Кардиоидный микрофон – чем отличается от обычного

Не существует единого универсального решения по форме и размеру для записи всего саундтрека. Скорее всего, вам понадобится широкий выбор петельных микрофонов и микрофонов-пушек, которые гарантируют качественную запись звука в различных сценариях.

Как выбрать микрофон на все случаи жизни

Для того чтобы понять, как правильно выбирать микрофон, необходимо проанализировать вашу цель использования. Это могут быть видеоролики, вокальные выступления на сцене или подкасты. В данной статье мы расскажем о наиболее распространенных типах микрофонов и их отличиях.

  • Студийные микрофоны — предназначены для записи звука как в студийных условиях, так и дома. Они бывают различных размеров: от крупных до компактных, таких как AKG P220. Именно с помощью таких микрофонов создаются аудиотреки для музыкальных альбомов и фильмов. Их также используют блогеры и стримеры. В большинстве случаев они подключаются к компьютерам через USB или 3.5 мм джек.
  • Концертные микрофоны — этот тип применяют во время живых выступлений. Они могут быть как проводными, так и беспроводными, и обычно подключаются к усилителям. Микрофоны этого типа часто бывают оснащены рукояткой и могут крепиться на стойках.
  • Репортерские микрофоны — сюда относятся как миниатюрные петличные модели, так и бум-микрофоны, которые крепятся на записывающее устройство. Отличным примером такого микрофона является Raylab Rec. DH LavMic, предназначенный для работы как на улице, так и в видео-блогинге.
  • Гарнитуры — это встроенные в наушники микрофоны, такие как, например, Apple AirPods, которые обеспечивают удобное hands-free использование.

Конденсаторный микрофон, как правило, лучше подходит для съемки в хорошую погоду. Фото: raylab.ru

Принцип действия

Существует несколько принципов работы микрофонов, включая:

  • динамический;
  • конденсаторный;
  • угольный;
  • оптоакустический;
  • пьезоэлектрический.

Из всех этих типов наиболее широко применяются динамические и конденсаторные, так как другие отличаются низким качеством записи.

Динамические микрофоны содержат небольшой электрогенератор, который состоит из диафрагмы — специальной пластины, голосовой катушки и магнитов. Звук вызывает колебания диафрагмы и катушки, что в свою очередь приводит к возникновению переменного тока. Они отличие высокой надежностью и устойчивостью к различным условиям эксплуатации. К примеру, динамический микрофон Audio-Technica ATR-2100-USB отлично подойдет для пресс-конференций на улице.

Динамические микрофоны хорошо улавливают громкие и четкие звуки, причем их сложно перегрузить, что делает их идеальными для живых выступлений и концертов.

Конденсаторные микрофоны работают за счет колебаний диафрагмы, что вызывает изменения электрического заряда на конденсаторе и, соответственно, запись аудиосигнала. Эти микрофоны обычно легче по весу и меньшего размера, а качество их звучания более высокое, чем у динамических. Однако они требуют почти идеальных условий для работы, так как диапазон обрабатываемых частот отличается от динамических и хуже улавливает низкие частоты. Интегрированная в конструкцию электроника может добавлять шум к записям, что особенно ощущается на более бюджетных моделях.

Конденсаторные микрофоны чаще всего подходят для использования в профессиональных студиях, театрах и концертных залах.

Где используются

Микрофоны с кардиоидной диаграммой используются повсеместно — в студийной записи, на сценах и в киноиндустрии, так как обеспечивают чистый и четкий звук, минимизируя посторонние шумы. Они идеально подходят для записи вокала и живых инструментов, так как хорошо отсекают нежелательные звуковые источники.

Читать еще:  Как настроить двухстороннюю печать на принтере. Как печатать с двух сторон на принтере?

Существуют несколько типов кардиоидных микрофонов: кардиоидные, гиперкардиоидные и суперкардиоидные. Кардиоидный микрофон имеет диаграмму направленности в форме сердца, гиперкардиоидный предоставляет более узкую направленность, а суперкардиоидный — еще более узкую.

Характеристики

Каждый тип кардиоидных микрофонов имеет свои частотные характеристики, что определяет, как различные звуковые частоты воспринимаются: какие усиливаются, а какие подавляются. Некоторые модели кардиоидных микрофонов оптимизированы для записи голоса, другие — для инструментов, а есть и универсальные, подходящие для различных аудиосигналов.

Важно понимать, что кардиоидные микрофоны, как и другие типы, имеют свои ограничения и не всегда подойдут под каждую ситуацию. Например, если требуется записать звук в большом зале, то кардиоидный микрофон может оказаться неэффективным, поскольку он не сможет достаточно точно улавливать удаленные источники звука.

В общем, кардиоидные микрофоны могут обеспечить более высокое качество записи и лучше справляться с шумными условиями, что делает их идеальным выбором для студий звукозаписи, концертов и других профессиональных приложений. Однако стоимость таких микрофонов может быть выше, чем у обычных, и если вы только начинаете заниматься звукозаписью или ищете микрофон для повседневного использования, может быть разумнее начать с более доступных моделей.

