- Вездеход: что это, какие бывают типы вездеходов и для чего их используют?
- История создания и применение
- Что такое вездеход
- Какие бывают вездеходы
- Гусеничные
- Колесные
- Общая классификация
- Особенности гусеничных вездеходов
- Особенности колесных вездеходов
- История вездеходов: от первых конструкций до современных машин для покорения бездорожья
- Появление первого вездехода
Модели, использующие воздушные винты в качестве двигателя и перемещающиеся на воздушной подушке, наилучшим образом подходят для передвижения по водным поверхностям. Существуют также амфибии, использующие колеса, но они менее маневренны в водоемах и осуществляют поворот с помощью своих колесных механизмов.
Вездеход: что это, какие бывают типы вездеходов и для чего их используют?
Вопрос: зачем и кому в России необходимы вездеходы? Даже лишь взглянув на карту с её обширными пространствами и многообразием природных условий, мы можем уверенно утверждать, что исследовать такие неизведанные территории возможно лишь с помощью транспорта, обладающего высокой проходимостью.
- История создания и применение
- Виды вездеходов
- По типу двигателя
- По типу движителя
- По виду преодоления водных поверхностей
- По применению
- По типу рамы
- Какой выбрать вездеход
История создания и применение
С целью преодоления сложных маршрутов человек издавна создавал различные виды транспортных средств. Однако технически первый вездеход, как полноценная машина, был разработан в Голландии в 1903 году. В СССР вездеходы начали использовать в 1930-х годах, старайся развивать экспедиции в труднодоступные уголки, а их массовая реализация началась после Второй мировой войны. Суровые природные условия России стали естественным испытательным полигоном для множества разновидностей вездеходной техники.
Современные промышленные модели вездеходов применяются для передвижения по лесам, преодоления болот, рек, а также в зимних условиях бездорожья. Они настолько универсальны, что спасательные службы и силовые структуры используют подобные амфибии для перемещения по различным типам поверхности — как суше, так и воде.
Тем не менее, жизнь — это не только работа. Вездеходная техника также находит применение в охоте и рыбалке, в путешествиях, туризме, а также для отдыха и транспортировки различных грузов.
Вездеход Байкал легко преодолевает снежные трассы с неровным рельефом.
Что такое вездеход
Для тех, кто не имеет опыта взаимодействия с вездеходной техникой, стоит кратко объяснить, что это такое. Вездеход — это транспорт, который обладает повышенной проходимостью и может передвигаться по сложной ландшафтной местности. У него есть несколько ключевых характеристик:
- Прочный и надежный корпус;
- Мощный двигатель;
- Подвеска, адаптированная к неровным дорогам;
- Колеса, обеспечивающие движение по бездорожью.
В дополнение к этим критериям, вездеходы часто оснащены просторными багажниками и креплениями для различного оборудования. Хотя все вездеходные устройства созданы для преодоления трудных маршрутов, в этой категории можно выделить различные виды в зависимости от их назначения. Поэтому весьма важно изучать особенности и характеристики каждого типа, чтобы выбрать наиболее подходящую модель в соответствии с собственными потребностями.
Какие бывают вездеходы
Как и в случае с любой другой техникой, универсальность чаще всего означает, что большинство характеристик находятся на среднем уровне. Большинству охотников вряд ли понадобится транспорт, способный справляться со всеми возможными сценариями. Важно заранее определить, какие характеристики будут на первом месте именно для вас, и выбрать технику, которая будет максимально соответствовать этим требованиям.
К примеру, если вы с друзьями планируете охоту на уток весной, вам не потребуется большой и тяжелый многофункциональный транспорт на гусеницах. В то же время для организаторов охотничьих выездов, которые перевозят целую группу людей, не подойдут маленькие и маневренные модели.
Вездеходы делятся на два основных типа: легкие и тяжелые. Кроме того, они классифицируются по типу движителя на: гусеничную, колесную технику и транспортные средства на воздушной подушке. Далее мы рассмотрим эти типы более детально.
