- Подробно о блендах, фильтрах и отражателях
- Использование градиентного фильтра на примере
- Бленда для объектива — что это?
- 5 причин, почему бленда необходима на объективе
- Как правильно подбирать бленду на объектив
- Как бленда стала брендом?
- Как выбрать бленду?
- Типы крепления
- Из каких материалов изготавливаются защитные элементы
- Из каких материалов изготавливаются бленды?
- В зависимости от крепления
Фотокамера Casio QV4000. Установлена бленда из пяти секций, которая предназначена для съемки с максимальным фокусным расстоянием. Для определения правильного количества секций необходимо повернуть фильтродержатель на 45 градусов, после чего углы могут начать виньетироваться.
Подробно о блендах, фильтрах и отражателях
В условиях съемок в горной местности яркое солнце, отражаясь от белого снега, создает резкий контраст. Контраст между тенью скал и освещенным снегом становится особенно выраженным. Хотя современные объективы оборудованы многослойным просветлением, это не всегда позволяет избавиться от нежелательных отражений на поверхности стекла. В таких случаях эффективным решением являются бленды.
Квадратная бленда с резьбовым соединением. Данное устройство считается более эффективным, чем круглая бленда, однако при ее использовании тубус со светофильтрами не должен вращаться во время фокусировки. | Бленда фигурной формы. Чаще она применяется с широкоугольными объективами, но также может использоваться и на обычных зум-объективах. Наилучший эффект достигается при съемке на минимальных фокусных расстояниях. |
Резиновая бленда. Ее главное преимущество заключается в возможности легкой деформации, поэтому снимать ее не обязательно даже при упаковке объектива. | Бленда Cokin с поляризационным фильтром. Комбинируя несколько бленд, можно настроить превосходную защиту от бликов в любом углу обзора и при любом фокусном расстоянии. |
Такой недостаток, как световые пятна, присутствует у всех объективов. Чем больше линз в конструкции объектива, тем больше вероятность возникновения таких пятен, а попадание яркого источника света в кадр неизбежно приведет к их появлению. Пятно может проявляться даже при наличии источника света за пределами кадра. Чтобы минимизировать риск возникновения световых пятен, важно правильно подобрать бленду. Модели с гармошкой обеспечивают точную настройку, однако они, как правило, имеют высокую стоимость.
Схематическое изображение помогает понять, как возникают световые пятна.
Не следует забывать, что блики могут появиться даже в пасмурную погоду.
В солнечные дни для борьбы с бликами и резкими перепадами освещения очень эффективны градиентные и поляризационные фильтры.
Существует множество методов крепления фильтров к фотоаппаратам. Наиболее распространенный способ — резьбовое соединение для круглых фильтров. Кроме круглых фильтров также встречаются квадратные варианты с разнообразными способами крепления. Существуют даже экзотические решения, где фильтры крепятся к объективу с помощью магнитов в металлической оправе.
Фильтр с магнитным креплением. Использование такого крепления требует осторожности из-за возможного негативного влияния магнитного поля на микросхемы объектива. | Крепление для фильтров шириной 75 мм и диаметром резьбы для объектива 52 мм. |
При использовании различных объективов возникает необходимость в решении, которое обеспечит независимое крепление фильтров и бленд. Фирма COKIN предложила комплексное решение проблемы: крепление фильтров и бленд осуществляется через специальное переходное кольцо, что делает его универсальным для объектов любого диаметра. Производится три типа такого устройства для фильтров разных размеров. Серия A предназначена для объективов с диаметром до 62 мм, фильтры шириной 66 мм. Серия P — для объективов от 48 до 82 мм, с фильтрами шириной 84 мм. Серия X-PRO подходит для диаметров 62-118 мм и фильтров шириной до 120 мм. Кроме того, существующей серии Z, предназначенной для фильтров шириной до 100 мм, доступны как круглые, так и прямоугольные фильтры.
Использование градиентного фильтра на примере
На данном снимке четко видны детали на снегу, однако скалы и небо выглядят слишком темными.
В этом случае небо и скалы выглядят нормально, однако детали на снегу теряются.
Этот снимок был сделан с использованием градиентного фильтра с кратностью 8. Он был установлен под углом 45 градусов, что позволило сохранить детали как в нижней, так и в верхней части изображения.