Нулевые точки микрофона

Существует общее заблуждение, что диаграммы направленности отображают однородные участки круга; на самом деле это не так. Схема направленности микрофона представляет собой трехмерный объект, и на графиках рассматриваемая форма является сферой.

Чтобы лучше понять эту концепцию, можно взглянуть на схемы сбоку:

Диаграммы направленности микрофона (сравнение)

Одной из ключевых особенностей диаграмм направленности является то, что они в первую очередь описывают, какое звучание микрофон E не захватывает, а не только что может записывать. Понимание того, что останется вне поля его восприятия, особенно полезно, так как это позволит более точно установить позицию микрофона в пространстве и минимизировать лишние шумы в записи.

Например, двусторонняя диаграмма может полностью подавить звук, поступающий под углом 90 градусов. У других паттернов также есть зоны с низкой чувствительностью, известные как нулевые точки.

Разные диаграммы направленности также по-разному реагируют на эффект близости — этот эффект сводится к увеличению интенсивности низких частот, когда источник звука приближается к микрофону. Эффект близости может варьироваться в зависимости от модели: у некоторых микрофонов он начинает проявляться уже при очень близком расстоянии к источнику звука, тогда как у других — на больших дистанциях.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Понимание диаграмм направленности, нулевых точек и эффекта близости предоставляет звуковым инженерам огромные возможности для контроля записываемого сигнала. Это также помогает в расчете того, как изменить звучание — сделать его более тонким или жирным — до момента записи.

Основные диаграммы направленности микрофона

Существует пять основных типов диаграмм направленности:

  1. Всенаправленная;
  2. Кардиоидная (кардиоида);
  3. Суперкардиоидная (суперкардиоида);
  4. Гиперкардиоидная (гиперкардиоида);
  5. Двусторонняя (восьмёрка).
Читать еще:  Как почистить стиральную машину в домашних условиях

Данные диаграммы отличаются методом захвата звуковых сигналов, поступающих к микрофону. Некоторые из них фиксируют звук с одной стороны, в то время как другие могут захватывать звук одновременно с двух или более сторон.

Всенаправленная диаграмма

Всенаправленная диаграмма направленности микрофона (схема)

Микрофоны с всенаправленной диаграммой (англ. Omni, Omnidirectional) способны улавливать звук со всех направлений — спереди, сзади, слева, справа, сверху и снизу. Микрофоны с данной диаграммой лишены эффекта близости: неважно, насколько близко или далеко находится источник звука — всенаправленный паттерн не увеличивает низкие частоты в записанном сигнале.

Всенаправленные микрофоны менее чувствительны к своему расположению в пространстве. Звучание, записанное с помощью таких микрофонов, отличается большей естественностью — они позволяют зафиксировать звук так, как мы его слышим в реальной жизни.

Всенаправленная диаграмма направленности микрофона

Однако стоит отметить и некоторые недостатки: сложности с подавлением помех и преобладание звучания помещения в записанном материале. Оба этих недостатка обусловлены особенностями паттерна — микрофон улавливает все звуки в помещении.

ГДЕ ПРИМЕНЯЕТСЯ ВСЕНАПРАВЛЕННАЯ ДИАГРАММА

  • Запись интервью с несколькими участниками;
  • Запись движущихся объектов;
  • Запись небольших музыкальных групп или оркестров;
  • Запись естественного окружения.

ПРИМЕРЫ МИКРОФОНОВ

Кардиоидная диаграмма (кардиоида)

Кардиоидная диаграмма направленности микрофона (схема)

Кардиоидные микрофоны (англ. Cardioid) улавливают значительное количество звука, поступающего спереди, и лишь незначительное — сбоку (сверху и снизу, справа и слева), в то время как звук сзади полностью затушевывается. Нулевая точка кардиоидного микрофона расположена позади, на угле 180 градусов.

Эта диаграмма обладает умеренно выраженным эффектом близости, что позволяет добавить дополнительный объем голосу при записи вокала.

Кардиоидная диаграмма направленности микрофона

Кроме того, паттерн обеспечивает высокую управляемость: изменяя положение микрофона или источника звука относительно друг друга, можно значительно изменить характер записи.

ГДЕ ПРИМЕНЯЕТСЯ КАРДИОИДНАЯ ДИАГРАММА

  • Запись интервью;
  • Запись вокализованных партий;
  • Запись музыкальных инструментов.

ПРИМЕРЫ МИКРОФОНОВ

Суперкардиоидная диаграмма (суперкардиоида)

Суперкардиоидная диаграмма направленности микрофона (схема)

Гиперкардиоидный микрофон (мини-пушка)

Гиперкардиоидные микрофоны отлично подходят для оснащения камеры, документальной съемки и инструментальной звукозаписи.

