Сложной поломкой, безусловно, считается выход из строя электродвигателя пылесоса. Обычно в конструкции современной бытовой техники, производимой под брендом Samsung, применяются двигатели осевого типа, которые способны достигать частоты вращения до 20000 оборотов в минуту.
Ремонт пылесосов Самсунг своими руками: частые причины неисправностей и порядок их устранения
Благодаря бытовой технике, владельцы квартир и домов получают возможность наслаждаться полноценным комфортом. Использование пылесосов значительно снижает физическую нагрузку, необходимую для выполнения уборки. Тем не менее, даже очень надежные устройства, такие как модели от компании Samsung, не являются вечными, что неизбежно приводит к тому, что настает время для ремонта или замены оборудования.
Современные удобные и многофункциональные устройства быстро вызывают привыкание у пользователей. Поэтому большинство владельцев выбирает восстановление работоспособности своих устройств вместо того, чтобы покупать новые. В данной статье мы расскажем, как можно произвести ремонт пылесосов Samsung своими руками.
Можно ли отремонтировать пылесос самостоятельно?
Большинство моделей уборочной техники корейского производителя отличаются относительно простой технической конструкцией. Следовательно, ремонт таких устройств обычно также оказывается достаточно простым.
Очевидно, что сложность выполнения ремонта в значительной степени зависит от конкретного узла или детали. Например, устранить небольшой разрыв на гофрированном шланге значительно проще, чем заменить поврежденный подшипник электродвигателя.
Ремонт бытовой техники Samsung, включая пылесосы, может быть экономически оправданным шагом. Однако некоторые случаи поломок требуют определенных навыков и знания инструментов, таких как отвертка, паяльник и другие, чтобы разобрать устройство полностью.
Теперь рассмотрим наиболее распространенные неисправности, возникающие в пылесосах корейского производства, а также возможные способы их устранения в домашних условиях. Заметим, что, несмотря на уважение к услугам сервисных центров, стоимость подобного ремонта может быть сопоставима с ценой нового пылесоса.
Когда требуется разборка двигателя пылесоса Samsung
Существуют несколько признаков неисправности пылесоса, которые могут указывать на проблемы с силовым блоком. К таким признакам относятся резкие стуки, быстрое нагревание корпуса, искры и дым, выходящие из устройства. На неисправность мотора также может указывать потеря разряжения в случае, если все другие компоненты системы тщательно очищены и заменены. Пылесос Samsung может не включаться или выбрасывать облака пыли во время работы, что сопровождается изменениями в тональности звука. В таких случаях разборка мотора и его диагностика становятся неизбежными.
Доверить эту диагностику специалистам сервисного центра — разумное решение. Но не всегда есть возможность добраться до мастерской, и она может находиться далеко. В любом случае, прежде чем разбирать двигатель пылесоса Samsung, необходимо проверить все доступные компоненты. Нередко отказ может быть вызван простым обрывом провода, нерабочей кнопкой или поврежденным контактом. Также может отсутствовать сетевое питание. Часто причиной потери мощности всасывания является загрязнение фильтров. Внешне чистые фильтры могут не пропускать воздух из-за закупорки пыли. Явным поводом для разбора двигателя пылесоса Samsung также является искрение и дым из корпуса устройства.
Особенности разборки электродвигателя пылесоса Самсунг
Когда удается добраться до мотора, можно обнаружить, что он крепится единственной гайкой, которая вращается вместе с ротором и прикреплена на герметик. Не рекомендуется фиксировать ротор, чтобы открутить гайку, так как это может повредить обмотку, делая двигатель бесполезным. Существует несколько проверенных методов снятия двигателя с пылесоса Samsung, однако каждый ремесленник может использовать свои подходы.
- набор отверток
- торцевой или рожковый гаечный ключ
- ножовка по металлу
- круглый напильник
- плоскогубцы
- слесарные тиски
- два небольших деревянных бруска толщиной около 1 сантиметра.
Как разобрать пылесос Samsung, чтобы добраться до мотора
Перед тем как начать разбор корпуса и извлечение мотора пылесоса Samsung, следует убедиться, что устройство отключено от сети, разъемы отсоединены, а провода аккуратно смотаны. Рекомендуется подготовить контейнер, в который будут складываться мелкие детали, и проверить наличие всех необходимых инструментов.
Прежде всего, необходимо разобрать корпус, параллельно проверяя состояние каждого узла и компонента, которое может повлиять на работоспособность устройства. Модели пылесосов Samsung могут различаться, но общая схема сборки в большинстве случаев остается схожей. Подробная последовательность действий для разбора корпуса пылесоса Samsung на примере модели SV8854 выглядит следующим образом:
- Снять защитную решетку с торца и убедиться, что выходной фильтр чистый. Удалить его при необходимости.
