- Несколько способов выкрутить обломанный болт.
- Подготовка к откручиванию.
- Как засверлить обломанный болт, чтобы не повредить резьбу.
- Причины, по которым может сломаться болт, способы их устранения
- Оторвалась шляпка, метиз выступает над поверхностью
- Болт обломился заподлицо с поверхностью детали или глубже
- Использование экстрактора в борьбе со сломанными болтами
- Поломка болта ниже поверхности
- Использование экстрактора
- Способ второй: пробуем вывинтить зубилом
- Третий способ: керн и молоток
- Четвертый способ: привариваем гайку сваркой
Всегда давайте сварному соединению остыть после сварки, а затем откручивайте его. Пока ольха горячая, она будет заклиниваться в резьбовом отверстии из-за теплового расширения.
Несколько способов выкрутить обломанный болт.
При ремонте автомобиля или другой машины может возникнуть неприятная ситуация, если сломается винт или штифт. По закону случайности они ломаются в одной плоскости с деталью или, что еще хуже, в глубине детали. Это приводит к тому, что сорванная резьба погружается в деталь.
Винты и болты обычно ломаются при откручивании, если они слишком заржавели и прикипели. Они также могут сломаться при затягивании, если приложен слишком большой момент затяжки.
Существует несколько способов решения этой проблемы. Метод зависит от ситуации. Рассмотрите каждый метод в отдельности.
Подготовка к откручиванию.
Если болт заржавел и не сваривается при откручивании, его следует смазать проникающей смазкой. Нет причин смазывать соединение, а затем сжигать смазку.
Можно использовать обычную и проверенную смазку WD-40. Вы также можете сделать смесь парафина и машинного масла в пропорции 1:1 и заполнить ею штифт. Рекомендуется подождать некоторое время после смазки, например, 1 час. Смазке нужно время, чтобы проникнуть в затирку.
Как засверлить обломанный болт, чтобы не повредить резьбу.
Если болт сломается в нижней части детали, для центрирования сверла можно использовать металлическую втулку. Его внешний и внутренний диаметры соответствуют диаметру сверла и диаметру отверстия в корпусе детали. Эту втулку можно заказать у известного токаря по дереву или сделать из металлической трубки соответствующего диаметра.
Можно также взять сверло большего размера, соответствующее диаметру отверстия в корпусе, и просверлить небольшое центральное отверстие для следующего сверла. Затем возьмите сверло меньшего диаметра и используйте его для выравнивания, которое вы сделали ранее.
Для центра существуют специальные тренировки. В основном они используются для токарных работ. Это сверло позволяет легко центрировать винт, не повреждая резьбу, после чего отверстие можно просверлить обычным сверлом.
Причины, по которым может сломаться болт, способы их устранения
Коррозия является наиболее распространенной причиной поломки болта при его откручивании. Ржавчина проникает как в болт, так и в корпус, к которому он прикручен, уплотняя детали подобно сварному шву. Однако эта проблема не является непреодолимой. Перед тем как выкрутить заржавевший винт, необходимо нанести специальное средство, например WD-40. Если его нет в наличии, можно также использовать обычное дизельное масло. Однако эффект гораздо слабее. После того как вы щедро обработали болт и соединение, необходимо дать составу время, чтобы он подействовал. Примерно через 5 минут можно попытаться выкрутить болт из отверстия.
Если это не помогло и болт все еще сломан, способ его откручивания зависит от того, где он сломан. Давайте рассмотрим три способа, как это можно сделать.
Оторвалась шляпка, метиз выступает над поверхностью
Это самая легко решаемая проблема. Существует несколько способов сделать это. Сначала обильно обработайте винт и его соединение с фитингом дизельным маслом или специальной смесью. Затем попробуйте поднять винт плоскогубцами или газовым ключом (он обладает большей силой зажима).
Другой хороший метод требует использования ножовки или ручного гравера. С помощью инструмента следует забить окружность сломанной детали, а затем попытаться выкрутить ее с помощью прочной шлицевой отвертки. Для этой цели хорошо подходит ударный инструмент. В этом случае, однако, не следует делать глубокий разрез. Если вы ударите по нему обратной стороной отвертки, болт может просто отломиться. Если вам не удалось открутить материал, придется прибегнуть к более радикальным мерам.
Многие эксперты советуют использовать сварочный аппарат. Вам понадобится кусок стальной полосы (можно также использовать арматуру, но полоса надежнее). В центре просверливается отверстие диаметром чуть больше диаметра болта. Рельс укладывается на путь так, чтобы фитинг вошел в отверстие, а затем элементы свариваются вместе. С помощью этого метода можно не только приварить рычаг к сломанному болту, но и нагреть материал, что сжигает грязь и коррозионные отложения, которые уже не так крепко «держат» резьбу. После полного остывания достаточно повернуть приваренный болт против часовой стрелки, удалить сломанный материал и заменить его новым.