Эти микрофоны имеют выраженную направленность и хорошо подходят для записи звука от конкретных источников. Существует множество моделей, включая петличные варианты, но большинство гиперкардиоидных микрофонов представляют собой пушки. Основное отличие между гиперкардиоидными и суперкардиоидными моделями — в способности улавливать посторонние шумы, которые доходят сзади и с боков. Гиперкардиоидные микрофоны чаще всего используются в инструментальной звукозаписи.

Суперкардиоидный микрофон (пушка)

Суперкардиоидные микрофоны наиболее популярны среди инди-режиссеров, так как их направленность позволяет записывать звук, минимизируя влияние фоновых шумов. Эти микрофоны обычно имеют форму пушек и крепятся на микрофонную удочку (boom) или устанавливаются непосредственно на камеру (сверху). Однако стоит помнить, что микрофоны с суперкардиоидной направленностью частично улавливают звуки, которые находятся позади. Поэтому, при использовании таких микрофонов на камере постарайтесь минимизировать шумы.

Суперкардиоидный микрофон

Применение на практике

Кардиоида. Лучше всего подходят для живого исполнения, записи в студии (особенно когда акустические условия оставляют желать лучшего). Эти микрофоны идеальны для чистой записи вокала и любых инструментов, включая ударные.

Суперкардиоида и гиперкардиоида. Идеальны для концертов с высоким уровнем шума и студийной записи с особыми требованиями, например, для записи малого барабана с минимальным вмешательством звуков от хай-хэта.

Читать еще:  Как оцифровать фотопленку в домашних условиях

Микрофон-пушка (Shotgun / Lobar). Используются в видеопродакшене и кино для закадровой записи звука и полевой записи.

Всенаправленные микрофоны. Предназначены для записи защищённого звука, например, акустической гитары, в специальной отслеживающей комнате. Также применяются для записи хора или оркестра, при этом они не подвержены эффекту приближения.

Двунаправленный (восьмерка). Наилучший вариант для стереозаписи, записи или стрима интервью с участием двух говорящих.

Типы направленности микрофонов

При использовании однонаправленных микрофонов важно учитывать следующие аспекты:

Эффект приближения. Этот эффект проявляется при усилении низких частот, когда источник звука приближается к микрофону. Он часто встречается у однонаправленных микрофонов, а особенно выражен у двунаправленных. В всенаправленных моделях данный эффект отсутствует. Хотя эффект приближения изменяет частотные характеристики и может негативно сказываться на четкости звука, иногда его используют в специальных случаях для добавления тепла или усиления нижнего регистра.

Внеосевое окрашивание. Это явление проявляется, когда звук поступает в микрофон или мимо основной оси направленности. Частота сигнала может меняться в зависимости от угла, под которым она поступает. Наиболее подвержены этому эффекту высокие частоты.

Фактор расстояния (коэффициент расстояния). Это соотношение между расстоянием от источника звука до микрофона и балансом между прямым звуком источника и фоновым шумом. Чтобы добиться схожих результатов между микрофонами с всенаправленной и кардиоидной диаграммой, первому нужно расположиться ближе, тогда как второму — дальше.

Типы направленности микрофонов

Если для всенаправленного микрофона фактор расстояния равен 1, тогда для кардиоидного он будет 1,7. Это значит, что если кардиоидный микрофон расположить на расстоянии 17 см от источника, то по соотношению полезного сигнала к окружающему шуму он даст схожий результат как всенаправленный на расстоянии 10 см.

Что покупать

Поскольку задачи, связанные со студийной работой, могут варьироваться, рекомендуется создать разнообразный набор микрофонов.

Направленные микрофоны могут исключать нежелательные шумы, уменьшая эффект реверберации пространства и обладая высоким коэффициентом усиления. Они отлично подходят для подачи звука инструментов, которые находятся в непосредственной близости друг от друга, особенно в сценических условиях с мониторингом. Эти микрофоны могут варьировать звучание за счет эффекта приближения.

Всенаправленные микрофоны обеспечивают более естественный и открытый звук, идеально подходя для использования в акустически подготовленных помещениях или таких, которые имеют богатую реверберацию, как церкви или концертные залы. При правильном расположении всенаправленные микрофоны способны сохранить характер записи помещения, обеспечивая ровные частотные характеристики и не поддаваясь эффекту приближения. Эти микрофоны лучше справляются с шумом ветра и меньше восприимчивы к удушающим согласным звукам, таким как б, п и т.

Двунаправленные микрофоны обеспечивают более естественную передачу звука и реверберации помещения по сравнению с кардиоидными. Они полностью отсекают звуки сбоку и могут использоваться для стереозаписи (особенно с применением техник Blumlein и Mid-Side). Это делает их очень удобными для записи интервью или работы с двумя акустическими инструментами одновременно. Однако, они наиболее подвержены эффекту близости.

Оцените статью