Таким образом, история развития технологии вала отбора мощности (ВОМ) на тракторах демонстрирует постоянное стремление к повышению производительности, улучшению функциональности и возможности адаптации этого важного компонента как в сельскохозяйственной, так и в промышленной технике.
Механизм отбора мощности – опция, которая Вам нужна
КИРОВЕЦ К-7М – это единственный в своем классе отечественный трактор, который оснащен двухскоростным механизмом отбора мощности (МОМ). Благодаря этому трактор может работать как на скорости 1000 об./мин., так и на 540 об./мин.
Функция двухскоростного механизма доступна в комплектации по желанию клиента. Заказать ее можно в наших дилерских центрах.
Что же привлекает аграриев к КИРОВЦУ с двухскоростным механизмом отбора мощности? На это можно ответить одним словом: универсальность.
Более подробно об этом будет рассказано в следующем разделе.
Что нужно сельхозпроизводителям?
Рынок сельскохозяйственных агрегатов постоянно предлагает аграриям новые виды техники, которые существенно облегчают ежедневную работу.
Например, при сборе урожая все чаще применяются бункеры-перегрузчики. Экономические показатели их использования показывают очень хорошие результаты, а производители стремятся сделать свои продукты еще более эффективными. Появляются новые модели, которые требуют увеличенный крутящий момент для привода выгрузного шнека.
Как правило, с таким оборудованием работают легкие тракторы. Однако нередки случаи, когда приходится задействовать и более мощную технику.
Дмитрий Муковнин, глава КФХ, говорит: «Наше хозяйство использует бункер-перегрузчик на 40 кубометров для вывоза зерна с поля. За последние три года нашу Амурскую область заливало дождем. На увлажненной почве трактор мощностью до 300 лошадиных сил оказался недостаточно мощным, и нам не удавалось вывезти урожай. Нам требовалась большая мощность. КИРОВЕЦ К-746М идеально подошел для наших нужд. Мы довольны тем, что он теперь есть в нашей организации!»
Помимо влияния погодных условий, бывает, что в хозяйстве хотят сократить время простоя инструмента и увеличить его продуктивность.
С учетом запросов клиентов принято решение адаптировать мощный КИРОВЕЦ К-7М для работы с более широким кругом агрегатов. Мы предложили вместо односкоростного механизма двухскоростной: на 1000 и 540 об./мин. Оба этих значения соответствуют стандартам и подходят для всех типов оборудования на практике.
Следует добавить, что многие владельцы КИРОВЦА уже имеют положительный опыт работы и с односкоростным, и с двухскоростным механизмом отбора мощности: первый – на К-7М, а второй – на «младших» моделях тракторов К-5.
Понятие и принцип работы вала отбора мощности
Вал отбора мощности (ВОМ) на тракторе — это механизм, который предназначен для передачи мощности от двигателя трактора различным прикрепляемым устройствам и инструментам. Этот механизм играет ключевую роль как в сельском хозяйстве, так и в других отраслях, обеспечивая возможность эксплуатации трактора для широкого спектра работ.
Основные функции ВОМ:
- Привод прикрепляемого оборудования: ВОМ передает мощность от двигателя трактора к различным прикрепляемым устройствам, таким как плуги, культиваторы, жатки, насосы и генераторы. Это позволяет использовать трактор для выполнения разнообразных задач в сельском хозяйстве и промышленности.
- Регулирование скорости и направления вращения: ВОМ позволяет регулировать скорость и направление вращения прикрепленного оборудования в зависимости от конкретных требований задания. Это особенно важно для выполнения задач, требующих точной регулировки, например, в сельскохозяйственном или строительном производстве.
- Предоставление дополнительной мощности: ВОМ может дать дополнительную мощность для работы с различными прикрепленными устройствами, что помогает повысить производительность и эффективность выполнения различных задач. Например, он может быть использован для привода генератора на тракторе, что необходимо для выработки электроэнергии на удаленных участках или в условиях аварийной ситуации.