Поляризация света происходит при его отражении, рассеивании и прохождении через определенные кристаллы. Поляризационные фильтры делают из различных материалов, обладающих особенностями, позволяющими по-разному поглощать и преломлять свет. Поляризация происходит, в основном, в голубом небе. Свет, рассеянный перпендикулярно направлению своего распространения, подвержен поляризации более сильно, в то время как свет, распространяющийся вдоль направления, касается поляризации в меньшей степени. В точке на небе поляризация имеет направление, перпендикулярное линии, соединяющей эту точку с солнцем. Чтобы затемнить небо, достаточно частично перекрыть этот свет, что не повлияет на другие области фотографии. Наибольшая поляризация наблюдается в участках, где небо кажется наиболее голубым. Интересно, что использование поляризационного фильтра более привлекательно в черно-белой фотографии, чем в цветной. Все поляризационные фильтры поглощают приблизительно половину естественного освещения, хотя на практике светосилу они уменьшают примерно в три раза. Это значит, что снег будет ослаблен примерно в три раза, в то время как яркость неба снизится в полтора раза.
Фильтр подвижен и может быть перемещен по небу и вращен с помощью стрелок.
Свет, отраженный от блестящих поверхностей, уже является линейно поляризованным. Это можно использовать как для ослабления, так и для усиления этого эффекта. Поляризационный фильтр убирает весь поляризованный свет (блики и отражения), и его использование становится особенно актуальным при съемке витрин магазинов, картин за стеклом или на водной глади.
Яркость неба изменяется в зависимости от положения поворота поляризационного фильтра.
Бленда для объектива — что это?
Бленда представляет собой насадку, устанавливаемую на объектив, формируя так называемый козырек. Это предотвращает попадание избыточного света в объектив, что важно для достижения качественных снимков. Бленды могут быть выполнены из разных материалов (пластиковых или резиновых) и различных форм (круглых, прямоугольных, пирамидальных или лепестковых), но их общая функция заключается в защите линзы объектива.
5 причин, почему бленда необходима на объективе
1. Сохранение контрастности фотографии, когда источник света попадает в кадр.
При попадании прямых лучей от солнца, вспышки или студийного осветительного оборудования в объектив, изображение становится более бледным и светлым, исчезает контраст, поскольку тени значительно облегчены.
2. Устранение паразитных лучей и засветок.
При наличии источника света в кадре или довольно близко к его краям в изображении могут появляться блики, лучи и световые пятна. Иногда это может добавить атмосферности, но если это мешает, бленда окажет помощь.
3. Нивелирование загрязнений и царапин на линзе объектива или светофильтра.
Если свет фильтра или объектива загрязнен или поврежден, попадание прямого света под определенными углами может делать недочеты видимыми. Это может выразиться в появлениях на фотографиях различных пятен или засветок — отсутствие света, попадающего на эти недостатки, решает проблему.
4. Устранение дымки и искажений цветопередачи.
Необходимость исключить лишний свет позволяет избежать бледного и выцветшего изображения, а также, в ряде случаев, может создавать эффект дымки, как будто по сцене пробежала ассистент с дымовой машиной.
5. Защита объектива от падений, загрязнений, отпечатков пальцев и природных осадков.
При неконтролируемом падении объектива бленда может сыграть роль амортизатора и предотвратить повреждение оптики, так как первый удар приходится именно на нее. Также можете быть уверены, что бленда — это выгодное вложение, особенно с учетом, что ее стоимость существенно ниже цены самого объектива.
Дополнительный козырёк бленды снизит вероятность случайного контакта линзы с пальцами или задетия во время движения, что особенно актуально в условиях съемки репортажей / pixabay.com
Кроме того, бленда защищает объектив от небольшого дождя и снега. Однако, выходить на сильный дождь или бурю с одной лишь блендой нецелесообразно. Но, вы точно успеете сделать несколько правильных кадров в условиях легкого моросящего дождя.
Дополнительные рекомендации о том, как защитить технику во время неблагоприятных погодных условий, можно найти в отдельных текстах.
Как правильно подбирать бленду на объектив
Бленда — это сравнительно недорогой аксессуар, который подойдет даже для бюджетного фотографа, стремящегося держать расходы под контролем. Однако для того чтобы избежать приобретения нескольких бленд, нужно учитывать несколько основных критериев. Рассмотрим основные аспекты и как правильно подобрать бленду для разных объективов.
