Бобинники: краткая история катушечных магнитофонов и рост интереса к аудиогаджету сегодня

В 80-е годы прошлого века ни одна встреча на дворе или на спортивной площадке не обходилась без магнитофона. В это время активно слушались такие исполнители, как Высоцкий, Modern Talking, Мадонна, Пугачева, Кино, ДДТ и многие другие легендарные артисты. Большинство музыкальных записей выходили на обычных компакт-кассетах, что стало знаковым явлением для музыкальной культуры того времени, как отмечает историк Александр СЕВЕНКО.

Бобинник: история и настоящее катушечных магнитофонов

Мы продолжаем рассказывать об истории аудиотехники и её форматах. На этот раз уделим особое внимание катушечным магнитофонам. Как они появились и развивались, каким образом стали популярными? Когда они утратили свои позиции и что стало причиной возрожденного интереса к ним сегодня?

История катушечных магнитофонов начинается с изобретения фонографа Томасом Эдисоном в 1877 году, которое ознаменовало начало звукозаписи как таковой. Американский инженер Оберлин Смит, вдохновленный работой Эдисона, предложил использовать магнетизм для записи звука, используя в качестве носителя хлопковую нить с вплетенными частичками стальной проволоки. В 1888 году Смит опубликовал свои идеи по усовершенствованию фонографа в надежде на то, что кто-то займется реализацией этих концепций, так как у него на это попросту не хватало времени, но интерес к его предложениям не был проявлен. Тем не менее, многие из его идей позже независимо разработал датский инженер Вальдемар Поульсен. В 1898 году он создал первое устройство магнитной записи — телеграфон, который использовал стальную проволоку в качестве носителя.

Появление магнитофонов в Германии

Похожие на современные магнитофоны и магнитные ленты появятся только через три десятилетия в Германии. В 1928 году инженер Фриц Пфлеймер предложил использовать в качестве носителя ленту из бумаги с напылением оксида железа. Химический концерн BASF начал производство пленки, а производитель электроники AEG занялся разработкой устройства записи и воспроизведения. Первый магнитофон Magnetophon K1 был представлен публике на выставке в Берлине в 1935 году.

Качество первых записей оставляло желать лучшего. Одним из первых концертов, записанных на магнитофон, стала 39-я симфония Моцарта в исполнении Лондонского филармонического оркестра под руководством сэра Томаса Бичема во время их концертного тура по Германии в 1936 году. Запись осуществлялась на магнитофоне AEG K2 со скоростью 100 см/с на ленту из раннего типа черной окиси железа (Fe3O4). Дирижер и музыканты были разочарованы качеством воспроизведения, так как они услышали множественные искажения и шумы.

В 1939 году оксид Fe3O4 был заменен на Fe2O3, что значительно улучшило качество записи. Данная формула стала международным стандартом вплоть до 1970-х годов, когда на рынок вышли ленты, изготовленные из диоксида хрома.

Другое улучшение в технологии магнитной записи связано с подмагничиванием пленки во время записи. Изначально использовался постоянный ток, но в 1941 году инженеры немецкой национальной радиовещательной организации RRG случайно обнаружили, что использование переменного тока для подмагничивания значительно улучшало качество звука. Это открытие произошло во время ремонта одного из магнитофонов, который обеспечивал невероятное качество записи. Выяснилось, что в аппарате был осциллирующий усилитель, который производил переменный ток. Это случайное открытие позволило магнитной ленте соперничать по качеству с грампластинками.

Однако до окончания Второй мировой войны технология магнитной записи оставалась в основном внутри Германии. Первые американские и британские магнитофоны были разработаны на основе трофейных образцов и появились в 1947 году, а в 1949 году на советском рынке появился первый бобинник Днепр-1.

Бобинники в Советском Союзе

Производством магнитофонов в Советском Союзе начали заниматься с 1949 года, когда был запущен в серийное производство магнитофон Днепр-1. Этот аппарат имел две скорости движения ленты — 18 и 46,5 см/с, и обеспечивал непрерывное воспроизведение на 45 и 20 минут соответственно. Частотный диапазон записи варьировался от 90 до 7000 Гц. Несмотря на серийное производство, магнитофоны были довольно дорогими, и лишь немногие семьи могли позволить себе их приобретение.