Болт обломился заподлицо с поверхностью детали или глубже
По мнению экспертов, это самый сложный анализ. Проблема в том, что не всегда можно определить объем разрушенного материала. Поэтому, прежде чем выкрутить винт, необходимо отшлифовать место, где находится винт. Это единственный способ определить, где находится край материала, не повредив резьбу детали при ее откручивании.
Определив края, отметьте центр сломанного болта и выбейте углубление специальным инструментом (дрелью). Это необходимо для начала бурения. В противном случае сверло будет «плавать» и невозможно будет просверлить точно по центру. Действуйте так же, если болт сломался глубже верхнего уровня долота.
Затем нужно просверлить отверстие точно посередине, диаметр которого меньше диаметра материала. Она должна быть как можно более прямой вдоль оси болта. Когда это будет сделано, можно приступать непосредственно к отвинчиванию. Используется метчик с обратной резьбой, который вкручивается в отверстие против часовой стрелки до упора, а затем вращение продолжается в том же направлении. Оставшийся болт должен выйти.
Использование экстрактора в борьбе со сломанными болтами
Если болт не удается выкрутить с помощью метчика, требуется более мощный инструмент. Это можно сделать с помощью специального инструмента, называемого съемником. Он похож на отвертку с правым или левым конусом. Экстрактор вкручивается как можно глубже в отверстие, а затем сломанный болт выкручивается головкой экстрактора. Уничтожить такое устройство практически невозможно, а значит, не стоит и пытаться.
Поломка болта ниже поверхности
Это сложная проблема, особенно при использовании арматуры из мягкого металла. Поэтому очень важно выкрутить сломанный винт, не повредив резьбу в отверстии. Процедура выполняется следующим образом:
- Намечается центр метиза с помощью керна. Лучше всего применить тонкий и прочный металлический инструмент, он не повредит изделие;
- Затем приобретается метчик, имеющий обратную резьбу. Диаметр его должен быть меньше по сравнению с диаметром болта;
- Сверлится не очень глубокое отверстие под метчик;
- Устанавливается инструмент, чтобы нарезать резьбу. Проворачивается по кругу и тогда элемент можно выкрутить.
Если последний пункт не сработает, то болтом может стать сам инструмент. Однако не применяйте чрезмерную силу, так как есть риск сломать его. Таким образом, можно удалить старую дефектную деталь и прикрутить новые элементы.
Использование экстрактора
Однако самый безопасный способ выкрутить сломанный винт — использовать специальный инструмент для этой операции. Это называется съемником и продается в наборах инструментов разного диаметра. Он похож на кран, но не имеет прорези, вместо нее — конусообразная выемка для резки.
Съемник можно использовать после того, как отверстие просверлено по центру диаметра, чтобы инструмент мог сделать несколько оборотов. Поверните его до упора, а затем снова поверните до упора.
Вот некоторые способы ослабления сломанных винтов. В зависимости от сложности поломки и наличия подходящих инструментов, следует использовать любой из этих методов. Однако наиболее практичным и оптимальным вариантом является приобретение набора экстракторов. Они достаточно практичны для работы с резьбовыми деталями различных размеров и со всеми типами резьбы.
Поверхности обязательно должны быть обработаны, чтобы избежать ненужного контакта и загрязнения. Удачи в откручивании сломанных болтовых соединений, ведь от них зависит весь механизм, особенно на автомобилях! Подробнее о том, как открутить сломанные болты, можно узнать из видеороликов на специальных сайтах или форумах!
Способ второй: пробуем вывинтить зубилом
Этот метод похож на первый, только вместо отвертки используется зубило. Таким же образом нужно прижать зубило к занозе и совершать ударяющие движения молотком, чтобы выкрутить ее.
Зубило дает возможность создать большее усилие по сравнению с отверткой.
Третий способ: керн и молоток
Если обломок болта не имеет откола или обломан чуть ниже торцевой поверхности резьбы, можно попробовать корончатое сверление.
Прикоснитесь сердцевиной к поверхности излома со смещением и постукивайте по ней под углом, чтобы приподнять ее, пока излом не перестанет захватываться плоскогубцами или другим инструментом.
Четвертый способ: привариваем гайку сваркой
На мой взгляд, это самый эффективный и быстрый вариант, при условии, что у вас есть сварочный аппарат. Идея заключается в том, чтобы наварить гайку на сломанный болт. Поэтому возьмите гайку, но не того же размера, а на две единицы больше. То есть, если сломанный болт был на 10, то возьмите гайку на 12. Он нужен для лучшего и большего места сварки.
Придерживая гайку кусачками, поместите ее со смещением на сломанную часть, а не посередине. При помощи электрода вварите штифт в гайку так, чтобы гайка была с одной стороны. После остывания открутите его обычным гаечным ключом.