Гусеничные
Как вы уже поняли из названия, к этому типу относятся транспортные средства на гусеничном ходе. Они обладают выдающейся проходимостью, что позволяет им превосходить колесные аналоги в этом аспекте. Однако к недостаткам таких моделей можно отнести высокое потребление топлива и низкую скорость передвижения.
При выборе гусеничного транспорта важно учитывать следующие характеристики:
- Хорошая маневренность;
- Небольшой вес;
- Восходящая проходимость;
- Способность работать при низких температурах, что особенно актуально для снегоходов.
Колесные
Очевидно, что этот тип включает в себя транспортные средства на колесах. Обычно они работают на шинах низкого давления, которые накачиваются до 0,5-1,5 атмосфер. В отличие от гусеничных моделей, колёсные вездеходы более маневренны и легче, что позволяет им более успешно преодолевать грунт, на котором гусеницы могут застрять. Шины низкого давления создают меньшее давление на тропу, чем стандартные шины, что позволяет избежать повреждения земли.
Однако, к недостаткам колесной техники относятся невысокая скорость и большие размеры. Также они не предназначены для движения по дорогам общего пользования. Кроме того, данные вездеходы менее подходят для передвижения по каменистым участкам, так как они подвержены риску проколов.
Колёсные вездеходы можно дополнительно классифицировать по следующим признакам:
С тремя мостами
У вездеходов с тремя мостами выделяются две подкатегории:
1. Малогабаритные модели, которые могут перевозить до 4-х пассажиров. Оси размещены симметрично и имеют одинаковое расстояние между колесными осями. Преимуществом этого вида является большая маневренность и проходимость по сравнению с вездеходами, имеющими две оси.
2. Тяжелые модели, которые относятся к армейской технике. В данном случае оси располагаются несимметрично (одна спереди, две сзади). Эти вездеходы отлично подходят для транспортировки больших грузов и людей, что делает их идеальными для организаторов охотничьих направлений.
С четырьмя мостами
Вездеходы с четырьмя мостами отличаются высокой проходимостью. Количество колес (чем больше, тем лучше) влияет на их способность преодолевать сложные и труднопроходимые участки местности. Эти модели могут быть как малыми (рассчитанными на 4-6 человек), так и большими, с высокой грузоподъемностью.
Общая классификация
В зависимости от того, как передвигается вездеход, существует дополнительная классификация, в рамках которой их разделяют на: колесные, на воздушной подушке, гусеничные и шнекороторные. Все эти виды находят применение в различных сферах: от полярных экспедиций до экотуризма и строительства. И все они могут быть отнесены к одной из трех категорий: пассажирские, тягачи и грузопассажирские модели.
Особенности гусеничных вездеходов
Согласно названию, в этих транспортных средствах используются гусеницы как основные движители. Это придает им исключительно высокую проходимость, значительно превосходя колесные аналоги; однако, как следствие, увеличивается расход топлива и снижается максимальная скорость. Гусеничные вездеходы должны иметь следующие характеристики:
- Адекватная маневренность, так как в лесистой местности необходимо обходить деревья и камни;
- Небольшой вес, облегчающий извлечение из сложных участков;
- Высокая проходимость;
- Сопротивляемость к низким температурам, особенно важная для зимних поездок.
Особенности колесных вездеходов
Основной движитель в этом случае — колеса. Обычно такие транспортные средства комплектуются шинами, работающими при низком давлении, не превышающем полутора атмосфер. Это позволяет равномерно распределить давление по поверхности, увеличивая устойчивость и проходимость. Колесные модели проще и легче, что делает их более маневренными и управляемыми. Они успешно преодолевают болота, где аналогичные гусеничные модели могут застрять или вообще утонуть. Также они показывают хорошие результаты на участках с минимальной несущей способностью, таких как рыхлая почва, песок и снег.
