Мотобуксировщики: на что обратить внимание при выборе

К практическому применению мотобуксировщиков следует отнести участие в соревнованиях на этих транспортных средствах. Это скорее неофициальный вид спорта, а больше развлечение, которое привлекает владельцев мотобуксировщиков своим экстримом и неординарностью.

Разновидности мотобуксировщиков

Мотобуксировщик, известный также как мотособака, представляет собой недорогой зимний мототранспорт, который используется для передвижения по неасфальтированным маршрутам. В отличие от снегоходов, мотобуксировщики обычно имеют более простую конструкцию и стандартное оборудование. Эти устройства разделяются на несколько типов в зависимости от назначения, технических характеристик и комплектации.

При выборе мототехники основной фактор, на который стоит ориентироваться — это цели эксплуатации. Выявляется несколько основных направлений использования:

Для охоты и рыбалки часто требуется преодоление больших расстояний по сложным участкам местности. Зимой путь к охотничьим угодьям ничем не проще, чем в любое другое время: необходимо маневрировать по глубоководному снегу, ледяным покровам, густым лесам и оврагам. Поэтому опытные любители охоты и рыбалки обычно выбирают либо снегоходы, либо мотобуксировщики. Второй вариант имеет свои преимущества: мотобуксировщики стоят значительно дешевле, расходуют меньше топлива и легко ремонтируются.

Эта зимняя техника также находит применение в сельском хозяйстве, например, для транспортировки различных грузов — дров, корма для животных, строительных материалов и прочего. Мотособаки часто бывают более компактными по сравнению с другими видами вездеходов и способны передвигаться в условиях, недоступных для более крупной техники.

Зимой мотобуксировщики активно используются лесниками и другими специалистами, которым необходимо обследовать удаленные участки леса. Благодаря высокой проходимости, маневренности и экономичному расходу топлива на них можно с легкостью передвигаться на большие расстояния по труднодоступной местности.

Хотя мотособаки уступают в скорости и мощности снегоходам, они продолжают привлекать внимание любителей экстремальных поездок.

Условия эксплуатации непосредственно влияют на выбор технических характеристик и комплектации данного транспорта.

Двигатель

Характеристики мотора имеют решающее значение, поскольку от них зависит тяга, скорость и проходимость мотовездехода. Можно выделить несколько уровней мощности двигателя:

Легкие и компактные модели мотобуксировщиков обычно оснащены двигателями мощностью до 9 л.с. Эти устройства идеально подходят для спокойных поездок по простым и ровным участкам заснеженной местности.

Наиболее распространённые модели мотособак имеют двигатель средней мощности от 9 до 15 л.с. Они отлично подходят для передвижения в условиях средней сложности, например, когда необходимо перевезти относительно легкие грузы через лес, по глубокому снегу и т.д.

На мощные двигатели свыше 15 л.с. устанавливаются мотобуксировщики, предназначенные для перевозки нескольких пассажиров, передвижения по горной местности, а также транспортировки объемных грузов.

Большинство моделей мотособак оборудовано моторами мощностью от 6 до 15 л.с. Самыеheavy-duty и проходимые устройства имеют мощность до 20 л.с.

Длина базы и мощность

Если мотобуксировщик подбирается для индивидуальной рыбалки, то оптимальным будет легкий аппарат с короткой базой — 125 см и двигателем мощностью 9-13 л.с. Такой транспорт легко увезет одного человека с необходимым снаряжением и обеспечит возможность разместить дополнительного пассажира при необходимости.

Если предполагается регулярная перевозка 2-3 человек и преодоление больших расстояний по различным рельефам, например, полям, лесам и замерзшим водоемам, следует рассмотреть буксировщик с длинной базой — 145 см и двигателем мощностью 13-17 л.с. Это сочетание характеристик обеспечит необходимую грузоподъемность и проходимость.

Модели двигателей

На рынке можно найти модели с моторами от известного американского производителя Briggs&Stratton, которые считаются одними из самых надежных. Эта репутация напрямую сказывается на ценообразовании изделий.

На большинство мотобуксировщиков устанавливаются двигатели китайского производителя Lifan, имеющие мощности 6,5, 9, 12, 15, 17 л.с. Эти моторы за годы производства достигли такого уровня качества, что не уступают по характеристикам более известным брендам, вызывая доверие у потребителей.

