- Приготовление бензосмеси для триммеров и других двухтактных двигателей
- Как смешивать
- Зачем в бензин для мотокос добавляют масло
- Что будет, если в бак триммера залить бензин без масла
- Выбор составляющих
- Как подобрать масло
- О маркировке смазочных материалов
- Как приготовить правильную пропорцию: стандарты смешивания
- Последствия нарушения соотношения
- Как подобрать для бензокосы?
- Почему горючее и масло — это важно
- Что нужно знать про масло
Для удобства расчетов предлагаем воспользоваться небольшой таблицей, которую можно даже распечатать и держать под рукой. Это значительно сэкономит время на подсчеты в будущем. При этом никогда не стоит готовить смесь в большом объеме — лучше разводить небольшие порции, которые вы точно сможете использовать в ближайшее время.
Приготовление бензосмеси для триммеров и других двухтактных двигателей
Смесь для триммера с двухтактным бензиновым двигателем состоит из двух компонентов: неэтилированного автомобильного бензина марки 92 и масла 2Т. Как правило, дозировка этих составных частей указывается в паспорте к бензокосе, однако могут быть и некоторые нюансы. Разные производители масел могут рекомендовать свои пропорции, что создает сложности для владельца инструмента. Как поступить в таких ситуациях: следовать инструкции к маслу или к триммеру?
Несоблюдение оптимального состава бензосмеси ухудшает качество топлива, что может привести к быстрому износу деталей и сокращению времени службы мотора. Для заправки бензокос рекомендуется использовать специальное масло, которое часто бывает окрашено. Цвет, например красный, синий или зеленый, указывает на наличие добавок, которые улучшают совместимость масел и снижают их зольность. Бесцветное масло использовать можно только в 4-тактных двигателях, где оно заливается в отдельный бак.
На заправочных станциях можно встретить готовую смесь бензина с маслом, предназначенную для мопедов и мотоциклов. Использовать ее в триммере не рекомендуется, так как содержания масла в этой смеси значительно больше, чем требуется для нормальной работы косы.
Стандартные пропорции для смешивания должны обеспечивать содержание смазки в диапазоне 2,5%, что эквивалентно 1 части масла на 40 частей бензина. Однако на упаковках могут быть указаны другие соотношения — от 1/50 до 1/20. Кому же тогда верить: производителю масла или производителю триммера?
Масла могут быть на минеральной, синтетической и полусинтетической основе. Минеральные масла несколько дешевле остальных, но их нужно добавлять не менее 40 мл на 1 литр бензина. Синтетические и полусинтетические масла, хотя и дороже, используются в более экономичных пропорциях — 20-25 мл на 1 литр.
Ведущие производители садовой техники рекомендуют использовать только свое оригинальное масло, что гарантирует совпадение пропорций в инструкциях к косе и маслу.
Если бензокоса произведена компанией, которая не предлагает свои смазочные материалы, то можно использовать любое качественное 2Т масло, следуя рецептуре, указанной на упаковке смазочного продукта.
Как смешивать
При приготовлении смеси необходимо соблюдать технику безопасности с легковоспламеняющимися веществами. Запрещается курить или приближаться к открытым источникам огня. Перед заправкой мотора его следует заглушить, дать ему остыть в течение 2 минут и медленно открутить крышку топливного бака. Необходимо убрать все брызги горючего с бачка и других частей триммера.
Приготовление смеси выполняется в отдельной емкости. Существует два способа:
- С использованием шприца. Необходимо отмерить бензин, затем взять нужное количество масла из упаковки и добавить в топливо. Закрыть емкость крышкой и слегка перемешать, не встряхивая.
- С помощью встроенной колбы. Для быстрого измерения необходимого количества масла без дополнительных контейнеров на рынке доступны пластиковые канистры с мерной емкостью. Достаточно нажать на часть, содержащую масло, и оно начнет сливаться в мерную колбу через специальный канал. После отбора нужного количества масла закрыть основную канистру, вылить масло в бензин и перемешать.
Топливную смесь желательно готовить заранее небольшими порциями. Она может храниться без потери качества не более 30 дней. Перед использованием следует тщательно перемешать постоявшую бензосмесь.