- Извлечь циклонный узел, отвечающий за переработку отходов, и отсоединить гофрированный шланг.
- Выкрутить саморезы и отделить верхнюю часть корпуса.
- Отсоединить разъем платы фотоприемника и аккуратно извлечь кожух вместе с платой.
- Приступить к разборке двигателя.
Как разобрать двигатель от пылесоса Самсунг
Необходимо снять коллекторные щетки и кожух крыльчатки. Снятие кожуха можно выполнить, отогнув кромки по окружности при помощи плоскогубцев и затем аккуратно освободив стакан с помощью отвертки. После удаления щеток открывается доступ к ротору, что позволяет предотвратить его деформацию при остановке. Для разборки двигателя потребуется два деревянных бруска. Их вставляют в боковые отверстия щеток двигателя и прижимают тисками к якорю. Этот мягкий материал рекомендуется подгонять под нужный размер, чтобы он слегка выступал. Бруски должны плотно воздействовать на якорь без излишнего усилия. После этого стопорная гайка откручивается при помощи торцевого или накидного ключа. Если она не откручивается, слегка подогрейте ее, чтобы достичь температурного расширения только металла гайки.
Следующая добросовестная разборка мотора пылесоса Samsung осуществляется последовательно, освобождая компоненты. В процессе можно выявить следующие неисправности:
- Крыльчатка сместилась.
- Выпали или ослабли винты крепления.
- Износ или заклинивание подшипников ротора.
- Износ электрических угольных щеток.
- Пробой обмотки ротора или статора.
- Запрессованная пыль.
Для более подробной информации представленное видео показывает процесс разборки и диагностики электродвигателя и платы управления пылесоса Samsung.
Виды и причины поломок в двигателе
Если устройство полностью отказывается работать, причиной может быть неисправность в системе электропитания. Если электрическая цепь и щетки находятся в порядке, вероятны повреждения обмоток двигателя. Низкие обороты, повышенный шум и вибрация могут указывать на проблемы с подшипниками, которые удерживают якорь. Неисправные токосъёмники и изношенные щётки также являются источниками искрения.
Важно запомнить! Вышедшие из строя обмотки не подлежат ремонту. В таких случаях неизбежна замена ротора или даже всего двигателя.
Одной из частых причин отказа двигателя становится перегрузка турбины. В режиме непрерывной работы пылесос должен функционировать около 30-40 минут. При более длительных нагрузках в результате перегрева некоторые материалы в моторе могут утрачивать свои свойства, в силу чего двигатель выходит из строя. Нередко хозяйки забывают очищать мешок для сбора пыли и не следят за состоянием фильтров, что приводит к перегреву мотора. Также в шланг часто попадают посторонние предметы, мешающие свободному всасыванию — это еще одна причина перегрузки.
Влага также негативно сказывается на состоянии двигателя. Турбина, как правило, включает металлические части, подверженные коррозии. Кроме того, под воздействием влаги на лопастях образуются отложения пыли, которые со временем затрудняют работу турбины.
Скачки напряжения в электросетях — еще одна распространенная причина поломок двигателей. Иногда одного резкого изменения напряжения бывает достаточно, чтобы вывести мотор из строя. Во многих случаях может произойти частичное подгорание турбины, что ведет к тому, что насос продолжит функционировать, но быстро выйдет из строя. Для электрических приборов опасны как высокие, так и низкие показатели напряжения.
Чтобы устранить возникшие проблемы, потребуется разборка двигателя устройства. Прежде чем приступить к демонтажу, необходимо ознакомиться с расположением крепежных деталей. Разборка данной бытовой техники не представляет особой сложности, но содержит определенные нюансы. В целом, несмотря на большое количество марок и моделей, большинство пылесосов имеют похожие моторы.
Пошаговая последовательность разборки
В следующем разделе рассмотрим детальный процесс разборки двигателя пылесоса.
Отсоединяем шланг и разбираем корпус
Для разборки корпуса обычно требуется воспользоваться длинной крестовой отверткой, чтобы открутить четыре болта, соединяющих две половинки корпуса. В некоторых случаях может понадобиться удалить дополнительные элементы, такие как турбина. Главное в этом процессе — не повредить детали и раскрутить все болты до того, как попытаться разделить корпус.
Снимаем мотор
Перед тем как извлечь мотор, важно отключить клеммы питания и другую сопутствующую электронику.
Снимаем крышку двигателя
Крышка обычно завальцована с помощью шва по всему периметру. Чтобы снять ее, аккуратно отожмите шов с помощью плоскогубцев. Под влиянием легких ударов крышка должна отделиться от основного корпуса.
