Разновидности и дизайн корабельной фанеры

Как правило, фанера таких моделей отличается высокими декоративными качествами. Она может быть изготовлена в разнообразных оттенках, начиная от светло-бежевого и заканчивая шоколадными и красными цветами. Некоторые разновидности доступны также в черном варианте.

Влагостойкая фанера для судостроения

Необходимо подчеркнуть, что фанера, предназначенная для судостроения, благодаря своей высокой влагостойкости, в настоящее время активно используется в качестве отделочного материала при возведении и облицовке жилых зданий и других сооружений.

Так называемая влагостойкая (корабельная) фанера состоит из нескольких заранее склеенных слоев шпона. В процессе укладки каждого слоя направление древесных волокон изменяется, что придаёт материалу уникальную прочность. Для склеивания используется специальный бакелитовый состав.

Влагостойкая ламинированная фанера

Инновационная технология производства позволяет получать фанеру с прочной структурой и повышенной влагостойкостью, что значительно снижает влияние неблагоприятных погодных условий и предотвращает проникновение влаги внутрь слоёв материала.

Важные особенности влагостойкой фанеры

При выборе строительных материалов особое внимание уделяется их долговечности и способности противостоять воздействиям окружающей среды. Влагостойкая фанера обладает множеством достоинств, которые помогают поддерживать её первозданное состояние даже в самых экстремальных условиях.

  1. Прочность. Плотная текстура и устойчивость к механическим воздействиям сопоставимы с прочностью стальных листов.
  2. Влагостойкость. Бакелизированная пропитка позволяет материалу выдерживать продолжительное воздействие влаги без проявления разбухания и деформации. Гарантированный срок службы таких изделий составляет не менее 15 лет.
  3. Огнестойкость. Повышенная огнестойкость исключает возможность возгорания влагостойкой фанеры. При температуре свыше 350 градусов она может только обугливаться и выделять небольшое количество дыма.
  4. Стойкость к грибку. Специальный состав защищает материал от возникновения плесени на его поверхности.

Что это такое?

Корабельная фанера представляет собой послойные листы, изготовленные из шпона, при этом направление волокон меняется от слоя к слою. Для пропитки отдельных слоев применяется специальный бакелитовый состав, поэтому такие изделия часто называют бакелизированной фанерой.

Эти древесные листы обладают выдающейся прочностью и являются достаточно твёрдыми.

Данный материал преимущественно используется в авиационном строительстве и при создании малых водных судов. Однако иногда его приобретают и для традиционных строительных работ.

Морская фанера имеет множество важных характеристик.

  • Огнестойкость. Материал практически не подвержен горению. Он может лишь обугливаться, выделяя при этом небольшое количество дыма, который не содержит значительного объёма токсичных компонентов. Это может происходить только при температуре выше 350 градусов.
  • Водостойкость. Бакелизированные листы не разрушаются и не деформируются под воздействием значительного количества влаги. При этом минимальный срок службы таких материалов, если они находятся в контакте с водной средой, может составлять до 15 лет.
  • Прочность. Уровень прочности этого типа древесины практически сопоставим с прочностными характеристиками стальных листов.

Более того, следует отметить, что данный материал отличается высокой стойкостью к образованию грибка и плесени. Специальная тщательная обработка изделий в процессе их изготовления не допускает появления плесени на поверхности.

Материал обладает хорошей стойкостью к ударам и значительным нагрузкам. Кроме того, он почти не подвергается негативным атмосферным воздействиям, что делает его идеальным для отделки мебельных конструкций, предназначенных для использования на открытом воздухе. Часто из такой фанеры сооружают целые садовые кухни и беседки.

Корабельные модели также можно использовать для укладки напольных, настенных и потолочных покрытий в помещениях. Однако в данном случае желательно выбирать тонкие листы с ламинированным покрытием. Для изготовления палубной части лодок используется корабельная фанера специальной марки ФБС.

Читать еще:  Как крепить плинтус к столешнице

Толщина этих деревянных листов варьируется от 4 до 40 миллиметров. Длина может достигать 1500, 4400 и 4900 мм (существуют также удлинённые варианты – 5600, 5700 и 7700 мм), а ширина одного листа составляет 1250, 1500 или 1550 мм.

Требования

При производстве морской фанеры необходимо учитывать ряд ключевых требований к качеству материала. Эти требования прописаны в британском стандарте British Standard 1088/66, а также закреплены в отечественном документе ГОСТ 11539-83, который был принят в 1985 году.

В стандарте предусмотрено несколько марок корабельной фанеры.

  • ФБВ. Эта категория включает в себя листы, для обработки и склеивания которых применяются специализированные водорастворимые составы. Наиболее часто используется фенолформальдегидная смола, однако она наносится только на внешние стороны материала.
  • ФБВ1. Этот тип очень похоже на предыдущий, но в этом случае фенолформальдегидная смола наносится как на наружные, так и на внутренние поверхности.
  • ФБС. Эта марка морской фанеры склеивается с помощью спирторастворимой фенолформальдегидной смолы, которая обрабатывает лишь внешнюю сторону.
  • ФБС1. Такой тип фанеры обрабатывается спирторастворимыми веществами с обеих сторон.