Читать еще:  Что делать, если принтер не видит картридж

В 1957 году в СССР был введен ГОСТ 8088-56, который установил общие технические характеристики для магнитофонов различных производителей, включая стандартные скорости прокрутки ленты. В ГОСТе также были прописаны классы магнитофонов, на которые ориентировались производители, заданные первой цифрой в числовом наименовании модели: от высшего 0 класса до низшего 4. В то время стоимость магнитофонов начала снижаться, и к концу 1950-х — началу 1960-х аппараты стали частью повседневной жизни советских граждан.

Первый серийный двухдорожечный магнитофон появился в 1956 году — это была модель Днепр-9, которая имела скорость движения ленты 19,05 см/с, а частотный диапазон составлял от 50 до 8000 Гц. Максимальная длительность записи достигала 30 минут.

Свет увидел и первый советский стереофонический магнитофон, модель Яуза-10, которая была запущена в производство в 1961 году. Она поддерживала две скорости движения ленты — 19,05 см/с и 9,53 см/с, в то время как частотные диапазоны составляли 40–15000 Гц и 60–10000 Гц соответственно.

Появление транзисторов сделало возможным создание портативных аппаратов. Первым вручную работающим батарейным проигрывателем стал аппарат под названием Весна, который начал выпускаться в 1963 году. Время непрерывной записи или воспроизведения у него составляло 18 минут, а время работы от батареек — 5–8 часов, при частотном диапазоне устройства от 100 до 6000 Гц.

Кроме переносных магнитофонов, среди доступных устройств были магнитофонные приставки. Они отличались от полноценных стационарных устройств тем, что для воспроизведения записей подключались к внешнему усилителю низкой частоты. В советских домах таким усилителем часто служил настольный радиоприемник или радиола. Одной из популярных и недорогих марок приставок была Нота — первая модель вышла в 1966 году.

Фото Andshel / CC

С ростом доступности магнитофонов в 1960-х годах появилась отдельная ветвь культуры самиздата, получившая название магнитиздат. Магнитные пленки стали заменой самодельным пластинкам, изготавливаемым из рентгеновских снимков, которые советские умельцы использовали для записи. На пленку переписывались как западные пластинки, так и музыка советских исполнителей, такие как песни Высоцкого, Окуджавы, Галича, Визбора и других поэтов и музыкантов.

Магнитиздат использовался на катушках вплоть до 80-х. В этот период на бобины записывали свои композиции популярные советские рок-группы: Аквариум, Зоопарк, Машина времени и Кино. Это были не просто разрозненные записи, а целые альбомы, которые получили название магнитоальбомов. Записи часто распространяли сами музыканты или их друзья, после чего альбомы стремительно размножались в копиях.

Существование магнитиздата также повлияло на популярность кассетных магнитофонов, первые серийные экземпляры которых появились в СССР в 1969 году. Кассетные магнитофоны быстро стали популярнее бобинников, так как удобство записи и воспроизведения оказалось более важным для слушателей, чем качество звука. Тем не менее, катушечные магнитофоны продолжали производиться массово вплоть до 90-х годов, хотя далее их популярность значительно снизилась.

Катушечные магнитофоны сегодня

Катушечные магнитофоны вновь стали популярны в начале 2010-х годов. Продажи бобинников заметно выросли на платформах, таких как eBay, а также в магазинах, которые специализируются на продаже винтажного аудиооборудования. Этот тренд во многом сравнивают с возрождением виниловых пластинок, которые также получили большую популярность на рынке.

Основное преимущество катушечных магнитофонов заключается в том, что они максимально близко воспроизводят звук к оригинальному студийному миксу. По мнению поклонников данного формата, звук на катушке наиболее точно передает задумку и атмосферу музыки. Как отметил Крис Мара (Chris Mara), владелец компании, занимающейся восстановлением магнитофонов, катушечный звук особенно понравится любителям джаза, поскольку все классические джаз-композиции были записаны на бобинниках.

Сегодня тренд на катушечные магнитофоны поддерживают производители, создающие новые модели проигрывателей на основе ранее выпущенных устройств. Среди них — восстановленные проигрыватели Mara Machines, системы от United Home Audio, а также новые модели магнитофонов от Ballfinger. Также свои катушечные магнитофоны выпускают компании Revox и Metaxas, последние из которых обещают представить свое новое устройство в этом году.