Читать еще:  Как разобрать патрон на шуруповерте — подробная инструкция. Как снять патрон с шуруповерта?

Части мотособаки

Мотособака — это достаточно простая в обслуживании техника.

Части мотособаки

  1. Подмоторная плита, рама и корпус составляют основы конструкции. База может иметь два типа: укороченные модели – 1250 см позволяют удобно транспортировать мотобуксировщик в багажнике автомобиля, а стандартные размеры — 1450 см обеспечивают лучшую проходимость.
  2. Подвеска имеет три основных типа: катковая, склизовая и катково-склизовая. Склизы особенно удобны для зимнего периода, тогда как катковые подвески подходят для круглогодичного использования. Редко встречаются модели на пневмоколесах, но наибольшую универсальность демонстрируют конструкции, позволяющие менять подвеску в зависимости от условий эксплуатации.
  3. Гусеница может иметь ширину 500 мм или 380 мм. Широкие гусеницы обеспечивают лучшую проходимость, в то время как узкие более компактны и, как правило, имеют более низкую цену. Существуют также модели с двумя гусеницами, но их меньше.
  4. Двигатель с мощностью от 6,5 до 20 л.с.
  5. Элементы управления, которые могут включать различные системы и механизмы.

В оптимальных комплектациях мотобуксировщиков могут быть дополнительно предусмотрены:

Дополнительно

  1. Электростартер. Наличие электронного стартера позволяет запустить мотособаку простым нажатием кнопки. Хотя некоторые считают, что наличие ручного стартера является более надежным вариантом, выбор зависит от предпочтения владельца.
  2. Редуктор заднего хода. Эта функция особенно ценна в условиях сложной местности, поскольку позволяет выполнять маневры с большей легкостью.
  3. Электропакет, фара и розетка. В зимнее время точка освещения становится необходимой, так как световой день короткий. Розетка может пригодиться для зарядки мобильных устройств или навигаторов в случае непредвиденных ситуаций.

Почему покупают мотособаку?

  1. Стоимость. Хороший мотобуксировщик можно приобрести за сумму от 50 до 60 тысяч рублей, и такая техника сможет служить верой и правдой на протяжении многих лет.
  2. Низкий расход топлива, что особенно важно для длительных поездок.
  3. Простота конструкции, что обеспечивает надежность.
  4. Компактные размеры и небольшой вес, облегчающие транспортировку и хранение устройства.
  5. Не требуется оформлять специализированные документы для его использования, нет необходимости в регистрации или получении прав.

Мотособака незаменима в ситуациях, когда необходимо преодолевать труднопроходимые снежные или заболоченные участки.

Разновидности мотобуксировщиков

На данный момент специальной классификации для деления мотобуксировщиков на виды не существует, однако можно выделить несколько основных категорий в зависимости от типа привода:

  • Заднеприводные. В таких моделях вес двигателя и трансмиссии расположен ближе к задней части, увеличивая площадь контакта с землей. Они обладают лучшей управляемостью, но хуже проходимостью по сравнению с переднеприводными моделей. В более бюджетных версиях может наблюдаться пробуксовка из-за неправильно рассчитанного центра тяжести.
  • Переднеприводные. В этих устройствах двигатель и трансмиссия расположены спереди, что позволяет улучшить проходимость и избежать опрокидывания при резком старте. Однако такие модели редко оборудуются мощными двигателями, что может ухудшить маневренность. На данный момент около 90% мотособак на рынке – это переднеприводные модели, благодаря их многочисленным преимуществам.

Исходя из сезонности, следует выделить:

  • Всесезонные мотобуксировщики. Такие устройства могут эксплуатироваться как зимой на снегу и льду, так и летом на болотах и полях. Однако их не следует использовать на каменистых поверхностях или асфальте;
  • Зимние мотобуксировщики. Эти машины отличаются высокой проходимостью и отлично подходят для передвижения по глубокому снегу, но неэффективны на льду;

Сезонность мотобуксировщика в основном определяется типом подвески: всесезонные имеют пневмоколеса, в то время как зимние обладают склизами.