Зачем в бензин для мотокос добавляют масло
Для нормальной работы механизмов двигателя внутреннего сгорания и длительного срока службы трущихся деталей необходима смазка. В отличие от четырехтактных двигателей, где подача масла осуществляется под давлением через отдельные каналы, в двухтактном моторе масло попадает в цилиндр непосредственно через топливную смесь. Поэтому соблюдение рекомендованных производителями садового инструмента пропорций бензина и масла крайне важно для долговечности 2-тактных двигателей.
Многие начинающие пользователи бензоинструментов полагают, что добавление большего количества масла в бензин пойдет на пользу. Однако такое мнение является ошибочным. При работе двигателя, топливная смесь не будет сгорать полностью, что приведет к повышенному выбросу дыма и потере мощности.
Однократное недолгое использование топлива с чрезмерным содержанием масла не приведет к поломке инструмента. Для устранения последствий достаточно залить смесь с правильным соотношением масла и бензина, дать двигателю немного поработать, чтобы сгорели остатки прежнего топлива и затем несколько раз прокачать двигатель для удаления остатков масла и нагара — несгоревших твердых частиц — из камеры сгорания и свечи зажигания.
Однако регулярное использование смеси с избытком масла вызывает образование твердого нагара на поверхностях деталей поршневого механизма, приводит к закоксовыванию поршневых колец и электродов свечей зажигания. В результате мотокоса может начать глохнуть, а в запущенных случаях — полностью выйти из строя.
Что будет, если в бак триммера залить бензин без масла
Если вы будете работать на чистом бензине или при недостаточном его количестве, в цилиндре, где происходит воспламенение топливной смеси, возникнет чрезмерное трение и нагрев деталей. Это приведет к образованию задиров, царапин и сколов на стенках поршня и зеркале цилиндра, а также на поршневых кольцах. Следствием этого станут посторонние звуки, а в случае продолжения работы двигатель может заклинить.
Поэтому использовать бензин без масла строго запрещается. Лучше десять раз добавить немного масла, чем один раз пренебречь этим. По закону подлости, лишь однократный случай может привести к серьезной поломке мотора. Если такая ситуация все же случилась, необходимо немедленно остановить двигатель, слить бензин из бака и залить смесь, приготовленную в рекомендуемом производителем соотношении.
При попадании топлива в камеру сгорания, масло обеспечивает смазку внутренних деталей двигателя. За счет уменьшения трения предотвращается их перегрев и чрезмерный износ, что позволяет двигателю работать дольше.
Выбор составляющих
Качество топливной смеси зависит не только от правильного соотношения компонентов, но и от их марки и качества. Поэтому перед тем, как разбавлять бензин с маслом для триммера, важно убедиться, что вы выбираете необходимые ингредиенты.
Как подобрать масло
Некоторые производители техники поставляют свои устройства в комплекте со смазочными материалами, которые идеально подходят для данной техники. Однако если масло закончилось или производитель не предусмотрел такую опцию, возможно использование другого смазочного материала.
Износ двухтактных двигателей происходит быстрее, чем четырехтактных, поскольку в их упрощенной конструкции отсутствует специальный источник смазки. Экономия в конструкции обуславливает необходимость заправки моторов бензиново-масляной смесью. Однако привычные автомобильные и трансмиссионные масла совершенно не подходят.
Для бензокосилок следует выбирать исключительно двухтактное масло, маркированное как 2Т. Стандарт 2Т означает, что это смазочное вещество подходит для двигателей с воздушным охлаждением (к ним относятся не только бензокосы, но и бензопилы). На рынке представлены масла трех видов:
- Минеральное. Это наиболее экономичный вариант с нефтяным дистиллятом в составе. Используется для маломощных садовых устройств, которые работают редко и недолго (максимум по часу в день). Недостатки: требуется частая замена, подходит только для жаркой и сухой погоды.
- Полусинтетическое. Это масло подходит как для двигателей с воздушным, так и с жидким охлаждением.
- Синтетическое. Содержит сложные эфиры; может использоваться со всеми типами двигателей. Основное преимущество синтетики — она не требует частой замены и подходит для эксплуатации в любое время года. Однако синтетические масла значительно дороже своих минеральных и полусинтетических аналогов.