Читать еще:  Как подключить проектор: понятные инструкции по устранению всех сложностей и проблем. Как подключить проектор к ноутбуку?

Больше об истории аудиосистем — в нашем Мире Hi-Fi:

Кто изобрел?

Создание магнитофона приписывают датскому инженеру Вольдемару Поульсену. На самом деле, вопреки общепринятому мнению, это устройство было изобретено не как конечный продукт, а скорее случайно, во время технического эксперимента. Поульсен задумал записать эхо своего голоса, при этом случайно создав магнитофон.

Таким образом, Вольдемар Поульсен изучил работы Оберлина Смита, которые были опубликованы в журнале The Electrical World. Однако идеи Смита он немного изменил, использовав для своего устройства хлопковую нить, стальные опилки и металлическую проволоку. На тот момент свое изобретение Поульсен назвал телеграфоном, и именно оно стало предшественником современных магнитофонов.

С течением времени данное устройство продолжало модифицироваться. В 1925 году запись звука на аппарате могла производиться с использованием компактного электрического микрофона, что позволило улучшить качество записи.

Учёные начали выдвигать различные идеи:

  • использование смещения тока для улучшения качества звука;
  • замена стальной ленты на бумажную или пластиковую, но с металлическим покрытием;
  • применение головок для записи, имеющих кольцеобразную форму.

Таким образом, к созданию магнитофона приложили руку многие специалисты: Пфлеумер, Шюллер, Кармас и другие.

Характеристики предшественников

Процесс изобретения магнитофона нельзя считать мгновенным, так как современному устройству предшествовало множество прообразов.

Телеграфон

Телеграфон считается первым в истории магнитофоном. Его конструкция была довольно простой, состоящей из проволоки и цилиндра, вокруг которого она обматывалась. Цилиндр осуществлял круговые движения, подобно часовому механизму. Вместо обычной проволоки Поульсен использовал струну для фортепиано, но результат был далеким от идеала.

Однако у подобного устройства были значительные недостатки. Оно обладало большими размерами и требовало значительного количества проволоки — для записи 20 секунд звука нужно было затратить около 50 метров струны. Это явное ограничение влияло на удобство использования.

Случайное изобретение Вольдемара Поульсена произвело настоящий фурор на международной арене. Изобретение получило многочисленные награды и гран-при на международных выставках, что лишь подстегнуло Поульсена к дальнейшему совершенствованию своего изобретения. Он создал новую модель, в которой вместо проволоки использовались бобины и тонкая лента, что значительно увеличило эффективность и еще больше приблизило конструкцию к современным магнитофонам.

Шоринофон

Это устройство было создано нашим соотечественником и получило его имя. Шоринофон был представлен в 1931 году.

Он относится к категории портативных устройств. Для записи или воспроизведения звука в нем требовалось вставлять кассету с закольцованной лентой. Специальный элемент — резец — осуществлял колебательные движения и наносил звуковую канавку на целлулоид.

Если говорить о численных характеристиках данного устройства, то можно отметить, что на пленку длиной 150 метров можно было записать около 4 часов звука, что весьма неплохо для того времени.

Первые автомагнитолы

В середине 80-х годов немногие могли похвастаться наличием крупных японских двухкассетных магнитол National Panasonic, JVC, Sharp или Pioneer — их покупали в Березке за чеки или привозили из-за границы. Эти магнитолы были довольно тяжелыми, и их предпочитали носить на плече. Обладать таким устройством в то время приравнивалось к тому, что сейчас можно ехать на Tesla.

Настоящие советские меломаны стремились приобрести стационарные кассетные магнитофоны, такие как Радиотехника МП-7210-стерео, Вильма-102-стерео, Маяк-110-стерео и другие модели, или музыкальные комбайны Романтика и Вега, которые включали проигрыватель грампластинок, усилитель и кассетный магнитофон. Качество некоторых из них не сильно уступало известным японским брендам.

Кассеты также активно использовались в автозаписи. На территории всего Советского Союза известны продукты Гродненского завода автомагнитол, который в 1990 году был переименован в ПО Волна. Первые автомагнитолы Гродно-301 были выпущены 45 лет назад, а в начале 80-х завод стал производить популярные стереомагнитолы Гродно-302.

Компакт-кассеты применялись и в диктофонах. Однако стоит отметить, что скорость записи у них была обычно вдвое ниже чем у магнитофонов.

Кассета по цене ужина в ресторане

В Гродно обычные аудиокассеты типа МК-60 можно было приобрести в универмагах на Советской улице, в магазине Мелодия на Горького и в других торговых точках, где были музыкальные товары. Интересно, что после Московской олимпиады 1980 года в продаже стали периодически появляться импортные кассеты японских и немецких брендов, таких как BASF, TDK, SONY, Agfa, JVC, MAXELL, которые стоили около 9 рублей за 90 минут записи. Этот формат оказался удобным для записи студийных альбомов популярных исполнителей и коллективов, так как их хронометраж обычно не превышал 40-45 минут. Примечательно, что многие альбомы известных исполнителей в СССР существовали только на кассетах или катушках, но не издавались на грампластинках.

Читать еще:  Как выбрать тонер: подробное руководство. Что такое тонер в принтере?

В Гродно, студии звукозаписи, по факту обычные киоски, уставленные полками с кассетами и завешенные листками с перечнем музыкальных произведений, находились на Советской площади возле дома Муравьева, на улице Горького у магазина Мелодия и в ряде других мест. Некоторые из них располагались и на популярном курорте Друскининкай, куда гродненцы часто ездили на шопинг.

Цены на кассеты с готовыми записями были довольно высокими: простые советские МК-60 с записями стоили около 10 рублей. За такую сумму можно было прокатиться до десяти раз на такси или поужинать вчетвером в ресторане Ласточка. Таким образом, многие предпочитали самостоятельно переписывать музыку на кассеты с грампластинок, других кассет или бобин катушечных магнитофонов. Радионовости также активно использовались — особенно продвинутые меломаны внимательно отслеживали эфир, обращая внимание на конкретные волны, на которых транслировали студийные альбомы популярных исполнителей.

Усовершенствование системы

Создание магнитофона стало началом новой эпохи, и требовалось совершенствовать механизм. Ранние магнитофоны весили несколько сотен килограмм, что лишало их мобильности. Кроме того, качество звука оставляло желать лучшего, а для ремонта стальной ленты требовалась электросварка, что добавляло работы специалистам.

Несмотря на вышеуказанные недостатки, изобретение быстро приобрело популярность среди разработчиков аудиотехники. Множество инженеров всего мира стремились улучшить конструкцию магнитофонов, и в эту работу активно вложились страны Европы, в частности Германия и Англия.

Со временем начали появляться усилители на электронных лампах, а к 1925 году запись могла осуществляться с использованием небольших электрических микрофонов, что повлияло на качество звука. Немецкие инженеры также начали использовать метод смещения тока для улучшения звуковых характеристик.

Инженер Пфлеумер предложил использовать вместо стальной ленты лишь металлическое покрытие для бумажной или пластмассовой ленты. В то же время автором идеи кольцеобразных головок для записи, которые не повреждали ленту, стал немецкий инженер Шюллер. В 1940 году американец Кармас предложил новое покрытие для пленок, используя изменения в скорости их движения для обеспечения более качественного звучания.

Кассетные магнитофоны

Инженеры многих стран продолжали улучшать технологии записи, внося разные новшества. В 1968 году изобретение, олицетворенное магнитофоном, шагнуло на новый уровень. Бобины ушли в прошлое, их место заняли кассетные магнитофоны.

Кассета представляет собой пластмассовый контейнер, внутри которого помещена лента, намотанная на катушки. Кассета просто вставлялась в магнитофон, и лентопротяжный механизм начинал работу. Такой механизм оказался значительно удобнее в использовании и намного меньше, чем предыдущие бобинные аналоги.

Тем не менее, начальные версии кассетных магнитофонов страдали от недостатков, так как лента двигалась слишком медленно, что вновь отражалось на качестве звука. Этот недостаток был исправлен американским инженером Р. Долби, который разработал систему управления частотным диапазоном, позволяющую уменьшать шумы, возникающие от самой ленты.

Новый кассетный магнитофон был принят обществом гораздо более охотно, чем изобретение Поульсена. Позже стали выпускаться портативные кассетные магнитофоны — кассетные плееры, инициатива которых обуславливалась разработкой компании Sony, выпустившей первый кассетный плеер Walkman в 1979 году.

Оцените статью