Тем не менее, даже с колёсным приводом, на таких вездеходах нельзя свободно передвигаться по дорогам общего пользования. При этом необходима осторожность на каменистых участках, так как существует высокий риск повреждения колес.
История вездеходов: от первых конструкций до современных машин для покорения бездорожья
История вездеходов в контексте автомобильной промышленности представляет собой пример технических инноваций, смелых исследовательских подходов и стремления преодолевать сложнейшие природные преграды. От первых неуклюжих моделей до современных высокотехнологичных образцов — вездеходы прошли длинный путь, став символами надежности и проходимости в самых тяжелых климатических и дорожных условиях. Давайте проследим за развитием конструкций, технических решений и дизайна вездеходов от момента их создания до сегодняшних дней.
Появление первого вездехода
История развития вездеходов начала свое существование благодаря Якобу Спайкеру, владельцу небольшого завода по производству автомобилей в Амстердаме. В 1903 году он принял решение совместно с конструктором Ф. В. Брандтом участвовать в гонках Париж — Мадрид, создав легковой автомобиль с полным приводом 4×4. Автомобиль Спайкера имел несколько недостатков, среди которых плохая управляемость в поворотах и большие размеры, но был оборудован шестицилиндровым мотором объемом 8 676 см³ и мощностью 50 л.с. Коробка передач состояла из двухступенчатых узлов, образующих четыре передачи вперед и две назад. Примечательно, что за коробкой передач находилась раздаточная коробка, обеспечивающая постоянный привод на все колеса. Несмотря на то, что проект Спайкера не оказался успешным, он стал отправной точкой для новой эры в автомобильной инженерии. Идея создания транспорта, способного передвигаться по разнообразным ландшафтам, привлекла внимание не только зарубежных, но и отечественных инженеров.
В 1909 году русский инженер немецкого происхождения Адольф Кегресс разработал уникальный вездеход, не имевший аналогов в мире, специально для передвижения по снежному покрову. Он предложил заменить задние колеса гусеницами для улучшения проходимости в условиях снега и болот. Конструкция предусматривала набор опорных катков, расположенных сзади, что обеспечивало легкое давление на поверхность, позволяя вездеходу уверенно двигаться. Однако первая модель оказалась малопригодной для использования из-за частых поломок гусеничного привода, изготовленного из верблюжьих шкур. Кегресс продолжил свои эксперименты и в 1916 году он представил первый полугусеничный бронеавтомобиль, способный свободно передвигаться по целине, влажному грунту и болотам. Хотя гусеницы все еще имели недостатки, они использовались как летом, так и зимой.
- Перемещение такого транспорта по воде осуществлялось за счет использования гусениц с грунтозацепами, что исключало необходимость применять ненадежный винторулевой механизм;
- Система гусениц большого ширины обеспечивала низкое давление на поверхность;
- В качестве основного двигателя использовали дизельный агрегат.
Основным стимулом для активного развития вездеходостроения в СССР стала Великая Отечественная война, продолженная затем «холодной» войной. Острая нужда в больших и мощных транспортных средствах, способных доставлять ракеты в любой уголок страны, положила начало массовому проектированию таких машин в СССР.
1947 год считается эпохой зарождения советского вездеходостроения, когда появилось множество проектов различных моделей вездеходной техники. Первым заметным представителем данного класса стал гусеничный вездеход ГПИ-С-20, который без труда преодолевал ров глубиной до полутора метров и развивал скорость до 50 км/ч — впечатляющие показатели для своего времени, которые не каждый современный внедорожник может повторить.
В 1950 году на свет появился вездеход ГТ-С, известный также как ГАЗ 47. Если военные не оценили его, то полярники встретили его с восторгом. Эта машина успешно преодолевала рыхлый снег, не проваливаясь в него, и стала ярким примером того, как военный вездеход может стать универсальным средством для работы в условиях полярного климата.