Что касается длины базы, она может быть:

  • Стандартной — 1,5 м, что обеспечивает большую площадь опоры и улучшает проходимость;
  • Укороченной — 1,25 м, что облегчает транспортировку в прицепе либо хранение в гараже. Однако для укороченных моделей нецелесообразно устанавливать мощный двигатель, так как это может привести к пробуксовке;
  • Удлиненной — от 1,7 м, что в свою очередь улучшает проходимость и позволяет устанавливать ДВС большей мощности.
Читать еще:  Как правильно варить швы: вертикальные, горизонтальные, потолочные. Как варить вертикальный шов?

Основные критерии выбора

При выборе мотобуксировщика следует учитывать следующие факторы:

  • Область применения. Необходимые характеристики двигателя, трансмиссии и подвески будут зависеть от того, где и для чего планируется использование мотобуксировщика. Например, если есть необходимость в транспортировке тяжелых грузов, двигатель должен быть достаточно мощным. Для охоты стоит учитывать наличие реверса, так как в лесной местности может не хватить места для разворота.
  • Габариты. Стандартные модели мотособак обычно перевозят в автоприцепе, но есть и компактные варианты, называемые мини-мотобуксировщиками, которые хорошо помещаются в пространстве обычного легкового автомобиля.
  • Проходимость. Чем больше габариты модели, тем выше вероятность установить на ней более мощный двигатель. Большие мотобуксировщики обладают лучшими способностями к преодолению неровностей, однако у них может быть ухудшена управляемость и маневренность. Оптимальная длина универсальной модели составляет 1,5 метра при ширине 0,5 метра.
  • Экономичность. Она определяется мощностью двигателя, его расходом и типом трансмиссии, а также общим весом мотовездехода. Мощные мотособаки, которые необходимы для преодоления глубоких сугробов, как правило, не будут экономичными. Тем не менее, комбинируя мощность с большим объемом топливного бака, можно обеспечить дальние поездки без частых дозаправок.
  • Грузоподъемность. Для моделей, оснащенных грузовым отсеком, она определяется максимальной массой, которую можно перевозить, как самим мотовездеходом, так и на санях. Чем больше масса груза, тем мощнее должно быть тяговое усилие двигателя.
  • Комфорт и безопасность. Наличие таких функций, как складной руль, электростартер, редуктор заднего хода и чека аварийной остановки, значительно увеличивает комфортность и безопасность эксплуатации, хоть и не всегда обязательны в стандартной комплектации.
  • Сложность обслуживания. Как и любой другой мототранспорт, мотобуксировщик требует регулярного технического обслуживания, поэтому желательно заранее выяснить, не возникнет ли проблем с доступностью запчастей для планового ремонта и ТО.
  • Количество пассажиров. Если мотобуксировщик предполагается использовать для одиночных поездок по несложным участкам, подойдет более экономичный вариант с гусеницами шириной 380 мм и двигателем с умеренной мощностью. Однако, если планируется частая ездка вдвоем по сложным маршрутам, стоит выбрать стандартную модель с двигателем 15 л.с. и широкой гусеницей в 500 мм.

Далее будет изложено, какую мотособаку лучше купить, принимая во внимание цели и потребности будущего владельца.

Двигатель

На большинстве мотобуксировщиков устанавливаются двигатели китайских производителей, таких как Zongshen, Lifan, Loncin, Dinking. Крайне редко встречаются модели с моторами компании Honda (из Тайваня). Мощность большинства двигателей составляет от 6 до 15 л.с., однако доступны и более мощные комплекты — до 20 л.с. Чем выше мощность силового агрегата, тем больше размер и масса самой мотособаки. Для передвижений по пересеченной местности, перевозки грузов весом 200–250 кг и поездок с несколькими пассажирами потребуется техника с поддержкой мощных двигателей от 15 до 17 л.с. В то время как более компактные устройства с мощностью 6-9 л.с. подойдут для одиночных рыбалок или изучения местности. Оптимальным вариантом могут стать модели с мощностью двигателя 9-15 л.с.

Что такое мотобуксировщик

Мотобуксировщик, или, как его часто называют, мотособака — это автотранспортное средство, представляющее собой мини-тягач на гусеничном ходу, предназначенный для буксировки саней и транспортировки грузов. Обычно водитель располагается в санях, однако существуют и модели с интегрированными сиденьями.

Мотобуксировщики могут эффективно использоваться в фермерском хозяйстве и служить более доступной альтернативой снегоходам (некоторые модели отлично могут использоваться даже летом). Особенно любят их охотники и рыболовы. Эти машины работают на бензине АИ-92 или АИ-95 — точные требования зависят от рекомендаций производителя.