Вытаскиваем щетки, открутив прижимающие винтики
Как правило, щетки прижаты к ротору небольшими пружинками — при откручивании зажимов они иногда могут вылететь в неожиданных направлениях.
Важно проверить состояние угольных щеток на предмет износа: они должны плотно и равномерно прилегать к коллектору двигателей и иметь достаточную толщину. Чтобы удостовериться в этом, необходимо сравнить толщину щеток с глубиной пазов, в которые они вставляются, измерив их штангенциркулем.
Некоторые двигатели могут быть бесщеточными, оснащенными асинхронными двигателями и короткозамкнутыми ротором. Такие конструкции встречаются реже, поэтому если вы не увидели щеток в вашем пылесосе, это вполне нормально — продолжайте разборку.
Откручиваем гайку крепления ротора
Для откручивания этой гайки рекомендуется предварительно обработать ее жидкостью WD-40 или аналогичной. С помощью зажимных брусков, используя щетки, зафиксируйте коллектор (часть двигателя, расположенная между щетками), чтобы он не проворачивался во время раскручивания. Зажмите коллектор брусками при помощи тисков или струбцины, после чего гайка легко открутится гаечным ключом по часовой стрелке.
Разбираем колесо воздушного насоса
Процедура разбора колеса насоса может различаться в зависимости от модели, но в большинстве случаев не вызывает сложностей. Основная задача — освободить рабочий вал электродвигателя. Обратите внимание на то, как установлен рабочий инструмент на валу — уточните, есть ли дополнительные крепления в виде шурупов или шплинтов. Осторожно удалите их, затем снимите колесо. Как правило, на валу наряду с колесом находятся фрикционные шайбы, которые также следует обработать при помощи WD-40.
Внимательно осматриваем ротор, статор и подшипники на предмет повреждений
Если подшипники изношены, вибрация может приводить к ослаблению креплений направляющих. Осмотрите все детали — если все в порядке, можно продолжить. Если подшипник вышел из строя, не пытайтесь отремонтировать его; лучше отнесите на замену или купите новый. В специализированных магазинах продавцы помогут найти подходящий аналог, потому, пожалуйста, не выбрасывайте поврежденные детали.
Могут быть повреждены обмотки или их изоляция, видимые по износу или обгоревшему изоляционному лаку. Идеальным вариантом будет провести проверку обмоток тестером (об этом будет сказано ниже).
Разбирайте двигатель так, чтобы якорь был готов к перемотке. Если с обмотками все в порядке и сломался только подшипник, попробуйте собрать устройство и включить его уже после замены подшипника.
Если визуально обмотка не проявляет явных следов гари, возможно, она сохраняет свою целостность, и в перемотке нет необходимости. Но если есть хотя бы небольшие повреждения, лучше перестраховаться.
Если повреждены подшипники: как снять
Для этого желательно использовать специальный съемник. Тем не менее, обоймы подшипников можно снять с вала и с помощью отвертки и молотка. Главное здесь — работать аккуратно и не спешить. Удары по обоймам подшипников должны быть легкими, чтобы не повредить их.
Необходимые инструменты
Набор инструментов, необходимых для ремонта, зависит от типа и модели пылесоса Samsung. При выполнении разборки, ремонта, профилактики или очистки устройства, а также отдельных его элементов без этих приспособлений не обойтись:
- Крестовая и шлицевая отвертки — размеры подбираются в соответствии с видом и глубиной посадки шурупов;
- Плоскогубцы;
- Канцелярский или, предпочтительно, строительный нож;
- Смазочный материал;
- Электроизоляционная лента;
- Электрический тестер (мультиметр).
Выбор инструментов также зависит от типа выполняемых работ. Например, для зачистки поверхности всасывающего шланга перед склеиванием трещин вам понадобятся наждачная бумага и обезжиривающее средство (ацетон или растворитель). Для удаления загрязнений на валу щеток пылесоса удобно использовать ножницы, а для удаления засоров необходима длинная жесткая проволока. Для склеивания трещин или сколов на корпусе подойдет универсальный супер-клей, а для подвижных частей, таких как шланг, необходим более эластичный клей.
Как правильно разобрать корпус?
Для удобства выполнения работ, прежде всего, необходимо вытащить вилку из розетки и отсоединить всасывающий шланг от пылесоса, иначе он будет мешать разборке. Затем следует снять пластиковый пылесборник или мешок для сбора мусора, а также демонтировать все фильтры. С помощью соответствующей отвертки следует выкрутить все крепежные винты. Обычно они размещены с внешней стороны: два в передней части устройства и четыре с обратной стороны (под ручкой и с торца). Расположение и количество крепежных винтов зависят от конкретной модели и типа устройства.
