристики:
- Прочность — М350;
- Морозостойкость — F50;
- Лещадность — 20%.
Хотя у этого материала не самые высокие характеристики, его можно использовать для черновых строительных работ, отсыпки дорог, стабилизации грунта и поднятия уровня участка и т.д.
Размеры зёрен вторичного щебня варьируются от мелкого до крупного. Их выделяют в три основные фракции:
- 5-20 мм. Мелкий щебень используется в дорожном строительстве как верхний слой при формировании дорог и автопарков; для обустройства полов в складах и производственных помещениях;
- 20-40 мм. Зёрна среднего размера подходят для замеса бетона низких марок, для производства малоногружаемых бетонных изделий (бордюры, тротуарная плитка); предназначены для отсыпки проселочных дорог или устройства фундамента для различных строений (беседок, зон для барбекю и сараев); используются для засыпки траншей при укладке инженерных коммуникаций.
- 40-70 мм. Крупный бой бетона применяется для укрепления склонов и строительных площадок на слабых или подвижных грунтах; отсыпки стоянок для большегрузного транспорта; создания оснований для дорог.
Для того чтобы не попасть в ловушки мошенников и получить действительно качественный вторичный щебень, а не строительные отходы, важно обращаться к производителям, а не к перекупщикам с заманчивыми предложениями. Вполне возможно, что вместо предложенного щебня вам доставят необработанные строительные отходы. Рекомендуется лично посетить базу поставщика или запросить актуальные фотографии материала. Если вместо щебня-рецикла вам поставят строительный мусор, следует оформлять возврат.
Плюсы и минусы вторичного щебня
+ Широкая сфера применения. От укладки пола в производственных помещениях до отсыпки дорог в СНТ.
+ Стоимость. Цена на вторичный щебень в 2-3 раза ниже, чем на природный. Например, в компании Эко-Щебень цена на вторичный щебень начинается с 500 руб./м³.
+ Экономия бюджета на благоустройство участка или отсыпку дороги благодаря низкой стоимости материала и простой технологии строительства. Для реализации самой экономичной отсыпки дороги в СНТ потребуется всего лишь песок под подушку и крупный щебень.
+ Забота об экологии. Повторное использование строительных материалов способствует снижению нагрузки на окружающую среду.
Несмотря на свои достоинства, вторичный щебень не может считаться идеальным.
— Низкая прочность. В сравнении с известняковым щебнем, вторичный имеет более низкую механическую прочность. Его не используют для производства бетонов высоких марок, строительства высотных зданий и ответственных объектов, а также городской инфраструктуры, автотрасс и магистралей. Этот материал подходит для отсыпки временных и проселочных дорог.
Чем отличается вторичный щебень от обычного?
Чтобы объяснить, что такое вторичный щебень простыми словами, стоит упомянуть его отличия от обычного щебня. Основой обычного щебня служат скальные породы с высокой прочностью. Вторичный же щебень производится путём измельчения следующих материалов:
- бетонных конструкций;
- кирпича;
- дорожного асфальта.
В процессе переработки удаляются металлические части, и только бетонная основа используется для дальнейшей работы.
Кирпич, даже переработанный, обладает меньшей прочностью по сравнению с бетоном, что снижает общие прочностные показатели материала. Однако, если содержание кирпича не велико, это снижение считается несущественным.
Во время ремонта дорог старое покрытие снимается и перерабатывается, и его масса включается в состав вторичного продукта. Эксплуатационные характеристики этого материала, как правило, достаточно высоки.
Менеджеры магазина готовы помочь вам с выбором наиболее подходящего варианта среди всех предложений, а также расскажут об особенностях каждого вида. Чтобы задать любой вопрос, достаточно обратиться к ним через удобный для вас канал связи, например, оставив заявку на нашем сайте.
Сферы использования вторичного щебня по фракциям и классам
Прежде чем приобрести вторичный щебень для различных строительных задач, важно разобраться в его характеристиках: как выглядит, на какие фракции и классы он делится и для каких целей может быть использован.
Вторичный щебень делят на два класса:
1 класс – Чистый вторичный щебень, содержащий минимальные примеси кирпича (до 5%).
Основные характеристики:
- прочные свойства – М600;
- устойчивость к низким температурам – F100;
- лещадность (доля игловатых зерен) – 15%.
Этот материал устойчив к воздействию влаги, и его можно использовать для прокладки дренажных канав. С его помощью обустраиваются произвольно выложенные дорожки для пешеходов и велосипедистов, а также засыпаются котлованы и траншеи.
2 класс – Вторичный щебень с повышенным содержанием кирпича (до 30%).
Основные характеристики:
- прочность – М350;
- морозостойкость – F50;
- лещадность (доля игловатых зерен) – 20%.
Этот материал не отличается высокими эксплуатационными характеристиками, однако его можно использовать для выполнения черновых работ, поднятия уровня участка, отсыпки дорог и других подобных задач.
По размеру вторичный щебень делится на три фракции:
- Мелкая (5-20 мм). Применяется в дорожном строительстве для формирования верхнего слоя дорог и стоянок, а также для укладки полов в производственных и складских помещениях.
- Средняя (20-40 мм). Используется в составе низкомарочных бетонов, для производства бетонных изделий, которые не подлежат большим нагрузкам (тротуарные плиты, бордюры); для отсыпки проселочных дорог; для устройства фундаментов для беседок, зон отдыха, сараев; для засыпки траншей при прокладке инженерных коммуникаций.
- Крупная (40-70 мм). Из такого щебня укрепляют строительные участки и склоны с подвижными или слабыми грунтами; отсыпают основания дорог и стоянок для большегрузного транспорта.
Чтобы избежать обмана, с которым часто сталкиваются покупатели стройматериалов, и чтобы гарантировать получение качественного вторичного щебня, а не строительных отходов, необходимо обращаться непосредственно к производителям. Не доверяйте посредникам, предлагающим заманчивые условия. Вполне возможно, что вместо настоящего щебня вам доставят необработанные строительные отходы. Лучше всего посетить базу продавца или запросить актуальные фотографии материала. В случае доставки отходов вместо щебня, обязательно оформляйте возврат и требуйте возврата денег.
Преимущества и недостатки
- Широкий спектр применения в различных сферах. Вторичный щебень подходит для создания временных дорог, полов в промышленных помещениях, а также для многих других целей.
- Низкая стоимость. Цена на вторичный щебень в два-три раза ниже, чем на натуральный материал. Например, наша компания предлагает вторичный щебень начиная с 500 рублей за кубометр.
- Возможность сократить затраты, выделенные на благоустройство участка и строительство дороги, благодаря доступной цене вторичного щебня и простоте технологий его использования. Чтобы создать экономичную проселочную дорогу, достаточно закупить песок для подушки и щебень большой фракции.
- Экологическая безопасности. Повторное использование строительных материалов снижает нагрузку на природную среду.
Несмотря на многочисленные преимущества, у вторичного щебня есть и недостатки. Основной из них – это невысокие показатели прочности. Вторичный щебень менее прочный, чем известняковый, и не подходит для производства бетонов высокой прочности, строительства многоэтажных зданий и объектов, требующих повышенной надежности, а также для укладки магистралей, автодорог, площадей и городских улиц. Однако он отлично подходит для создания временных и проселочных дорог.