Корабельная фанера может быть разделена на две крупные группы: классические и неклассические марки. К ним предъявляются разные требования: первая категория изготавливается из специального шпона окуме. Изделия имеют сравнительно небольшой вес, высокую гибкость и длительный срок службы.

Классические разновидности отличаются ламинированной поверхностью, обработанной водоотталкивающими составами. Часто этот материал используется в комбинации с эпоксидной смолой и стекловолокном. Такая фанера по своим прочностным характеристикам сравнима с углеродными изделиями и отличается необычными декоративными свойствами, что в свою очередь повышает её стоимость.

Чаще всего её применяют при строительстве палуб для яхт и обычных лодок.

Неклассическая фанера производится из различных лиственных пород, включая бук, березу и тополь. Иногда используются кедр и сосна. Эта фанера может быть комбинированного типа, где верхний слой изготавливается из специального лущеного шпона, а внутренние слои из лиственной древесины.

Эту разновидность не рекомендуют использовать для конструкционных задач; она подойдёт скорее для внутренней отделки помещений или производства мебели.

Стоимость таких материалов будет немного ниже по сравнению с предыдущей категорией.

Помимо указанных требований, есть и другие важные аспекты, которые стоит учитывать при производстве и монтаже этих материалов. Внешние слои листов должны изготавливаться только из цельных полос шпона. Внутренняя структура может допускать соединение разных элементов. При этом ширина каждого такого соединения должна составлять как минимум 400 мм для марки ФБС или 200 мм для остальных видов.

Кроме этого, продольные ряды внутреннего соединения не должны совпадать. Только при соблюдении этого условия изделие будет обладать максимальной прочностью и твёрдостью. Внешняя поверхность фанеры не должна содержать участков, не покрытых прозрачными лаками и другими специальными составами.

На поверхности листа не должно быть даже мелких пузырей и непропрессованных зон. Запрещены нахлёсты или неровности с высотой более 1 миллиметра. Все листы могут быть обрезаны только под прямым углом; отклонение на погонный метр не должно превышать 2 миллиметров.

Бакелитовая фанера

Если не учитывать вес (что является критическим фактором для малых судов), отсутствие декоративных свойств и достаточно высокую цену по сравнению с фанерой ФСФ, то бакелитовая фанера вполне приемлема для производства лодок, яхт и катеров.

Читать еще:  Калькулятор обоев онлайн. Как рассчитать обои на комнату?

На сегодняшний день, это, возможно, единственный действительно доступный материал для судостроения на нашей территории.

По своему составу и качеству шпона бакелитовая фанера не отличается от обычной фанеры. Различие заключается в используемой смоле и дополнительной пропитке наружных слоёв.

Однако не все знают, что существует несколько разновидностей бакелитовой фанеры.

Не вся бакелитовая фанера обладает водостойкостью.

Фанера для надувных лодок

В последние годы надувные лодки для рыбалки и отдыха становятся всё более популярными. Они легкие, удобные в использовании, не требуются в уходе и очень нравятся рыбакам. В практически каждой такой лодке имеются элементы, выполненные из фанеры. Как правило, это полы, так называемые слани и сиденья (банки). Для изготовления сланей используется ламинированная фанера с противоскользящим покрытием, где одна сторона гладкая, а другая — сетчатая, толщиной 9 мм. Сиденья обычно изготавливаются из фанеры толщиной 12 мм. Ещё одним элементом надувной лодки является транец, который также изготавливают из влагостойкой ламинированной фанеры ФСФ, но толщиной 15 или 21 мм.

Рынок морской фанеры достаточно специфичен. Несмотря на большое количество предложений в интернете, при более детальном рассмотрении количество вариантов значительно сокращается до эксклюзивных моделей. Самое главное при выборе фанеры для лодок — найти материал с приемлемой ценой и необходимыми характеристиками по прочности, весу и водостойкости.

Какую бы фанеру вы ни выбрали для обшивки корпуса вашего судна, степень её водостойкости будет зависеть от качества покрытия эпоксидной смолой. Если это покрытие сделано правильно, яхта прослужит вам много лет.

Разновидности материала и цены

Бакелитовую фанеру классифицируют на несколько категорий в зависимости от качества применяемого шпона, типа клеящих смол (водо- или спирторастворимые) и методов их нанесения (частичное промазывание или полная пропитка древесных слоев). Наиболее прочная марка — ФБС, затем по убыванию прочности следуют марки ФБС-1 и ФБС-1А. Изделия марки ФБВ обладают средними показателями прочности и характеризуются пониженной влагостойкостью, поэтому при их использовании на внешних поверхности или в помещениях с высокой влажностью требуется дополнительная обработка. Чтобы улучшить защитные характеристики, такую фанеру ламинируют.

