Заставляем петь винил: выбор фонокорректора

Для настройки системы необходимо подключить аудиокабель проигрывателя к входу PHONO на нашем AV-ресивере. Далее подключаем заземляющий провод проигрывателя к терминалу заземления ресивера, и после этого система готова к использованию.

Фонокорректор от А до Я

Выбор фонокорректора имеет решающее значение для покупателей виниловых проигрывателей, поскольку без него воспроизведение виниловых пластинок невозможно. Однако многие меломаны, которые только начинают знакомиться с миром винила, не понимают, что из себя представляет фонокорректор и какова его основная функция. Эта статья поможет вам разобраться в вопросах выбора и применения фонокорректора.

Фонокорректор от А до Я. Руководство по покупке и эксплуатации

Что такое фонокорректор?

Почему нельзя напрямую подключать проигрыватель к усилителю или ресиверу без фонокорректора? Ответ прост: без фонокорректора звук в колонках просто не будет слышен. Фонокорректор, известный также как phono equalizer или phono stage, предназначен для преобразования слабого сигнала, записанного на виниловой пластинке, в линейный. Он также усиливает сигнал, чтобы он соответствовал уровню, необходимому для дальнейшей обработки другими усилителями. Сигнал на виниле первоначально записывается с заметными искажениями тонального баланса, представляя собой значительное снижение от высоких к низким частотам. Поэтому, чтобы не только усилить слабый электрический сигнал, формируемый головкой звукоснимателя, но и сделать его линейным, требуется фонокорректор.

Пластинки, выпущенные с 1954 года, записываются с учетом кривой стандарта RIAA (Ассоциация звукозаписывающей индустрии Америки), частотная характеристика которой представлена на графике.

Фонокорректор от А до Я. Руководство по покупке и эксплуатации

До введения единого стандарта на рынке существовали до ста (!) различных версий частотной эквализации, применяемых звукозаписывающими лейблами для своих пластинок. Даже один лейбл мог иметь несколько разных версий эквализации для различных скоростей вращения, при каждой из которых требовалось особое подстройка. Встречались не только Columbia и Victor, но и Decca, и многие другие. Это создавалось настоящую путаницу как для производителей оборудования, так и для потребителей. В студийных фонокорректорах того времени имелись переключатели, которые позволяли выбрать одну из множества кривых. В результате сегодня большинство виниловых пластинок записаны по единому стандарту RIAA, что убережет покупателей от необходимости искать сложные корректорные устройства с множеством переключений, если только они не собираются воспроизводить обширные коллекции виниловых записей, выпущенных в 1940-50-х годах.

Фонокорректор от А до Я. Руководство по покупке и эксплуатации

Встроенный фонокорректор – благоприятный вариант для владельцев старого оборудования

Большинство старых (25-30 лет) и некоторые современные усилители уже имеют встроенные фонокорректоры. Если вы просто подключите проигрыватель к входу, обозначенному как Phono, вы сможете получить полноценное звучание. Важно помнить, что в этих системах необходимо учитывать совместимость между корректором и головкой проигрывателя. Так, MM-головка не будет работать должным образом с МС-фонокорректором.

Выбор фонокорректора

Второй вариант — фонокорректор может быть встроен непосредственно в проигрыватель. В этом случае цена вертушки, как правило, будет выше. Проблема с совместимостью головок, если используется базовая комплектация, как правило, не возникает (в технической документации должно быть указано). Преимущества такого встроенного решения заключаются в максимальной интеграции с самой конструкцией проигрывателя, хотя в недорогих моделях это не всегда соблюдается (особенно касается изделий, произведенных в Китае). Однако, несмотря на очевидные плюсы, встроенные фонокорректоры имеют и свои недостатки.

Читать еще:  ТОП-10 лучших пылесосов Dyson: рейтинг 2022-2023 года по надежности для дома. Чем отличаются пылесосы дайсон друг от друга?

Выбор фонокорректора

Главный недостаток в том, что такие устройства не всегда отличаются высокой функциональностью. Наиболее точная эквализация достигается на этапе предварительного усиления. Пользователь ограничен возможностями встроенного устройства, и в результате снижается качество звука. Более того, в некоторых случаях это связано с увеличением количества нелинейных искажений. Чем больше компонентов задействовано в цепи, тем выше вероятность ухудшения качества звука. Поэтому, конечно, интеграция фонокорректора в усилитель может привести к субъективно невыгодным результатам. Многие аудиофилы, стремящиеся к идеальному звучанию, отдают предпочтение отдельным фонокорректорам.

Ламповые фонокорректоры — наслаждение для ценителей

Одним из наилучших решений для предварительного усиления винилового звука многие специалисты считают ламповые фонокорректоры. Использование ламповых схем, в которых отсутствуют полупроводниковые компоненты, создает уникальную звуковую среду, изобилующую гармониками. Ламповая схема придаёт звуку выразительность и яркость, обеспечивая при этом широкую и глубокую звуковую сцену в сочетании с теплым звучанием и выразительными низкими частотами, что привлекает многих слушателей. Однако, данное решение не является универсальным. Чтобы в полной мере раскрыть все преимущества такого рода предусилителя, нужен ламповый усилитель.