- Обеспечение гибкости и универсальности: Благодаря ВОМ трактор становится более универсальным инструментом, который можно легко адаптировать под различные задачи и условия работы. Это позволяет оптимизировать использование ресурсов трактора и повысить его эффективность.
Таким образом, ВОМ на тракторе выполняет ряд жизненно важных функций, обеспечивая передачу мощности и управление прикрепленным оборудованием, делая его незаменимым элементом как в сельском хозяйстве, так и в других отраслях.
Принцип работы вала отбора мощности на тракторе
Функционирование вала отбора мощности зависит от его типа — механического, гидравлического или электрического. Давайте рассмотрим каждый из этих типов более детально:
Механический ВОМ:
- Передача мощности: В механическом ВОМ мощность от двигателя тракториста передается через механические соединения и шестерни. Обычно механический ВОМ располагается на задней части трактора и имеет свой отдельный вал.
- Принцип работы: При включении механического ВОМ с помощью специального механизма управления, вращение двигателя трактора передается на вал ВОМ, который, в свою очередь, приводит в движение прикрепленное оборудование.
Гидравлический ВОМ:
- Передача мощности: В гидравлическом ВОМ мощность передается через гидравлическую систему трактора. Обычно этот тип ВОМ используется для привода гидравлических насосов и других устройств.
- Принцип работы: При активации гидравлического ВОМ система управления трактора активирует насос, который создает давление в гидравлической системе. Это давление затем передается по трубопроводам к гидравлическому мотору или другому устройству, обеспечивая его функционирование.
Электрический ВОМ:
Типы и конструкция ВОМ на тракторе
На тракторах существуют различные типы и конструкции ВОМ, которые определяются исходя из модели и назначения машины. Рассмотрим основные типы и их конструкции:
Механический ВОМ:
- Конструкция: Механический ВОМ обычно представляет собой систему, состоящую из вала, шестерни и муфты, которая приводится в движение от главного вала трактора. Он располагается на задней части трактора и может иметь отдельный узел управления.
- Применение: Механический ВОМ часто используется для привода различных сельскохозяйственных прикрепляемых устройств, таких как плуги, культиваторы, жатки и насосы для полива.
Гидравлический ВОМ:
- Конструкция: Гидравлический ВОМ использует гидравлическую систему трактора для передачи мощности. Он включает в спаренном формате гидравлический насос, который создает давление, а также гидравлические моторы или цилиндры для привода прикрепленных устройств.
- Применение: Гидравлический ВОМ используются для работы с гидравлическими насосами, моторами, цилиндрами, погрузчиками и другими гидравлическими механизмами.
Электрический ВОМ:
- Конструкция: Электрический ВОМ функционирует на основе электрического привода, который активируется через сигналы электрической системы управления трактора. Он может включать электрические генераторы, устройства или моторы.
- Применение: Электрический ВОМ используется для привода электрических генераторов, насосов, осветительных систем и других электрических устройств.
Комбинированный ВОМ:
- Конструкция: Комбинированный ВОМ объединяет в себе разные способы передачи мощности, такие как механический, гидравлический и электрический, предлагая таким образом большую гибкость в использовании.
- Применение: Комбинированный ВОМ может быть использован, например, когда необходимо настроить трактор для выполнения различных работ или обеспечить резервный источник мощности.
Каждый из перечисленных типов ВОМ имеет свои преимущества и может использоваться в зависимости от конкретных потребностей и условий работы.
Принцип работы вала отбора мощности
При запуске двигателя ВОМ начинает осуществлять передачу вращательного движения различным оборудованием, работающим на тракторе. На данный момент подобные механизмы нашли применение в следующих случаях:
- в технике уборочного назначения (лесные полуприцепы с манипулятором, специальная транспортная техника);
- при использовании посевных агрегатов;
- в поливальных машинах;
- в косилках, мульчерах, промышленных миксерах.
Эффективная работа агрегата напрямую зависит от правильного выбора механизма. Качественные валы отбора мощности можно выгодно приобрести, воспользовавшись каталогом на сайте, где представлена надежная и высокопроизводительная продукция подобного направления.