Материал выпускается в соответствии с ГОСТ 11539-83 в виде листов с размерами 5770 (2850, 2500) × 1250, 2440 × 1220 и 1500 × 3000 мм, а толщина варьируется от 4 до 40 мм. Например, прочность на изгиб у 18-миллиметровых ФБС составляет 108 МПа поперек волокон и 88,2 МПа вдоль. Для того же размера ФБВ эти показатели составляют 98 и 78,5 МПа соответственно. Вес такого листа достигает 64,2 кг, тогда как для 24-миллиметрового — уже 85 кг.

Именно вес является одним из двух недостатков корабельной фанеры, хоть его можно считать и относительно условным. Тем не менее, его следует учитывать при выборе несущей основы для монтажа бакелитовых листов.

Основной недостаток — высокая цена. Она зависит от марки изделий, типа древесной породы (береза будет обходиться дороже), толщины и формата панелей, а также от производителя. Высококачественную бакелитовую фанеру производят как зарубежные компании (Италия, Финляндия, Израиль), так и отечественные производители, но на рынке существует также продукция из Китая, которая привлекает своей сравнительной дешевизной, однако не всегда отвечает стандартам качества и может не иметь соответствующих сертификатов.

Читать еще:  Как разводить гипс. Как разводить гипс?

Примерные цены на материалы, основанные на березовом шпоне от отечественных производителей, таковы: листы ФБС-1А размером 2440 × 1220 × 8/18 мм — 2400/5600 руб./шт.; ФБВ-1 того же формата и толщины — 1700 и 2900 руб./шт. соответственно.

Купить бакелитовую фанеру можно в крупных строительных магазинах. При приобретении материала не забывайте внимательно оценить, обработаны ли торцы листов. Для ФБС на них, как и на поверхности, должен быть нанесён защитный слой бакелитового лака, в то время как для ФБВ требуется особая эмаль.

Применение

Высокие эксплуатационные характеристики бакелитовой фанеры, прежде всего стойкость к ударным нагрузкам и атмосферным воздействиям, дают возможность её использования в строительстве как для внутренних, так и для внешних работ. Из прочных влагостойких плит ФБС можно возводить легкие садовые конструкции (летние кухни, беседки), навесы и подиумы, а также собирать настилы открытых площадок, основы перекрытий и кровель. Эти панели также находят применение в фасадной облицовке каркасных домов и в сооряжении перегородок. Для отделки потолков, полов и стен в помещениях подходят более тонкие ламинированные листы ФБВ, которые хорошо показали себя, в том числе, в влажных зонах.

Выносливая корабельная фанера — замечательный выбор для производства мебели, а также для обшивки входных дверей, подверженных воздействию ветра и дождя. Поскольку материал поддается фрезеровке, поверхности могут быть декорированы дополнительно.

Производители часто позиционируют бакелитовую фанеру как материал для создания опалубки, но учитывая её стоимость, это может быть оправдано лишь в случае многоразового использования.

Производство

Чтобы достигнуть высоких технических характеристик, корабельную фанеру производят по другим технологиям, которые значительно отличаются от тех, что применяются при изготовлении обычной фанеры.

Каждый слой шпона с большой тщательностью подбирается. Это необходимо для предотвращения образования трещин и воздушных карманов.

Слоев шпона склеиваются исключительно формальдегидным клеевым составом. Благодаря такому клею, уровень адгезии, который необходим для хорошей водоотталкивающей способности, будет весьма высок.

Слои прессуют под давлением шести атмосфер при температуре 270 градусов.

Изготовление материала

Место изготовления материала

Важно заметить, что для склеивания шпона не подойдёт светлый клеевой состав, потому что он не способен обеспечить фанере те свойства, которые предоставляет формальдегидный клей.

Главная особенность корабельной фанеры — это высокий уровень влагостойкости. Именно эта характеристика выделяет морскую фанеру среди других типов фанер.

Цена

Ниже представлены примерные стоимость корабельной фанеры. Купить листовой материал можно, используя контактные данные, указанные под таблицей.

Фирма Гермес Трейдер

025v91

В продаже представлена итальянская (Sifar) корабельная фанера. Цена листа 3100*1530:

Толщина (мм) Цена (руб.)
2 2 535
18 11 109
40 30 491
  • Расположение: ш. Дзержинское 5/4, Котельники
  • Звонить сюда: + 7 (929) 96 605 33
  • Узнать подробнее: www.nt2005.ru

Фирма Фанераламинат

025v92

Компания Практика предлагает купить корабельную фанеру форматом 1220*2500:

Толщина (мм) Цена руб./лист
2 1 830
20 7 125
40 16 623
  • Расположение: ул. Краснореченская 95, Хабаровск
  • Звонить сюда: (4212) 418 394
  • Узнать подробнее: fanerlaminat.ru
Оцените статью