О маркировке смазочных материалов
Для профессиональной техники следует использовать только те марки, которые рекомендует производитель. Для моторов бытовых бензокос нельзя использовать масла, не соответствующие спецификациям, а именно минеральные масла, полусинтетические масла, а также синтетические масла класса 2Т, изготовленные по стандарту TC-W3 (разработан в США). Обычно производитель указывает соответствующую информацию.
На упаковках масла присутствует дополнительная маркировка:
- ТА. Предназначено для моторов с воздушным охлаждением небольшой мощности (до 50 см³). Для бензокос это будет оптимальный выбор.
- ТВ. Подходит для двигателей с объемом 50-200 см³. Применяется для бензопил, мопедов и скутеров, но также может использоваться и в триммере.
- ТС. Предназначено для мощных моторов ВТМ (например, мотоциклов и снегоходов).
Как приготовить правильную пропорцию: стандарты смешивания
После приобретения триммера новички нередко сталкиваются с проблемами подготовки смеси. Сложность заключается не только в выборе правильных ингредиентов, но и в самой процедуре приготовления. Они знают, что бензин необходимо разбавить маслом, но вычисление пропорции масла к бензину для триммера оказывается трудным.
Производители указывают пропорции, по которым необходимо разводить компоненты; соотношение выглядит как 1:25, 1:32, 1:40 или 1:50. Другими словами, на одну часть масла может приходиться, например, 25 частей топлива.
Однако такое соотношение неудобно в практическом применении, так как отмерять компоненты на глаз довольно сложно. Чтобы облегчит вычисления, можно принять литр бензина (1000 мл) за 25 частей, а объем масла (Х) – за одну часть:
По этой пропорции легко рассчитать, сколько масла потребуется на литр бензина для триммера:
Пропорция 1:25. В этом случае нужно отмерить 40 мл смазочного вещества.
Если у вас отсутствует технический паспорт изделия, можно ориентироваться на следующие сведения:
- Соотношение 1:40 применяется для смеси с минеральным маслом.
- Для разбавления бензина с синтетическими маслами используется пропорция 1:50. Например, для 3 литров топлива потребуется 60 мл масла.
- Для бюджетной китайской техники могут действовать иные соотношения. Например, некоторые триммеры разрабатываются с несколько увеличенным зазором между поршнем и цилиндром, поэтому для них подойдет топливная смесь, разведенная в соотношении 1:32 или 1:25.
Правильное соотношение масла и бензина для триммера критически важно для корректного функционирования устройства. Часто возникают ситуации, когда разные источники (включая продавцов в магазинах) неверно понимают пропорции и думают, что они даны в миллилитрах и готовы к использованию. В результате возникают советы вроде: «для получения соотношения 1:25 следует взять 25 мл масла», но это совершенно неправильно.
Иногда владельцу незнакомы технические характеристики своего инструмента. Тогда допустимо использовать стандартные пропорции для двухтактных двигателей. Оптимальная топливная смесь получается из синтетического масла и бензина марки АИ-92. Синтетические масла содержат растворитель, что облегчает смешивание компонентов, а само масло практически не образует нагара.
Последствия нарушения соотношения
Точность соблюдения рекомендованных производителем пропорций смеси масло-бензин является критически важной для рабочего ресурса двигателя мотокосы. Топливная смесь поступает в цилиндры в виде бензиново-масляного тумана, а задача масляного компонента — обеспечить смазку движущихся и трущихся частей, находящихся в цилиндре. При недостаточности масла или его отсутствии полностью, детали начинают повреждать друг друга, что приводит к образованию задиров, царапин и сколов. Это может привести к полной или частичной неработоспособности двигателя (вплоть до его заклинивания).
В обратном случае, когда масла поступает в двигатель чересчур много, оно не будет сгорать полностью, оседая на стенках цилиндра и образуя со временем твердые частицы — кокс, шлак и др. Это также приводит к отказу в работе двигателя. Самое главное — избегать даже единственного нарушения пропорций в сторону недостатка масла. Лучше десять раз добавить масла, чем один раз обойтись без него. Часто именно этот раз оказывается критичным для выхода двигателя из строя.
Как подобрать для бензокосы?
Для двухтактных двигателей мотокос используют бензин марок АИ-92 или АИ-95, причем чаще предпочтение отдается первой. Важно, что данная информация есть в техническом паспорте изделия. Если по каким-то причинам точно неизвестно, какой бензин лучше всего подходит для триммера, стоит протестировать обе марки в действии. Глобальных изменений в работе двигателя это не вызовет, но некоторые факторы, такие как развиваемая мощность, приемистость, нагрев двигателя и его стабильная работа, помогут определить, какой бензин предпочтительнее для конкретной модели агрегата.
Однако с определением пропорций масла к бензину справиться значительно сложнее. В этом случае вам нужно знать, кто производитель техники. По стандартным пропорциям конкретного производителя можно провести дальнейший подбор пропорции для данной модели с учетом специфики масла.
Можно начать подбор даже по стране производства.
Например, для маломощных китайских триммеров в основном применяются два соотношения – 1:25 или 1:32. Первое пропорционально минеральному маслу, второе — синтетическому. Информацию о стандартных пропорциях для бензокос европейских и американских производителей по типу масла мы уже обсуждали ранее. Для бытовых триммеров следует использовать масло марки ТВ по классификации API. Для более мощных механизмов — класс ТС.
Подробности о том, какое соотношение бензина и масла необходимо для бензокосы, можно узнать в следующем видео.
Почему горючее и масло — это важно
- Повышенный расход топлива. Отклонение от рекомендованного вида топлива может увеличить расход топлива, и вместо обычных 10 соток на полном баке получится вспахать или покосить лишь пять.
- Нестабильная работа. Двигатель будет работать с перебоями, захлебываться и мешать выполнению работы на огороде.
- Потеря мощности. Мотор не будет выдавать весь потенциал, эффективность техники будет снижена. Например, будет трудно косить траву, и работать в полной мере не удастся.
- Проблемы с запуском. Мотор может плохо заводиться или вовсе отказываться работать. Это может происходить и из-за неисправных свечей, проводки, а также поврежденного двигателя, что потребует значительных затрат времени и средств для их устранения.
- Ускоренный износ фильтров, уплотнителей и внутренних деталей двигателя. В идеале это приведет к необходимости более частого обслуживания техники, в худшем случае — к ремонту мотора.
Садовую технику обычно заправляют бензином марки АИ-92 или автомобильным дизельным топливом. Если производитель не указал в инструкции конкретный вид топлива, бензиновым двигателям, как двухтактным, так и четырехтактным, подойдут бензины АИ-92. Дизельным двигателям — дизельное топливо, в зависимости от сезона.
Не рекомендуется использовать бензин с высокими октановыми числами. В двух- и четырехтактных двигателях садовой техники предусмотрено воздушное охлаждение, то есть нет отдельного радиатора и циркулирующего антифриза. Двигатель охлаждается через большое количество ребер. Увеличенные зазоры между деталями защищают от тепловых деформаций.
В бензине с высоким октановым числом (например, АИ-95, АИ-98 или АИ-100) содержится большое количество присадок. Эти присадки со временем могут накапливаться в моторе и ухудшать зазоры между деталями. В конечном итоге это может привести к поломке двигателя. Поэтому большинство производителей бензиновой садовой техники не aconsejajo использовать высокооктановый бензин.
Что нужно знать про масло
Автомобильное масло не подходит для садовой техники, так как на моторах садовой техники обеспечивается воздушное охлаждение. Необходимо использовать специальные масла, которые подходят под тип двигателя. В интернет-магазинах такие масла часто выделены в отдельные категории — масла для садовой техники.
Важно обращать внимание на класс масла. Масла предлагаются для дизельных и бензиновых двигателей, двухтактных и четырехтактных, а также различаются по степени нагрузки. Понять, какого типа масло и для каких условий его применение оправдано, можно по маркировке на упаковке и в описании товара. Например, такая маркировка, как 2T, 4T или API SG/CD.
API (American Petroleum Institute) — это Американский институт нефти, который установил минимальные стандарты и требования к качеству моторных масел.
Коды 2T и 4T означают специализированные масла для двухтактных и четырехтактных двигателем соответственно.
Для двухтактных двигателей существует четыре категории масел: TA, TB, TC и TD.