1. Узнайте фокусное расстояние вашего объектива. Оно указывается в миллиметрах и указано непосредственно на оптике. Это может быть как одно значение (например, 40mm или 85mm), так и диапазон значений (например, 18-55mm или 24-105mm).
В первом случае у вас фиксированный объектив, который не позволяет изменять фокусное расстояние, а во втором — зум-объектив, что и является ключевым параметром. Одни бленды подойдут только для зумов, а другие — для фиксов. Кроме того, характеристика фокусного расстояния влияет на форму бленды.
Например, если фокусное расстояние данного объектива составляет 35 мм, то он считается широкоугольным, а следовательно, сюда отлично подойдет лепестковая бленда, уже установленная на него / pixabay.com
2. Определитесь с формой бленды.
Несоответствующая форма бленды может вызвать появление затемнений по краям кадра — явление, известное как виньетирование. Это происходит потому, что у объектива слишком широкий угол обзора, и бленда входит в кадр.
– Круглая бленда. Этот тип может быть подразделен на два подтипа: конусная (постепенно расширяющаяся от объектива) и цилиндрическая (с равномерным диаметром по всей длине). Однако это деление весьма условно, так как их применяют на одной и той же оптике.
Круглые бленды подходят для:
— зум-объективов (те, которые могут приближать и отдалять);
— для объективов с фокусным расстоянием от 50 мм и больше (например, 50mm, 85mm, 100mm, 200mm).
– Фигурная бленда. Эта бленда представляет собой конструкцию с выемками по краям. Неровности в форме помогают избежать виньетирования. Она незаменима для широкоугольных объективов (с фокусным расстоянием 50 мм и меньше), но ее необходимо установить правильно; в противном случае, если бленду повернуть под углом, лепестки могут оказаться в кадре, создавая затемнения.
Лепестковая бленда предотвращает виньетирование на изображениях и становится незаменимой для широкоугольных объективов / pixabay.com
– Прямоугольная бленда. Хотя такой вариант используют крайне редко фотографы, ее довольно активно применяют операторы видеокамер. Такие бленды используются на широкоугольных и суперширокоугольных объективах (35 мм и меньше). Важно помнить, что неправильная установка данной бленды может привести к виньетированию, если она окажется наклоненной вверх или вниз. Однако прямоугольные бленды обеспечивают лучшее отсеивание света, чем круглые.
3. Определите диаметр и способ крепления.
Для того чтобы бленда правильно установилась на объективе, необходимо выбрать адекватный способ крепления и диаметр. К сожалению, приобретая одну бленду, не получится использовать её для всех объективов вашей коллекции, так как для каждого берется своя.
Диаметр резьбы объектива указан на самом объективе, измеряется в миллиметрах и обозначается ⌀. Например, ⌀ 54 мм.
На представленной фотографии бленда установлена на объектив. Она перевернута для удобства транспортировки / pixabay.com
Как бленда стала брендом?
В 2014 году, когда была основана наша фотошкола, сайт BLENDA.BY представлял собой одноименную страницу с приглашением на бесплатное занятие по фотографии, а курсы вел всего один преподаватель. Теперь в нашей школе можно обучаться по 12 направлениям фотографии, а на сайте доступно удобное меню с информацией обо всех курсах, portfolio преподавателей и выпускников, а также подробные учебные материалы.
От создателя фотошколы:
Когда я принял решение открыть фотошколу, я не заморачиваясь назвал её своим именем. Однако для названия сайта нужно было выбрать нечто простое, понятное, связанное с фотографией, короткое и легко запоминающееся. BLENDA.BY – абсолютно идеальный вариант!
Это название стало подходящим для фотошколы, в которой теперь работает не один преподаватель, а более 12 высококвалифицированных специалистов и мастеров своего дела.
Как выбрать бленду?
Выбрать бленду не проще, чем выбирать фотошколу.
Все бленды различаются не только по форме, но также по материалу, производителям и другим характеристикам.
Типы бленд:
1. Металлические – они очень прочные, но неоправданно тяжелые, что делает их неудобными в использовании.
2. Пластиковые – данный материал идеально подходит, потому что он легкий и дешевый.
3. Резиновые – преимущество резиновых бленд заключается в том, что они могут менять свои параметры и могут быть использованы на объективах с различными фокусными расстояниями.