Конструкция и работа планетарного редуктора ВОМ тракторов МТЗ
Планетарный редуктор ВОМ выполняет две основные задачи:
— Изменение крутящего момента — имеет передаточное число 1,47. Это позволяет достигать нужной частоты вращения вала на оптимальных режимах работы двигателя;
— Обеспечение управления ВОМ — проще говоря, его включение и выключение.
Планетарный редуктор имеет простое устройство. Его основным компонентом является водило, на ступице которого подвижно установлена солнечная шестерня (на втулке, сделанной из бронзы, которая выполняет роль подшипника скольжения). На втулках, которые запрессованы в водило, установлены три сателлита. Водило жестко связано с валом, от которого осуществляется отбор мощности. Водило охватывает коронная шестерня, которая соединена с сателлитами, причем вал привода планетарного механизма располагается в передней части шестерни и к нему присоединяется муфта переключения типа привода.
В редукторе предусмотрен механизм управления, который состоит из двух тормозных барабанов и тормозных лент, а также механизма регулировки и привода лент. Один барабан жестко соединен с водилом редуктора, а второй — с солнечной шестерней. Оба барабана охвачены тормозными лентами, один конец которых зафиксирован на назначенной для этого оси, тогда как второй может перемещаться, блокируя или освобождая барабаны.
Свободные концы лент соединены с вертикальными тягами (которые одновременно выполняют функцию регулировочных винтов), и эти тяги связаны с валиком управления. Данный валик, с помощью рычага и усилительного механизма (стакан с пружиной), может вращаться, при этом одна тяга всегда поднимается, а другая — опускается, что напоминает действие качелей. При подъеме одной из тяг наша лента затягивается, блокируя барабан, а при опускании — возвращает ленту в исходное положение, освободив барабан.
Система работает следующим образом. Чтобы включить вал, рычаг управления устанавливается в заднее положение (Включено), в результате чего тормозная лента на барабане солнечной шестерни затягивается, а лента на барабане водила освобождается. В такой конфигурации при вращении коронной шестерни сателлиты прокатываются по заблокированной солнечной шестерне, что приводит к вращению водила и связанного с ним вала.
Чтобы отключить ВОМ, рычаг переводится вперед, в результате чего тормозной барабан водила блокируется лентой, а барабан солнечной шестерни освобождается. При такой конфигурации крутящий момент от коронной шестерни через сателлиты передается на солнечную шестерню, которая начинает свободно вращаться и не выполняет никаких рабочих действий.
Дополнительно стоит упомянуть, что на ВОМ могут устанавливаться два типа сменных хвостовиков:
— На 8 шлицев — для работы с агрегатами, чья скорость вращения вала составляет 540–545 об/мин;
— На 21 шлиц — для работы с агрегатами, у которых скорость вращения вала достигает 1000 об/мин.
Выбор хвостовика осуществляется в зависимости от типа агрегируемого оборудования, и его фиксация производится специальным стопорным кольцом.
Вопросы эксплуатации, технического обслуживания и регулировок механизма
При эксплуатации вала следует соблюдать несколько простых правил:
— Независимый привод включается только при работающем двигателе и минимальных оборотах;
— Синхронный привод включается на запущенном двигателе на включенной скорости и лишь после включения сцепления (причем оно должно включаться плавно);
— Если ВОМ не используется, то рычаг управления типа привода должен находиться в нейтральном положении, а поводок редуктора независимого привода переводится на 545 об/мин.
Чемпионская конструкция ВОМ МТЗ обеспечивает надежность его функционирования, поэтому он не нуждается в специальном техническом обслуживании. Механизм, находясь в картере заднего моста, смазывается трансмиссионным маслом и не нуждается в дополнительной смазке. Однако механизм управления требует периодического контроля и настроек, что касается его технического обслуживания. Проверке подлежат резьбовые соединения и состояние комплектующих (например, наличие деформаций, трещин и прочих дефектов). Обременение необходимости регулировки может указывать на несколько признаков:
— Рычаг управления ВОМ в положении «Выключено» упирается в пол кабины трактора;
— Рычаг управления ВОМ демонстрирует увеличенный ход;
— Для перевода рычага управления требуется прикладывать повышенное усилие.