Читать еще:  Канцелярский степлер: как пользоваться, заправлять скрепками и ремонтировать. Как починить степлер?
Двигатели Наиболее популярные: Lifan, Loncin, Zongshen, Honda, мощностью от 6 до 20 л.с.
Грузоподъемность Около 50 кг на самом устройстве при наличии площадки для груза, а также от 150 до 750 кг в зависимости от мощности двигателя, при тянущих санях.
Гусеницы Шириной 380 или 500 мм, реже 650 мм, а также двух гусениц по 210 мм.
Трансмиссия Редуктор-автомат или вариатор: второй вариант более дорогостоящий, но и более надежный.
Привод Передний или задний: более распространен передний привод.
Подвеска Склизовая (подходит только для снега) или катковая (хорошо работает в любое время года).
Дополнительное оборудование Фары, лыжные или колесные модули, сани-волокуши, прицепы, снегоуборочные устройства и санки с сиденьем.

Выбор редакции

Sharmax S380

Sharmax S380. Фото: market.yandex.ru

Торговая марка Шармакс предлагает широкий ассортимент мотособак, представленных порядка 20 моделей, которые различаются по типу двигателей, ширине гусеницы (380, 500, 650 мм) и пакетом сборки. В зависимости от модели можно выбрать стандартный или расширенный пакет. В последнем случае на двигатель предоставляется гарантия на два года (в стандартной версии — один год), что дополнительно включает различные приятные компоненты, такие как розетка на 12 В, усиленная цепь и дополнительные аксессуары.

S380 является одной из самых популярных линеек бренда, хотя стоимость этой модели выше стандартных аналогов. Она доступна с двигателями мощностью 6,5 и 8 л.с., обе версии устанавливаются от компании Лифан. Производитель позиционирует модель как всесезонную, однако в этой конкретной версии предусмотрен ручной стартер. Электрические стартеры появляются начиная с моделей серии 500.

Forza 15. Фото: market.yandex.ru

Модель с двигателем мощностью 15 л.с. представляет собой собственную разработку компании, работающую по четырехтактной схеме. Двигатель соединен с ременным сцеплением и цепным приводом, что повышает общую эластичность хода и обеспечивает дополнительный запас мощности. Пользователи отмечают, что даже после нескольких дней простоя на морозе, этот силовой агрегат запускается без сбоев.

Тем не менее, конструкция модели часто оказывается таковой, что снег забивается в районе карбюратора и стартера, что может негативно сказываться на сроке эксплуатации деталей.

Доступна версия как с ручным стартером, так и с опцией электрозапуска за дополнительную плату. Обе модели имеют грузовую площадку, которая хоть и невелика, но выдерживает до 50 кг нагрузки.

Forza 15 может буксировать нагрузку до 200 кг и также демонстрирует хорошее поведение на болотистой местности летом. Однако потребители настоятельно рекомендуют быть осторожными с тросиками газа, так как они имеют тенденцию к поломкам. Рекомендуется либо сразу заменить эти детали, либо регулярно их проверять. Снег имеет свойство забиваться в систему, особенно в области карбюратора и стартера, что также оказывает ущерб деталям конструкции.

Эта модель представлена в шести модификациях с двигателями мощностью от 9 до 18,5 л.с. от брендов Lifan, Loncin, Zongshen и Honda. Наиболее востребованным вариантом остается 15-сильный двигатель от Лифан. Данная модель имеет хорошую репутацию на российском рынке благодаря оптимальному сочетанию качества и цены. Она является надежной и простой в эксплуатации.

Модель Мужик М-500 производится с двумя вариантами подвесок. Клиент может выбрать между катковой (независимой, что обязательно подходит для передвижения по рыхлому и глубокому снегу до одного метра, а также в межсезонье) или склизовой (подходит исключительно для зимней езды по снегу и льду).

Наличие светодиодной фары, ручки газа типа «велосипедная» и возможность заказать дополнительно более мощный свет (до 60 Вт) — это дополнительное преимущество данной модели. Также доступны варианты с ручками с подогревом, чекой аварийной остановки и тормозами.

Главное достоинство всех этих модификаций — высокий угол атаки передней части мотобуксировщика, что существенно улучшает его проходимость.

Оцените статью