Кроме того, бленды бывают:
1. Лепестковые – используют на короткофокусных или широкоугольных объективах (до 55 мм). Они предотвращают виньетирование, однако менее эффективно защищают от угловых лучей. Неприемлемы для объективов с вращающейся передней линзой.
2. Цилиндрические – предназначены для длиннофокусных или телеобъективов (более 55 мм). Они имеют цилиндрическую форму и могут создать серьезное виньетирование на коротких фокусных расстояниях.
3. Пирамидальные – как и лепестковые, используются на широкоугольных объективах с неподвижной передней линзой.
4. Конические – используются на длиннофокусных объективах.
Универсальных бленд, подходящих ко всем фотоаппаратам, не существует. Для каждого объектива необходимо подбирать свою бленду, учитывая угол зрения, фокусное расстояние и диаметр объектива.
Фотографы утверждают:
Чрезмерное использование аксессуаров может привести к росту числа клиентов и заказов на фотосъемки.
Рекомендуем ознакомиться с проверенными производителями фотопринадлежностей. Если вы купите бленду того же производителя, что и ваш фотоаппарат с объективом, то проблемы с резьбой исключены. Однако можно сэкономить деньги и приобрести бленду от других производителей. Главное — сделать несколько пробных снимков, попытаться устанавливать и снимать бленду с объектива. Если все работает без проблем, то выбор можно считать удачным.
Фотошкола, как и бленда, способна защитить начинающих фотографов от новичковских ошибок.
Виталий Шохан, преподаватель основ фотографии и коммерческий фотограф с 15-летним стажем, который увлечен съемкой портретов и ню-фотографий:
Когда я снимал девушку в фонтаны, брызги воды создали радугу — это была идеальная натура! Однако капли на объективе портили каждую удачную попытку. К счастью, бленда оказалась под рукой — и вот отличный кадр.
Сергей Аринохин, преподаватель основ фотографии и свадебный фотограф, который любит снимать love story на живописных локациях в Европе:
Недавно во Франции, снимая свадьбу на живописном форте, я не заметил, как объектив выскользнул из рук и покатился по развалинам. К счастью, на нем была пластиковая бленда. Она, конечно, поцарапалась, но объектив остался целым.
Типы крепления
Бленды могут крепиться к фотокамере двумя основными способами: резьбовым соединением или с использованием байонетного крепления. В случае резьбового крепления бленда просто прикручивается, а затем фиксируется специальным стопорным кольцом. Этот метод чаще всего используется на компактных фотокамерах с несъемным объективом.
При байонетном креплении предусмотрено осевое смещение и поворот соединяемых частей относительно друг друга. Проще говоря, детали соединяются, и поворачиваются до характерного щелчка.
Важно! В некоторых моделях фотокамер имеются встроенные бленды. При использовании они могут создавать иллюзию, будто выезжают из объектива, имея два положения: рабочее и транспортное. Однако многим фотографам это решение не по душе, но это вопрос личных предпочтений.
Из каких материалов изготавливаются защитные элементы
Бленды производят из различных материалов: металл, пластик и резина. Пластиковые изделия наиболее распространены благодаря легкому весу и низкой стоимости. Металлические бленды являются самыми дорогими, в то время как резиновые встречаются реже как среди производителей, так и среди потребителей. Причины использования тех или иных материалов могут быть разными.
- Блики и засвеченность могут быть задумкой автора и частью его художественного замысла;
- Изделие не подходит по фокусному расстоянию или модели объектива, и попадает в кадр;
- Установка другого фильтра на объектив и невозможность прикрепить защитный элемент;
- Использование вспышки, что приводит к возможности попадания ее тени в кадр;
- Сильный порывистый ветер может вызвать дополнительные колебания и смазывание изображения.
Из каких материалов изготавливаются бленды?
- Бленды отсекают лишний свет, который может вызвать засветку снимка.
- Защищают объектив от попадания дождя, пыли, грязи и незначительных частиц мусора.
- Помогают защитить объектив при падении. Хотя бленда не обеспечивает 100%-ной защиты при падении камеры с большой высоты, она может значительно снизить вероятность серьезных повреждений. Металлическая бленда предлагает наилучшую защиту, в то время как пластиковая и резиновая бленды не защищают стационарные объекты от удара.