Выбор фонокорректора

Как и в любой другой технике, у ламповых фонокорректоров есть свои недостатки. Точность эквализации у них может быть ниже, чем у устройств на основе цифровых технологий или транзисторов. Функциональность ламповых решений, как правило, также уступает. Для достижения минимальных искажений и получения чистого аналогового звучания конструкции ламповых фонокорректоров зачастую намеренно упрощают. Возможно, наиболее серьезным недостатком ламповых устройств является их высокая стоимость, порой они могут стоить значительно дороже других типов, особенно если речь идет о известных марках верхнего сегмента. Также стоит учитывать срок службы ламп и необходимость их периодической замены через несколько лет, что в конечном итоге приводит к значительным расходам. Цены на такие устройства зачастую превышают 60 000 рублей.

Выбор фонокорректора

Какой сигнал обрабатывает фонокорректор?

На виниловой пластинке записывается электрический сигнал, который впоследствии должен быть передан в усилитель. Мы упоминали, что первоначально сигнал обладает нелинейной природой и искажен. Сигналы от пластинок, произведенных после 1954 года, имеют стандарт RIAA (Recording Industry Association of America). Однако такие лейблы, как Columbia, Decca или Victor, производили записи по своим оригинальным стандартам,что негативно сказывалось на качестве звука. В чем же преимущество внешнего фонокорректора TEAC PE-505? Мы видим, что на его передней панели есть возможность выбора пресетных настроек для конкретного типа сигнала: RIAA, Decca, Columbia. В каждой из них есть соответствующая амплитудно-частотная характеристика (АЧХ). Кроме того, более опытные пользователи с обширными коллекциями винила смогут оценить функцию EQ Curves. Все эти возможности подчеркивают высокий класс фонокорректора.

Это может показаться сложным, и здесь уместна аналогия с сомелье, который на дегустации вин использует различные бокалы, чтобы максимально раскрыть характеристики вин. Например, для красных вин выбираются объемные бокалы, которые позволяют вину «дышать», что в свою очередь помогает продемонстрировать все его свойства. Но кто-то может выпить вино и из стакана для воды — и при этом утратит важные ноты. Качество сигнала — это то же самое: можно настроить сигнал с винтажных пластинок согласно их специфике, а можно просто воспроизвести звук усредненного качества. Точная настройка под конкретный тип сигнала на фонокорректоре поможет раскрыть все преимущества виниловой пластинки, и TEAC PE-505 станет отличным инструментом для этого.

Читать еще:  Miracast Display в телевизоре: особенности и использование. Miracast что это в телевизоре?

С какими типами головок звукоснимателей работает фонокорректор?

На проигрывателях винила устанавливаются либо MM-головки (с подвижным магнитом), либо MC-головки (с подвижной катушкой). Каждому из этих типов требуются определенные условия для усиления. На рынке существуют три типа фонокорректоров: для MM-головок, для MC-головок и комбинированные устройства, которые могут работать с обоими типами. Наш объект исследования — TEAC PE-505 — поддерживает все типы звукоснимателей благодаря наличию нескольких каскадов коррекции и усиления в корпусе устройства. Все тонкие настройки для конкретного типа картриджа можно осуществить через переднюю панель. Рассмотрим особенности работы фонокорректора с MM и MC более подробно.

Звукосниматели с подвижным магнитом являются наиболее распространенными на рынке и используются в проигрывателях всех ценовых диапазонов. Фонокорректор для MM-звукоснимателя предложит уровень усиления от 36 до 46 дБ. MM-головка характеризуется высоким уровнем сопротивления и индуктивности, потому MM-фонокорректор имеет входное сопротивление в 47,000 Ом (47 кОм). Однако это значение может изменяться в зависимости от типа картриджа, и для этого важен параметр ёмкости. О чем речь?

Одним из ключевых параметров, регулируемых в MM-фонокорректорах, является ёмкость, которая измеряется в пФ (пикофарадах). Она варьируется в зависимости от конкретного картриджа и может оказать значительное влияние на звук высоких частот. Не будем углубляться в физику, отметим лишь, что ёмкость — это способность накапливать электрический заряд. Поскольку у всех картриджей различный уровень ёмкости, настройка ёмкости фонокорректора позволяет точно сбалансировать его и конкретный звукосниматель. Опять же, сравнение с использованием бокалов актуально. Если на лицевой панели вы увидите обозначение pF, не беспокойтесь. Данная регулировка представляет интерес для истинных ценителей винила, и она доступна на TEAC PE-505. Что касается звука, то регулировка ёмкости влияет на уровень сглаживания высоких частот.

Система 3: фонокорректор — это отдельный компонент

В данной системе ни проигрыватель, ни AV-ресивер не имеют встроенных фонокорректоров, поэтому необходимо добавить внешний фонокорректор. Начинаем с подключения аудиокабеля проигрывателя и заземляющего провода к отдельному устройству — фонокоректору. Затем фонокорректор подключается к одному из аналоговых входов нашего AV-ресивера.