Порядок регулировки механизма управления представлен в специальной инструкции, и эта работа может иметь свои особенности для разных моделей тракторов, поэтому мы не будем рассматривать детали. Однако важно подчеркнуть, что откладывать регулировку не следует, так как неправильная работа механизма управления может вызвать аварийное пробуксовывание ВОМ и привести к серьезным проблемам.
Со временем детали ВОМ подвергаются износу, что может проявляться в увеличении уровня шума при работе, ухудшении производительности вала, его прерывистой работе и т.д. Часто проблемы возникают из-за поломки зубчатых колес, неисправности подшипников и износа тормозных лент. Во всяком случае, планетарный редуктор ВОМ необходимо снимать с трактора, разбирать и исследовать. Ленты, имеющие толщину менее 2,5 мм, шестерни с поврежденными зубцами, неисправные подшипники и другие дефекты подлежат замене. После установки отремонтированного ВОМ необходимо произвести настройку механизма управления, а также тестирование трансмиссии трактора.
При регулярном обслуживании, правильной эксплуатации и своевременном ремонте ВОМ тракторов МТЗ будет работать надежно и эффективно, справляясь с самыми трудными задачами.
Конструктивные особенности
Механизм отбора мощности на тракторах с силовыми агрегатами ЯМЗ работает непосредственно от двигателя. Независимый привод МОМ соединен с маховиком, поэтому его функционирование не зависит от движения трактора. Главное требование — это работающий двигатель.
Ведущий вал, который выходит из редуктора МОМ, вращается со скоростью 1000 об/мин при номинальных оборотах двигателя ЯМЗ. Независимый привод осуществляется при помощи карданной передачи и промежуточного вала от коленчатого вала. Обычно механизм отбора мощности располагается в задней части трактора, но существует возможность крепления его как сбоку, так и спереди на колесной или гусеничной технике.
Механизм отбора мощности на технике с двигателями ЯМЗ включает следующие составные части:
- Картера сцепления;
- Вал отбора мощности;
- Корпус подшипника первичного вала;
- Фланец первичного вала;
- Муфта выключения сцепления;
- Вал переключения сцепления.
На тракторах моделей К-700 и Т-150К установлен механизм отбора мощности с гидравлическим приводом соединительной фрикционной муфты, которая аналогична и взаимозаменяема с той, что используется в коробках передач. Данная муфта располагается в отдельном корпусе. Гидравлический привод обеспечивает плавность при включении и выключении МОМ. Кроме того, на тракторе модели Т-150К используется двухскоростной редуктор, у которого ведущий вал вращается с частотой 540 и 1000 об./мин.
Подбор механизмов отбора мощности
Для 8-цилиндровых двигателей ЯМЗ-238АК и ЯМЗ-238БК, которые устанавливаются на комбайны «Ростсельмаш ACROS 580» и «КраснодарРисМаш», разрабатывается механизм, который включает и выключает предохранительная, постоянно замкнутая однодисковая фрикционная муфта. Этот же механизм может успешно функционировать с 6-цилиндровым двигателем ЯМЗ-236ДК, установленным на комбайны «ДОН 1200Б».
Для дизельных двигателей ЯМЗ-236Г-4, ЯМЗ-236ДК-2,5, ЯМЗ-238М2-10 и ЯМЗ-238Б-14, которые монтируются на дорожно-строительной технике, путевых железнодорожных машинах, а также комбайнах «Енисей», можно заказать односкоростной механизм отбора мощности, который активируется и отключается двухдисковым сцеплением. Для двигателей моделей ЯМЗ-236ДК-8,9, ЯМЗ-236Г-4, ЯМЗ-238АК-4 и ЯМЗ-7511.10-10 необходим одноступенчатый механизм отбора мощности, который включается и отключается посредством однодискового диафрагменного сцепления.