В зависимости от формы, бленды делятся на четыре основных типа:
- Коническая
- Цилиндрическая
- Пирамидальная
- Лепестковая
- Коническая и цилиндрическая бленда
Конические и цилиндрические бленды предназначены для использования на среднефокусных и длиннофокусных объективах. Они также могут устанавливаться на объективы с вращающейся линзой. Длина такой бленды может достигать 100 мм. Цилиндрические бленды идеально подходят для объективов с вращающейся линзой, в то время как конические бленды не используются на короткофокусных объективах, так как могут вызывать виньетирование.
- Пирамидальная бленда.
Используются крайне редко, чаще всего в случаях съемки пейзажей и панорам. Пирамидальные бленды, так же как лепестковые, применяются только для неподвижных объективов. Их преимущество заключается в защите от угловых лучей
- Лепестковая бленда
Лепестковая бленда — это полая насадка на объектив с фигурными (волнистыми) краями, напоминающая форму лепестка, откуда и происходит её название. Используется преимущественно на короткофокусных (менее 55 мм) и широкоугольных объективах. Чем короче объектив, тем короче должна быть бленда, иначе края могут попасть в кадр. Также такие бленды используются на зум-объективах. Лепестковые бленды помогают предотвратить затемнение по краям изображения, известное как виньетирование. Однако на длиннофокусных объективах применение лепестковых насадок не рекомендуется.
В зависимости от крепления
Важно помнить, что не существует универсальных бленд, которые подходили бы ко всем моделям фотоаппаратов. В большинстве случаев для каждой конкретной модели потребуется подбор своей бленды. Выбор бленды осуществляется в зависимости от угла обзора объектива и диаметра компонента.
Также бленды различаются по методу крепления. В зависимости от модели объектива, существуют два типа крепления: резьбовое и байонетное.
При резьбовом креплении бленда накручивается на резьбу, а затем фиксируется стопорным кольцом. Резьбовые бленды часто используются на компактных камерах, у которых имеются несъемные объективы.
Байонетное крепление предполагает осевое перемещение соединяемых элементов относительно друг друга. Проще говоря, необходимо совместить имеющиеся на бленде засечки с меткой на объективе и повернуть до характерного щелчка. Такая система крепления более надежна, поскольку бленду можно использовать и в перевернутом виде, надевая козырьком вниз для защиты объектива во время транспортировки. Большинство бленд имеют именно байонетное крепление.
Существуют и модели бленд, которые встроены в объектив — они, как правило, имеют два основных положения: рабочее и транспортное. На вид они могут казаться выезжающими из объектива. Однако многим фотографам такие решения не нравятся. Также существуют складные бленды, но они встречаются довольно редко.
Таблица основных производителей с ценами:
№п/п | Модель бленды | Тип бленды | Материал | Тип крепления | Производитель | Цена |
1 | Canon ET – 65III | Коническая | Пластик | Байонетное | Canon | 1600 |
2 | Canon ET – 65B | Коническая | Пластик | Байонетное | Canon | 2590 |
3 | JJC LH – 71 II | Коническая | Пластик | Байонетное | JJC (Китай) | 750 |
4 | Flama JCES – 71 II | Коническая | Пластик | Байонетное | Flama | 690 |
5 | Canon EW – 78D | Лепестковая | Пластик | Байонетное | Canon | 1600 |
6 | JJC LH – 63C | Лепестковая | Пластик | Байонетное | JJC (Китай) | 850 |
7 | Marumi EW-78D | Лепестковая | Пластик | Байонетное | Marumi (Япония) | 990 |
8 | JJC LS – 46S | Коническая | Резина | Резьбовое | JJC (Китай) | 700 |
9 | JJC LS – 55S | Цилиндрическая | Резина | Резьбовое | JJC (Китай) | 900 |
10 | JJC – LS – 77 | Лепестковая | Пластик | Резьбовое | JJC (Китай) | 930 |
Как видно из таблицы, средняя цена бленд колеблется в пределах 1000 рублей, в то время как более дорогие модели, в основном, отличаются только производителем. Например, бленды японского бренда Canon будут гораздо дороже, чем достойные китайские аналоги от JJC, хотя при использовании никакой существенной разницы нет. Это указывает на то, что каждый фотограф должен делать выбор бленды в зависимости от индивидуальных требований и предпочтений.