  • Ни AV-ресивер, ни проигрыватель не содержат встроенного фонокорректора.
  • Для данной конфигурации между проигрывателем и AV-ресивером требуется подключение отдельного внешнего фонокорректора.
  • Начните подключать аудиокабель от проигрывателя к входу фонокорректора. Не забудьте подключить заземляющий провод от проигрывателя (если он присутствует) к заземляющей клемме на фонокорректоре.
  • Теперь подключите аудиовыход фонокорректора к одному из аналоговых аудиовходов вашего AV-ресивера и подключите фонокорректор к источнику питания, после чего система практически готова к эксплуатации.

Что делать, если ваш проигрыватель и ресивер уже имеют встроенные фонокорректоры?

Если у вас есть информация о том, что ваш AV-ресивер и проигрыватель оборудованы встроенными фонокорректорами, обязательно подключите проигрыватель к одному из входов Line In (или AUX) вашего AV-ресивера, но не к входу Phono. В противном случае у вас возникнет риск, что два фонокорректора будут пытаться работать одновременно, что приведет к нежелательным искажениям.

Читать еще:  Как убрать значок наушников на телефоне. Как отключить наушники на телефоне?

Советы по улучшению звука

Если ваш AV-ресивер и проигрыватель уже имеют встроенные фонокорректоры, и на вашем проигрывателе есть функция, позволяющая обходить или отключать встроенный фонокорректор, вы можете провести тест и сравнить, какой из подключенных фонокорректоров — встроенный в ваш AV-ресивер или в проигрыватель — обеспечивает лучшее звучание. Вы можете обнаружить, что один из фонокорректоров значительно превосходит другой по качеству звука.

Даже если у вашего ресивера есть встроенный фонокорректор, наличие отдельного фонокорректора может улучшить общее качество звучания. Внешние фонокорректоры чаще всего имеют высококачественные электронные схемы и предлагают более тонкие регулировки и настройки, что позволяет добиться лучшего звучания.

Избавьтесь от проводов с помощью проигрывателя с Bluetooth

Некоторые модели проигрывателей оборудованы встроенным Bluetooth, что позволяет осуществлять беспроводное подключение к Bluetooth-громкоговорителям, наушникам или AV-ресиверам.

Экспертные рекомендации для вашей системы

Настройка проигрывателя и его подключение к вашей аудиосистеме может казаться сложным процессом, если вы не имеете с этим опыта. Мы готовы помочь вам на каждом этапе.

Наши консультанты помогут вам выбрать подходящий проигрыватель и AV-ресивер, а техническая поддержка по телефону доступна семь дней в неделю для ответов на любые вопросы после покупки.

Заинтересованы в дополнительных советах по выбору проигрывателя? Рекомендуем ознакомиться с нашей статьей «4 способа получить лучший звук от винилового проигрывателя и продлить жизнь записям», в которой предоставлена дополнительная информация.

Не забудьте прочитать нашу статью «Всё о виниловых проигрывателях», чтобы удостовериться, что вы получите максимальное качество звука.

Связь с головкой звукоснимателя

Существует два типа фонокорректоров: ламповые и транзисторные. Заметим также, что ламповые устройства не могут принимать сигнал от MC-головок без использования повышающего трансформатора.

В современных проигрывателях используются звукосниматели с электромагнитными головками типа MM и MC. Поэтому в настоящее время изготавливаются специальные модели транзисторных фонокорректоров как для MM, так и для MC, а также комбинированные устройства, которые позволяют переключать тип головки при необходимости.

Самые продвинутые модели фонокорректоров позволяют установку необходимых параметров, что обеспечивает наиболее точную и четкую корректировку АЧХ.

Фонокорректор работает с очень слабым сигналом, поэтому наводки от электросетей могут существенно исказить звук. В устройствах высокого класса блок питания, как правило, располагается вне устройства.

Аудиофилы и любители экспериментов иногда выбирают питание фонокорректора от аккумуляторов или даже батареек.

Можно ли обойтись без фонокорректора?

Транзисторный фонокорректор с выносным блоком питания

Транзисторный фонокорректор с выносным блоком питания

Ответ однозначный: нет. Фонокорректор – это полностью незаменимое устройство, если вы действительно цените и понимаете, что такое качественный звук, а не просто делаете вид.

Без фонокорректора невозможно правильно модернизировать аудиосистему. Приобретая специализированное фонокорректорное устройство, вы сможете улучшить звук вашей акустики и добавить ей уникальности.

Тем не менее, существуют варианты, которые могут позволить вам попробовать обойтись без фонокорректора.

Некоторые проигрыватели уже имеют встроенные фонокорректоры и могут быть подключены напрямую к усилителю. Если у вашего ресивера или усилителя есть Phono-вход, вы можете подключить проигрыватель к этому входу, даже если встроенного фонокорректора нет. Но перед этим важно убедиться, для какого типа головки звукоснимателя предназначен этот вход.

Тем не менее, мы придерживаемся мнения, что значение фонокорректора невозможно переоценить, ведь прямое подключение проигрывателя к усилителю никогда не даст наилучшего качества звука. Окончательное решение остается за вами!

Оцените статью