В большинстве моделей пылесосов Samsung, помимо наружных винтов, имеются также внутренние. Они могут находиться под контейнером, в передней части сразу под крышкой или возле всасывающего отверстия перед крыльчаткой двигателя.
В пылесосах Samsung крепежные винты, с помощью которых собирается корпус, не маскируются. Их несложно обнаружить, нужно всего лишь внимательно осмотреть устройство. Стоит учитывать, что, помимо винтов, отдельные части корпуса могут крепиться друг к другу пластмассовыми защёлками. Поэтому, если корпус не разбирается даже после выкручивания всех винтов, не стоит прилагать чрезмерные усилия, чтобы не повредить конструкцию.
Необходимо работать аккуратно: подденьте строительным или канцелярским ножом верхнюю часть (лучше в передней области) и плавным поднимающим движением аккуратно снимите ее с конструкции пылесоса. Если крышка дополнительно зафиксирована пластиковыми замками, она может не поддаться сразу — потребуется потратить время на последовательное поддевание всех защелок. Делать это удобно плоским металлическим предметом, например, линейкой или ножом. Рекомендуется избегать использования шлицевой отвертки, так как она может повредить корпус.
Ремонт и замена двигателя
Существуют некоторые признаки, свидетельствующие о необходимости проверки мотора пылесоса:
- прибор издает гудение или шипение при подключении к сети;
- пылесос демонстрирует слабое всасывание, не всасывает пыль или выпускает её обратно;
- из корпуса идет запах гари.
В первую очередь проведите визуальный осмотр двигателя: сгоревшие элементы или оборванные провода можно заметить сразу. Разрыв проводов чаще всего происходит, если они изготовлены из алюминия, поскольку этот металл легко повреждается при вибрациях. Обычно целостность проводов нарушается в местах их крепления.
Затем необходимо проверить работоспособность мотора: извлеките его, зажмите в тисках, установите клеммы с изоляцией и подайте на них напряжение. Если пойдут искры, это свидетельствует о наличии большого количества пыли и мусора внутри электромотора. Пыль часто скапливается в крыльчатке, которую также необходимо очищать.
Совет: для чистки корпуса коллектора можно использовать ластик, предварительно придав ему необходимую удлиненно-заостренную форму. Ластик вставляется в отверстие, затем двигатель вручную прокручивается, и грязь удаляется с его поверхности. Для очистки ластика удобно использовать ватную палочку, смоченную в спиртовом растворе.
Если внутри корпуса накопилось слишком много мусора, откройте его, приняв меры для аккуратного распрессовывания с помощью плоскогубцев, медленно отогнув края на местах креплений. Снимите, очистите и установите обратно все компоненты.
Следует учесть, что любые неполадки могут происходить из-за:
- разбалансировки крыльчатки;
- выхода из строя подшипников;
- износа щеток по обеим сторонам коллектора;
- смещения уплотнительного кольца в зоны входа в вентиляционные отверстия — его необходимо очистить и вернуть на прежнее место;
- перекрытых или поврежденных проводов — их нужно прозвонить;
- перегорания термического предохранителя на корпусе мотора.
По завершении диагностики и ремонта обязательно продуйте двигатель, чтобы избавиться от остатков пыли. В первый раз может не получиться, повторяйте процедуру до тех пор, пока не прекратится пылевая облачность.
Ремонту двигателей посвящена отдельная статья:
При установке нового двигателя на пылесос Samsung необходимо отсоединить клеммы от поврежденной детали и подключить их к новой. Новый электродвигатель может незначительно отличаться модификацией. Главное, чтобы отверстия и щетки совпадали полностью, так как двигатель устанавливается в корпус единственным способом. Он должен сесть идеально, с полным совпадением всех вырезов и углублений — развернуть мотор будет невозможно. После этого следует закрутить резинку или другие уплотнительные элементы, снова ввинтить саморезы и установить обратно кожух.
В видео ниже показан процесс разборки пылесоса и замены двигателя:
Проверка материнской платы
Если вы подозреваете наличие повреждений на материнской плате, сначала стоит проверить контакты с помощью мультиметра. При прозвонке разъемов, подключенных к двигателю, отсутствие сопротивления говорит о том, что проблема связана именно с двигателем. Если же двигатель реагирует на подачу напряжения на контакты, то неполадку необходимо искать на самой плате.
Перед началом работы очистите плату от пыли при помощи сжатого воздуха или кисточки. Как правило, из строя выходит симистор управления на плате. Если его невозможно заменить, есть возможность впаять рядом аналогичный с тем же номером модели, который выгравирован на симисторе.
Пример разборки пылесоса, у которого есть проблема с пультом управления, можно увидеть в ходе видео: